Научно-педагогическое наследие Г.Н. Волкова

Содержание

Слайд 2

Жизнь каждого народа выдвигает на пьедестал истории человечества людей, составляющих целую

Жизнь каждого народа выдвигает на пьедестал истории человечества
людей, составляющих целую

эпоху культурной жизни родного и других
народов страны и всей планеты. Такой личностью для многих
народов
России является Г. Н. Волков

духовный преемник, продолжатель великого
дела национального гения, патриарха народного просвещения, возложившего
на алтарь культурного развития своего и других народов свой
педагогический талант, все свои силы и долгу
ю жизнь И. Я. Яковлева.
Научно
-
педагогическая деятельность академика Геннадия Никандровича
Волкова неразрывно связана с богатым наследием просветителя чувашского
народа Ивана Яковлевича Яковлева. Как никто другой, он скрупулезно
изучил теорию и практически
й опыт обучения и воспитания И. Я. Яковлева.
И, опираясь на них, основал новое направление

этнопедагогику, которая
стала неоценимым вкладом в науку.

Этнопедагогика Г.Н.Волкова сокровищница народной жизни

Слайд 3

. Г. Н. Волков показал себя убежденным последователем и продолжателем теории

. Г. Н. Волков показал себя убежденным
последователем и продолжателем теории

и опыта И. Я. Яковлева в совре
-
менных условиях. Трудами академика пользуются педагоги, воспитатели
учебных заведений во всех регионах России. Его заслуги признаны и высоко
оценены во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, он стал ученым
поистине с мировым именем. Если делом жизн
и И. Я. Яковлева стало
служение духовному подъему чувашского и других народов, то делом жизни
Г. Н. Волкова по праву можно считать дальнейшее развитие и
совершенствование, обогащение наследия Великого Учителя и
Просветителя.
Слайд 4

Универсальность и оригинальность этнопедагогики Г. Н. Волкова состоит в том, что

Универсальность и оригинальность этнопедагогики Г. Н. Волкова состоит в том, что

она предполагает гибкую и последовательную структуру
этнизации содержания, методов, форм процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех типов образовательных учреждений. Основные идеи его трудов основаны на общечеловеческих вечных ценностях, необходимых для воспитания современного школьника с
учѐтом народных традиций, национальной культуры и реальных потребностей общества. Они во многом предопределены духовным наследием
великого просветителя, патриарха чувашского народа И. Я. Яковлева
Слайд 5

Абсолютно общими для И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова являются

Абсолютно общими для И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова являются

педагогические максимы, их духовное наставление о глубоком изучении мудрости народной педагогики, их философское осмысление педагогической культуры любого народа как факта общечеловеческой мировой цивилизации.Глубокая духовность педагогики любви, масштбность и глобальность этнопедагогических идей общечеловеческих идеалов, проповедуемых Г.Н.Волковым, проявляются в гармонической включенности в общепланетарное этнопедагогическое пространство. А для Г.Н. Волкова этнопедагогическое пространство –это вся Вселенная, это голубое небо и путеводная звезда, родные просторы и аромат полевых цветов, могучий дуб и улыбающееся солнце.
Слайд 6

.Н. Волков родился 31 октября 1927 года в с. Большие Яльчики

.Н. Волков родился 31 октября 1927 года в с. Большие Яльчики

в крестьянской семье, где помнили и лелеяли давние народные традиции общесемейного труда, взаимного уважения и любви друг к другу. Его педагогический путь начинается с должности учителя физики и математики, одновременно он пишет стихи и прозу, рассказы и сказки для детей и ведѐт дневник педагогических наблюдений. Долгое время, работая учителем, параллельно занимается научно-
преподавательской деятельностью в Чувашском госпединституте в качестве доцента,зав. кафедрой педагогики, проректора по науке.
С 1972 года вынужденный переехать в г. Москву Г.Н. Волков работает над проблемами исследования традиционной культуры воспитания, этнопедагогики и этнопедагогизации всего учебно-воспитательного процесса. Это стало делом его жизни.
Слайд 7

Еще в 50-е годы Г.Н. Волков провозгласил: «Педагогика должна быть педагогикой

Еще в 50-е годы Г.Н. Волков провозгласил: «Педагогика должна быть педагогикой

любви и свободы.
Цель школы –нести радость и счастье детям»

Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество –это
гимн матери и ребенку,
гимн любви к человечеству. Человек для него –
мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, улыбки и горечи, мудрости и мечты и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся Образы-Символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых

Слайд 8

Основные этнопедагогические идеи изложены в его многочисленных трудах, которых насчитывается до

Основные этнопедагогические идеи изложены в его многочисленных трудах, которых насчитывается до

700. А сама наука этнопедагогика началась с бабушки: «В мою жизнь раньше других пришла бабушка...
Лучшая из бабушек». Познание окружающего мира будущего ученого черпалось из бездонных источников мудрости бабушки. Ее первые уроки, уроки жизни –
сказки, рассказы и воспоминания о жизни, о людях, песни, причитания, благопожелания, которые глубоко засели в памяти внука, и легли в основу новой науки –этнопедагогики. Духовное влияние бабушки и предопределило судьбу и формирование духовности личности самого педагога и учителя.
Слайд 9

Весьма символичны слова выдающегося философа-педагога мирового масштаба В.А. Разумного. Он пишет:

Весьма символичны слова выдающегося философа-педагога мирового масштаба В.А. Разумного. Он пишет:

«Его бабушка не только воплощение опыта предков, но и его суровая, бескомпромиссная защитница, познавшая тайну народной педагогики: жизнь прекрасна трудом, высшая нравственность –в нем, только он дает людям мудрость и радость.
Г.Н. Волков –пророк новой системы образования».
Слайд 10

Жизнь показывает, что народная педагогика становится феноменом и критерием истинной демократии

Жизнь показывает, что народная педагогика становится феноменом и критерием истинной демократии

в сфере образования и воспитания подрастающих поколений.
Слайд 11

В этнопедагогической науке еѐ автор концентрированно представляет общечеловеческие духовно-нравственные ценности: жизнь,

В этнопедагогической науке еѐ автор концентрированно представляет
общечеловеческие духовно-нравственные ценности: жизнь, любовь,

родину, здоровье, свободу, веру, память... Геннадий Никандрович часто любит повторять: «Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это –стержневая линия в народном учении.
Слайд 12

Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый

Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый

символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее.
Этнопедагогика –это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа» (Г.Н. Волков).
Его лекциям по этнопедагогике аплодировало не одно поколение педагогов, аспирантов и студентов, и основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества, яркость, масштабность, неординарность его мыслей, характера и судьбы.
Слайд 13

Его дело продолжают ученики –более ста докторов и кандидатов наук, представители

Его дело продолжают ученики –более ста докторов и кандидатов наук, представители

32 национальностей, которые написали диссертации под его научным руководством и продолжают плодотворное научное сотрудничество.
Этнопедагогика, по мнению авторов, исследует систему народного воспитания и является «педагогикой национального развития, подъѐма, возрождения, одновременно педагогикой этнического самовоспитания, национальной гордости и национального спасения. Фундаментальной основой является любовь к ребенку , любовь к матери, любовь к предкам.