Синтез классических и современных методико-практических подходов в преподавании сольфеджио

Содержание

Слайд 2

Современные тенденции в образовании ориентированы на Интенсивность Креативность обучения Владение новыми технологиями и информационными источниками

Современные тенденции в образовании ориентированы на

Интенсивность

Креативность обучения

Владение новыми технологиями и информационными

источниками
Слайд 3

Современные системы развития музыкального слуха 1.Игровое сольфеджио 2. Интонационно-смысловое сольфеджио 3.

Современные системы развития музыкального слуха

1.Игровое сольфеджио
2. Интонационно-смысловое сольфеджио
3. Артикуляционно-ритмическое сольфеджио
4.Клавишное сольфеджио

Современные

инновационные педагогические технологии

Технология
развивающего обучения
2. Технологии
интегрированного и проблемного обучения
3. Организация проектной деятельности обучающихся
4. Технология
модульного обучения

Слайд 4

Современные системы развития музыкального слуха 5. Интерактивное сольфеджио 6. Творческое сольфеджио

Современные системы развития музыкального слуха

5. Интерактивное сольфеджио
6. Творческое сольфеджио
( композиция и

импровизация, развитие навыков творческого музицирования)
7. Орф-педагогика или «обучение в действии»

Современные инновационные педагогические технологии

5. Информационно-коммуникативные технологии
6. Технология комплексного обучения
7. Здоровьесберегающая, коммуникативная технология обучения через коллективную проектную деятельность

Слайд 5

В педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а

В педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а

мысль, выведенная из опыта; чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития. 

Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Слайд 6

Уфимская лаборатория музыкальной семантики Л.Н. Шаймухаметова «О методических канонах и полезных

Уфимская лаборатория музыкальной семантики Л.Н. Шаймухаметова «О методических канонах и полезных  альтернативах» 

КАНОН 1
Сольфеджио

– это учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха (ритмического чувства и ладового мышления). 

Альтернатива:
Сольфеджио – это учебная дисциплина для развития музыкального мышления и творческого воображения музыканта – будущего композитора, исполнителя и слушателя. Педагог должен научить читать, записывать и понимать нотный текст, разбираться в содержании музыкального текста и смысловой его организации.

Слайд 7

Канон 2 Сольфеджио – это учебная дисциплина, где в основном поют.

Канон 2

Сольфеджио –
это учебная дисциплина, где в основном

поют.

Альтернатива

Не только поют, но и играют на музыкальных инструментах и прежде всего – на фортепиано. Фортепиано на уроках сольфеджио – важнейший способ развития креативного мышления, формирования навыков преобразования текста, аранжировки, участия в ролевых играх и ансамблевом музицировании

Слайд 8

Канон 3 На сольфеджио изучают правила и нормы музыкального языка –

Канон 3

На сольфеджио изучают правила и нормы музыкального языка –   грамматику

и синтаксическую организацию нотного текста.

Альтернатива

Не только грамматику и синтаксис, но и семантику музыкального текста –  смысловые структуры музыкального языка и устной музыкальной речи.

Слайд 9

Из опыта работы теоретического отделения НСМШ (колледжа) В 2015 году Новосибирская

Из опыта работы теоретического отделения НСМШ (колледжа)

В 2015 году Новосибирская специальная

школа (колледж),в прошлом - ССМШ при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, отмечает свой юбилей-45 лет. Теоретическое отделение - ровесник школы. Оно было открыто одновременно с отделениями по подготовке инструменталистов.

Все эти годы преподаватели отделения вели активную методическую работу в различных городах Сибирского региона, проводили открытые уроки, мастер- классы, курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ и ДШИ, разрабатывали учебно-методические пособия по всем предметам музыкально-теоретического цикла, обобщающие накопленный педагогический опыт.

Слайд 10

В 2006 г. преподаватели теоретического отделения Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С.

В 2006 г. преподаватели теоретического отделения Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С.

Корнякова в соавторстве создают «Рабочие тетради по сольфеджио» для учащихся подготовительного,1-7 классов ДМШ и ДШИ. Работа была удостоена Диплома Международной выставки-ярмарки «ЭКСПО-Сибирь» в г. Кемерово(2006 г.) и Первой премии III регионального смотра - конкурса методических работ педагогов ССУЗов Западно-Сибирского региона (НГК им. Глинки,2008 г.).

Каждый год это учебно-методическое пособие переиздаётся в «Рекламно-издательской фирме Новосибирск».
«Рабочие тетради по сольфеджио», основанные на синтезе классических и современных методов развития музыкального слуха, получили положительную оценку педагогов ДМШ и ДШИ Сибирского региона: «Дети стали заниматься с увлечением и радостью».
Данное учебно-методическое пособие используют в своей работе преподаватели ДМШ и ДШИ Новосибирской области, Кемеровской области, Алтайского ,Красноярского края и Хакасии.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Список методических работ преподавателей теоретического отделения 1.Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С.

Список методических работ преподавателей теоретического отделения

1.Н.Л. Александрова, Ф.И. Трахтенберг, Т.С. Корнякова

«Рабочие тетради по сольфеджио»(2006,ежегодное переиздание)
2.Е.Ю. Веселовская «Солнышко смеётся» (6 книг) -поурочные разработки уроков с нотным материалом +(СД). Обучение детей 3-6 летнего возраста в игровой деятельности (ежегодное переиздание)
3.. И. В. Пушенко «Музыкально-художественные путешествия на уроках слушания музыки. Мир русской культуры».
4. Е.С. Петенева «Вокализы-сольфеджио»
(2011)
5.Н.Л.Александрова,Н.В. Маслиева «Тембровые диктанты»+ (СД)
6.Л.В. Гончарова, Л.К. Антипова «Слушание музыки» -учебное пособие для ДМШ и ДШИ (2011)

7. Н.Л. Александрова «Чтение с листа и музицирование на уроках сольфеджио на материале песен народов мира»(2013)
8.Н.Л. Александрова «Хрестоматия по сольфеджио. Вокальная музыка XVII-XIX вв.»: учебное пособие для музыкального диктанта, чтения с листа и гармонического анализа(2014)
9. А.Н. Камша-серия книг «Музыкальные инструменты» с приложением игры «Музыкальное лото» (издание2014-2015)
10.Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сб. статей преподавателей и студентов теоретического отделения НСМШ (колледжа)

Слайд 21

Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин Содержание Предисловие Страницы истории………………................................................. Раздел 1.Методические

Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин

Содержание

Предисловие Страницы истории……………….................................................
 Раздел 1.Методические работы преподавателей

теоретического отделения
 Александрова Н.Л. Сольфеджио в подготовительном классе ………………
Петенева Е.С. О проблемном методе обучения на уроках сольфеджио на примере учебных пособий М. А. Крафт…………………………………………..
Трахтенберг Ф.И. Оценочный фактор в предмете сольфеджио……………..
Корнякова Т.С. Начальный этап обучения вокалиста в классе сольфеджио…
Александрова Н.Л. О развитии творческих навыков на уроках сольфеджио...

Александров И.И. Формы музицирования на уроках композиции………………
Крапивина И.В. Современные средства наглядности на уроках сольфеджио..
Байкина Н.Л. «Анализ музыкальных произведений» в музыкальном колледже. Конспект лекций и методические советы по теме: «Функции музыкального материала в их взаимодействии с функциями частей формы»………………
Пушенко И.В. Музыкально-художественное ассоциирование на уроках слушания музыки. Образы русского православия………………………………..
Антипова Л.К., Гончарова Л.В. Опыт преподавания «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в НСМШ (колледже): к проблеме преемственности начального и среднего звена профессионального обучения.