Слушание музыки как вид учебной деятельности

Содержание

Слайд 2

Слушание, ч.2: 14 декабря 2016 https://my.webinar.ru/record/878420 Что происходит с человеком в

Слушание, ч.2:

14 декабря 2016
https://my.webinar.ru/record/878420

Что происходит с человеком в процессе музыкального

восприятия?
Психофизиология, резонанс биоритмов.
Эмоциональная память, личностный опыт
Музыкальное движение: пластическое интонирование, квазидирижирование и т.д.
Слушание музыки по методу Гродзенской: экспозиция, разработка, реприза.
Слайд 3

Описание планируемых результатов в логике «наблюдаемых действий» Задача – найти такое

Описание планируемых результатов в логике «наблюдаемых действий»

Задача – найти такое

внешне выраженное действие, которое позволило бы нам с достоверностью судить о том, что сознание ребенка «заполнено» музыкальным восприятием
Ученик демонстрирует слышание и понимание музыкального текста, которое проявляется в адекватных внешних действиях
Слайд 4

Тип ассоциаций зависит от типа музыкального высказывания Для каждого типа музыкального


Тип ассоциаций зависит от типа музыкального высказывания

Для каждого типа музыкального высказывания

нужны разные способы организации музыкального восприятия.
Слайд 5

Виды деятельности в зависимости от типа музыкального высказывания Вокализация тем, ключевых


Виды деятельности в зависимости от типа музыкального высказывания

Вокализация тем, ключевых интонаций,

пластическое интонирование мелодических линий, медитативные техники

Движение под музыку: танец и «квази» танец маршировка, подвижная игра

Переживание сюжета

Слайд 6

Жанровая основа: движение Марш – маршируем. Танец – танцуем (жанровые -

Жанровая основа: движение

Марш – маршируем. Танец – танцуем (жанровые - полька,

вальс… характерные - учитель танцев…)
Слайд 7

ПОЛЬКА vs ВАЛЬС

ПОЛЬКА vs ВАЛЬС

Слайд 8

ПОЛЬКА vs ВАЛЬС

ПОЛЬКА vs ВАЛЬС

Слайд 9

Жанровая основа: движение Образ танца через использование образного реквизита: различные куклы,

Жанровая основа: движение

Образ танца через использование образного реквизита: различные куклы, бумажные

фигурки и др. ( «Девицы-красавицы», «Петрушка, арап, балерина», «Невылупившиеся цыплята», вальс до # минор Ф. Шопена)
Художественный предметный образ для воплощения идеи внутреннего движения («Подснежник» П. И. Чайковского, «Вечерняя» В.А. Гаврилина, «Снег идет» Г. В. Свиридова, «Великий колокольный звон» М. П. Мусоргского)
Слайд 10

Жанровая основа: пение Пропевать целесообразно именно песенные мелодии («Вечер» С. С.

Жанровая основа: пение

Пропевать целесообразно именно песенные мелодии («Вечер» С. С. Прокофьев,

«Прогулка» М. П. Мусоргский, вальс из балета «Спящая красавица», «Утро» Э. Грига
С осторожностью: «В церкви» П. И. Чайковский, «Ходит месяц над лугами», «Болтунья» С. С. Прокофьев, оперные хоры и арии, темы Л. Бетховена, М. И. Глинки
Но при этом… : 40-я симфония Моцарта, «Клоуны» Д. Б. Кабалевский, и т.д.
Слайд 11

Жанровая основа: инструментальная игра Фортепианная фактура (1 концерт для ф-но с

Жанровая основа: инструментальная игра

Фортепианная фактура (1 концерт для ф-но с оркестром

П. И. Чайковского, «К Элизе» Л. Бетховена, «Революционный этюд» Ф. Шопена)
Скрипичная фактура («Каприс» Паганини, 1 концерт для ф-но с оркестром П. И. Чайковского, темы Джульетты из балета С. С. Прокофьева, Ноктюрн А. П. Бородина, «Времена года» А. Вивальди)
Духовая фактура («Шутка» И. С. Баха, тема II-части 4-й симфонии П. И. Чайковского, «Петя и волк» С. С. Прокофьева)
Слайд 12

«Игра» в исполнительские действия. Логика усложнения

«Игра» в исполнительские действия. Логика усложнения

Слайд 13

П. Я. Гальперин: Поэтапное формирование умственных действий Формирование ориентировочной основы будущего

П. Я. Гальперин: Поэтапное формирование умственных действий

Формирование ориентировочной основы будущего действия
Этап

материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий.
Этап внешнеречевых действий
Речь «про себя».
Умственное действие полностью переносится во внутренний план, автоматизируется, в дальнейшем выполняется качественно и без участия сознания.
Слайд 14

Музыкальная специфика поэтапного формирование умственных действий Главная проблема – говорение во

Музыкальная специфика поэтапного формирование умственных действий

Главная проблема – говорение во время

музыки.
Подтекстовка как способ освоения игровых движений на начальном этапе обучения («вот иду я вверх…, вот иду я вниз», «та-та два кота…», орфовские речевые модели)
Возможная ситуативная аранжировка этапа внешнеречевых действий (Что и как ты делал? Что ты хотел сделать?): конкурс скрипачей, вариант парной работы - педагог готовит юного музыканта к выступлению на международном конкурсе.
Слайд 15

Программность: не свободные фантазии, а сфокусированность… Ситуативное углубление: представьте, что вы

Программность: не свободные фантазии, а сфокусированность…

Ситуативное углубление:
представьте, что вы оказались....
расскажите,

что вы себе представили.. ( с осторожностью)
Примерить «авторскую позицию»
Как звучит месяц февраль? Как услышал его П. И. Чайковский?
Какие тембры, интонации, мотивчики находит А. Шнитке для коллективного портрета чиновников?
Идентификация с «лирическим героем»:
Ч. Айвз «Вопрос, оставшийся без ответа».
Слайд 16

Стиль – основа поиска адекватных средств. ку-ку.. Общие формы движения.. Л.

Стиль – основа поиска адекватных средств.

ку-ку..

Общие формы движения..

Л. Дакен. Кукушка

Звукоизобразительный мотив

+ общие формы движения:
Курица - Курица (1) Курица (2)
Слайд 17

Барокко. Риторические фигуры Умирание, угасание И. С. Бах. Фуга c-moll (ХТК

Барокко. Риторические фигуры

Умирание, угасание

И. С. Бах. Фуга c-moll (ХТК 1 том)

вздохи

Захарова

http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=2165
Носина http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XVIII/?id=4986

Генеральная пауза

Ansbasis
Catabasis
Circulatio
Exclamatio
Aposiopasis
Suspiratio

Слайд 18

Языковые уровни музыкального языка. Лексика – инструментальная тема Фразеология – способы

Языковые уровни музыкального языка.

Лексика – инструментальная тема
Фразеология – способы экспонирования и

разработки
Тип высказывания – музыкальная форма
Мотивы живые «клетки» темы.
Кропотливая работа – рассматривание под «микроскопом» как из интонационного зерна прорастает музыкальная тема, и оформляется в партию сонаты или симфонии, вступает в диалог или схватку с другими темами, растет и развивается или растворяется или погибает ? драматургия
Слайд 19

Венский классицизм. ХарАктерная тема Общие формы движения.. Моцарт. Соната C-dur

Венский классицизм.

ХарАктерная тема

Общие формы движения..

Моцарт. Соната C-dur