Танцевальная Азбука

Содержание

Слайд 2

Танцевальная Азбука Виды танцевальных занятий в детском саду В ДОУ практикуются

Танцевальная Азбука

Виды танцевальных занятий в детском саду
В ДОУ практикуются следующие виды

танцевальных занятий:
ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 3

Виды танцевальных движений для дошкольников Танцевальные движения (шаги) в детском саду

Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются

последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 4

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 5

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 6

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 7

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 8

Слайд 9

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 10

Аккомпанемент - музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений

Аккомпанемент - музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т.

д. Аккорд (созвучие) - одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию. Акцент (ударение) - подчеркивание какого-либо звука, аккорда. Акцент имеет различные графические обозначения: >, V , ^ , sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных  произведениях. Акцент может проставляться между   нотными   строками   или над  каждой  в  отдельности  в  зависимости от исполнительской   выразительности. Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков: # (диез)  повышает на полутон; b (бемоль) понижает на полутон; - (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д. Ансамбль (вместе).
1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д.
2. Единый художественный коллектив.
3. Слитность, согласованность хорового исполнения. Аппликатура — обозначение в нотах правильного чередования пальцев для удобства игры на музыкальных инструментах. Арпеджио — последовательное исполнение в аккорде звуков одного за другим.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 11

Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального отрывка, который обозначается так:

Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального отрывка, который обозначается так:
Гамма — звукоряд

— последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Гамма диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней). Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народном или других стилях. Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности.
2. Учебный предмет в теории музыки.

Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента). Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.

Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым потам и т. д.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 12

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную). Диссонанс —

созвучие,  в  котором  звуки  не  сочетаются,  вызывают  ощущение согласованности. Жанр  - понятие   определяющее содержание,  характер,  направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом   (марш, танец и т.п.). Затакт - начало музыкального произведения со слабой доли.

Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу). Звукоряд – последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа ,соль, ля, си. Импровизация – творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д. Интервал – расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний – вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д. Интонация – мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью. Ключ – знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки. Наиболее употребительны:

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 13

Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют

Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг

друга. Лад – соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков. Легато – связанное исполнение нескольких звуков. Лига – графическое изображение в виде дуги (вогнутой или выгнутой), которая обозначает связанное исполнение нескольких звуков разной высоты,

увеличение длительности одного звука, объединение звуков, исполняемых в песне на один слог.
Мелизмы -своеобразные музыкальные украшения   одного звука:

Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием. Метр - последовательное чередование сильных и слабых долей в такте. Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки. Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). Модуляция— логичный, интонационный переход в другую тональность. Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю. Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота — графическое изображение звука. Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот. Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки. Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 14

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте. Размер

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте. Размер — количество сильных

и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ѕ, 6/8 и т. д. Регистр — определяет звуковой диапазон  музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий. Ритм — последовательное  чередование  звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение. Синкопа – смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую. Стаккато – исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 15

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями

Такт — небольшой   отрезок   музыкального   произведения,   заключенный   между двумя сильными долями   (начинается

с сильной и заканчивается перед сильной) Такт разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией). Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Темп проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио). Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона. Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Тон имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда. Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности. Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Трезвучие может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад. Фактура—сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д. Фермата — графическое обозначение дополнительного продления, звучания в целях большей выразительности.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 16

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм,

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию,

структуру. В узком понимании Форма — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы. Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации.
Вокально-хоровое искусство
А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пенис без инструментального сопровождения. Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки. Вокальная музыка — предназначена для пения.  Различают три основных вида пения:   сольное   (один   исполнитель),   ансамблевое   (дуэты,   трио   и   т.   д.),   хоровое (коллективное   исполнение,   одноголосное   или   многоголосное,   с   сопровождением.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 17

Вокальное искусство — певческое мастерство. Детонирование — неправильное, неточное звучание. Диапазон

Вокальное искусство — певческое мастерство. Детонирование — неправильное, неточное звучание. Диапазон — звуковой объем певческого голоса. Дикция —

четкое, внятное, выразительное произношение слов. Запев - начало сольной или хоровой песни. Кантилена- напевная, плавная, манера исполнения. Припев - часть песни (в куплетной форме), исполняемая на один и тот же текст.
Танец
Бульба — белорусская народная песня-пляска оживленного, веселого характера, имеющая двухдольный размер. Вальс — бальный   танец   плавного,   умеренно   быстрого   характера,   имеющего трехдольный размер. Галоп — бальный танец, темп стремительно быстрый; размер две четверти. Гопак — украинский народный танец, быстрый, стремительный, основанный на больших прыжках; размер две четверти. Краковяк — польский народным танец, оживленного характера; размер две четверти; ритм с характерными синкопами. Лявониха - белорусская народная песня-пляска живого, веселого характера с подчеркнутыми притопами в конце каждой музыкальной фразы; темп быстрый; размер две четверти.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 18

Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный.

Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный. Менуэт — старинный

французский бальный танец плавного, несколько кокетливого характера; размер три четверти; темп ускоренный. Полька — чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера; размер двухдольный; темп быстрый. Хоровод — массовая игра, с пением и движениями по кругу.
Элементы танцевальных движений
Бегунец — элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». И. п.: ноги в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Оттолкнуться левой ногой и сделать небольшой прыжок вперед правой ногой (счет «раз»), мягко на нее опустившись; затем продвинуться вперед на легком беге: левой ногой (счет «и»), правой ногой (счет «два»). После этого начинать те же движения с левой ноги (прыжок, перебежка и т. д.). Боковой галоп — элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». И. п.: основная стойка. Движения легкие, пружинящие. На «раз» — небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону (с носка ноги, слегка сгибая колени); на «и» — приземлиться на левую; на «два и» — повторить движения. Дробный шаг. И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется ритмично, на месте, на всей ступне с быстро чередующимися притопами: правой, левой, правой и т. д. Па-де-баск — элемент танца. И. п.: ноги d основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» — небольшой прыжок, толчком левой ноги, правую вынести вперед-вправо (невысоко над полом); на «раз» — приземлиться на правую ногу, левую согнуть, колено наружу; на «и» -

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 19

Ковырялочка — элемент танца. И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется

Ковырялочка — элемент танца. И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «раз

и, два и». На «раз и» — небольшой подскок на левой ноге, одновременно правую отвести в сторону, коснувшись носком пола, слегка согнутое колено повернуть внутрь; на «два и» — сделать второй подскок на левой ноге, правую поставить на пятку, колено повернуть наружу. шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два» - шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть. Русский переменный шаг. И. п.: основная стойка. Выполняется на счет «раз и два и» На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка; на «и» - небольшой шаг левой ногой на носок (пятка поднята невысоко); на «два и» - небольшой шаг правой ногой вперед с носка. Затем движения выполняются с левой ноги. Русский хороводный шаг. И. п.: ноги в третьей позиции (пятка правой ноги приставляется к середине левой ступни). Движения представляют собой плавный поочередный шаг каждой ногой с коска. Шаг вальса (гимнастический). И. п.: стойка на носках. Выполняется на счет- «раз два три». На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено (мягко пружиня); на «два, три» - два небольших шага вперед левой затем правой ногой на носках (ноги прямые). Шаг вальса (танцевальный). И. п.: стойка на носках. Исполняется, как и предыдущий шаг, но на беге, стремительно.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 20

Шаг польки. И. п.: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет

Шаг польки. И. п.: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет «и раз,

и два» На «и» — маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую слегка приподнять вперед; на «раз» - шаг правой вперед на носок; на «и» - приставить левую ногу сзади к правой (третья позиция); на «два» — шаг правой ногой вперед. Шаг с припаданием. И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» — правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» — сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено, одновременно левую, согнутую в колене ногу, приподнять; на «и» — выпрямляя ноги, встать на-носок левой ноги (сзади правой), правую отвести в сторону; на «два и»— повторить движения. Шаг с притопом. И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется на счет «раз, два». На «раз» — небольшой шаг с ударом правой ноги об пол, на «два» — такой же шаг левой ногой.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Слайд 21

движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а

движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а

также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки - это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его со производит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс».

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна

Чувство ритма.
Чувство ритма– это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.
Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные

Слайд 22

Выразительные средства музыки. Мелодия( вокальные, инструментальные)- последовательность музыкальных звуков, объединенных посредством

Выразительные средства музыки.
Мелодия( вокальные, инструментальные)- последовательность музыкальных звуков, объединенных

посредством ритма и лада, выражающая музыкальную мысль.
Ритм- соразмерность. Ритм в музыке- равномерное чередование длительности звуков. Ни одна мелодия не мыслима без ритма и количество ритмических вариантов бесконечно велико, они зависят от творческой фантазии композитора.
Лад- согласованность звуков в музыке, разных по высоте.
Основных ладов 2: минорный и мажорный.
Динамика- сила звучания. Основных динамических оттенков 2: форте(громко) и пиано ( тихо).
Темп- скорость исполнения музыкального произведения: быстрый, медленный и умеренный.
Тембр- окраска звука. Каждый человеческий голос и каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр. По тембру мы отличаем голоса певцов.
Диапазон- расстояние от низкого звука до высокого.
Регистр- место положения звука: высокий, низкий и средний.

Гармония- аккорды и их последовательность.
Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Выразительность языка музыки во многом схожа с выразительностью языка речи. Музыкальные звуки воспринимаются слухом так же как и речь. С помощью голоса передаются эмоции, состояние человека: тревога, радость, печаль, нежность, плачь. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными особенностями.

Музыкальный руководитель Омарова Наиля Гаджимурадовна