Этнопсихология. Этническая психология как наука. Основные категории

Содержание

Слайд 2

План Этническая психология как наука. Основные категории. Этапы развития представлений о

План

Этническая психология как наука. Основные категории.
Этапы развития представлений о предмете

этнопсихологии.
1. Зарождение этнопсихологии как науки (М. Лацарус, Г. Штейнталь).
2. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания.
3. Психологическое направление в американской этнологии.
3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и личность»).
3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер).
3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением.
3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления.
3.5 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического состава этноса.
4. Этнопсихология в России. Г. Г. Шпет о предмете этнопсихологии.
III. Основные методологические основы этнопсихологии.
Методы и основные направления исследований этнопсихологии.
Слайд 3

Этническая психология как наука (понятие, предмет, цели и задачи, структура, междисциплинарные

Этническая психология как наука (понятие, предмет, цели и задачи, структура, междисциплинарные связи,

основные понятия)

В.Г. Крысько:
этнопсихология -
междисциплинарная отрасль знания,
изучающая этнические особенности
психики, национальный характер,
закономерности формирования и
функции национального
самосознания, этностереотипов и т.д.

Т. Г. Стефаненко:
этнопсихология -
междисциплинарная
область знания,
теоретическая основа
которой - этнология
(культурная антропология) и
психология.

1. Этнологическая психология (психологическая антропология)

2. Сравнительно-культурная
(кросс-культурная) психология

3. Психология межэтнических отношений

Слайд 4

Психологическая (этнологическая) антропология. Основные направления: 1. Исследование социализации детей (этнография детства).

Психологическая (этнологическая) антропология. Основные направления: 1. Исследование социализации детей (этнография детства). 2. Исследование

национального характера. 3. Анализ нормы и патологии в разных культурах.

Школы психологической антропологии
Психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм и др.).
«Культура и личность». 4 подхода:
Конфигурации культур (Бенедикт).
Базовая и модальная личность (Кардинер, Линтон и др.).
Национальный характер (Хсю, Горер и др.).
Сравнительно-культурный (Дж. и Б. Уайтинги).
«Социальная структура и личность».
Когнитивная антропология.
- Исследование примитивного мышления (Леви-Брюль, Леви-Строс).
- Анализ проблем возрастного развития (Пиаже и др.)

Слайд 5

Кросс-культурная (сравнительно-культурная) психология. Предмет - изучение сходства и различий психологических (переменных)

Кросс-культурная (сравнительно-культурная) психология. Предмет - изучение сходства и различий психологических (переменных) в

различных культурах и этнических общностях.

Цель -
«Перенос и проверка».
Психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются «на прочность» в других культурах.

2. Поиск и универсалий и культурно-специфических психологических явлений.

3. Создание более универсальной этнопсихологии,
теория и законы которой валидны для возможно большего числа этносов и культур.

Слайд 6

Цели этнопсихологии: 1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной

Цели этнопсихологии: 1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 2.

Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности.

Задачи этнопсихологии:
Осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей;
Изучение специфики национальной психики:
мотивационной сферы и протекания волевых процессов;
характеристик познавательной деятельности;
закономерностей протекания и содержания эмоциональной жизни (национальных чувств) и коммуникативной сферы.
Сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов.

Слайд 7

Междисциплинарные связи этнопсихологии Педагогика межнациональ-ного общения История Философия Этнография (этнология) Культурная антропология Психология Этнопсихология

Междисциплинарные связи этнопсихологии

Педагогика
межнациональ-ного общения

История

Философия

Этнография
(этнология)

Культурная
антропология

Психология

Этнопсихология

Слайд 8

Основные категории этнической психологии 1. Раса 2. Нация 3. Этнос 3.1

Основные категории этнической психологии

1. Раса

2. Нация

3. Этнос

3.1 Трактовка (Л. Гумилев,

Ю. Бромлей, С. Арутюнов)

3.2 Витальные и ментальные особенности этноса

3.3 Этническое самосознание и этническая идентичность

Психологическое измерение наций (культур).

Слайд 9

Подходы к пониманию понятия «этнос» Ю.В. Бромлей: Этнос - исторически сложившаяся

Подходы к пониманию понятия «этнос»

Ю.В. Бромлей:
Этнос -
исторически сложившаяся
на

определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими
относительно стабильными
особенностями языка,
культуры и психики, а
также сознанием своего
единства и отличия от
других (самосознанием),
фиксированным в самоназвании

Л.Н. Гумилев:
Этнос -
это природное явление. Коллектив людей (динамическая система),
противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам
(«мы» и «не мы»), имеющий свою особую структуру и оригинальный стереотип поведения, который усваивается в процессе культурной социализации.

Этнос как реальная группа людей

Слайд 10

Информационно-когнитивный подход (С.А. Арутюнов и Н.Н. Чебоксаров) - Этносы - это

Информационно-когнитивный подход (С.А. Арутюнов и Н.Н. Чебоксаров) -

Этносы -
это

пространственно ограниченные
«сгустки» специфической культурной информации,
а межэтнические контакты - обмен такой информацией.
Главным и определяющим признаком этноса
являются не люди как носители специфической культурной информации, а сама эта информация, ее содержание, специфичность, подлежащая обмену на другую специфичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно - как процесс информационного обмена.
Слайд 11

Этническое самосознание и этническая идентичность (этничность) (Д. Рисман, 1953 г.) Этническое

Этническое самосознание и этническая идентичность (этничность) (Д. Рисман, 1953 г.)

Этническое самосознание -


часть этнического сознания;
осознание индивидами
собственной принадлежности
к определенной этнической
общности.

Этническое сознание
(этническая идентичность) - совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, социально-психологические установки и стереотипы.

Главная характеристика этнического самосознания

Этническое
бессознательное

Слайд 12

II. Основные этапы развития представлений о предмете этнопсихологии Зарождение этнопсихологии (М.

II. Основные этапы развития представлений о предмете этнопсихологии

Зарождение этнопсихологии (М. Лацарус,

Г. Штейнталь).
В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания.
Психологическое направление в американской этнологии.
3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и личность»).
3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер).
3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением.
3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления.
3.5 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического состава этноса.
Этнопсихология в России.
4.1 Г. Г. Шпет о предмете этнопсихологии.
4.2 Культурно-историческая школа Л.С. Выготского.
Слайд 13

1. Зарождение этнопсихологии (психологии народов) (М. Лацарус и Г. Штейнталь, середина

1. Зарождение этнопсихологии (психологии народов) (М. Лацарус и Г. Штейнталь, середина

19 века, 1860 г.)

Народный дух -
особое замкнутое образование (таинственное и непознаваемое), выражающее психическое свойство индивидов,
принадлежащих к определенной нации.
Основные задачи психологии народов:
Познание психологической сущности «народного духа» (психология народов - продолжение индивидуальной психологии).
Открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и науке.
Выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Изучение содержания национального самосознания путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

Слайд 14

2. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания. Содержание

2. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания.

Содержание «души

народа» -
общие представления, чувства и стремления.
Общие представления проявляются в языке, мифах и обычаях.
Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи.
Мифы (первобытное миросозерцание и начала религии) таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.
Обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.
Две части этнопсихологии:
Абстрактная («историческая психология народов»), которая пытается разъяснить общие условия и законы «национального духа».
Конкретная («психологическая этнология»), задача которой дать характеристику духа отдельных народов и их особые формы развития.
Слайд 15

3. Психологическое направление в американской этнологии 3.1 Конфигурации культур (теория «Культура

3. Психологическое направление в американской этнологии 3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и

личность»)

Ф. Боас - теория «Культура и личность»
(к. 20-х - н. 30-х гг. 20 в.):
Возвращение к индивидуальной психологии.
Разработка понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого.
Особое внимание к процессу формирования личности и к сексуальной сфере.
Р. Бенедикт - «Конфигурации культур» (1932 г.)
Новаторская идея о фундаментальных различиях между культурами, каждая из которых имеет свою культурную доминанту (т.н. культурный релятивизм).
Практически отождествляет культуру и личность (культура - это личность общества).
Принципиально не различает психологическое, социальное и культурное.

Слайд 16

«Конфигурации культур» (типологии культур) по Р. Бенедикт Аполлонический тип - Созерцательный,

«Конфигурации культур» (типологии культур) по Р. Бенедикт

Аполлонический тип -
Созерцательный,

логичный, интеллектуальный. Ценит умеренность и
сбалансированность. Приверженность «среднему пути», отказ от
сильных эмоций типа гнева или ревности. Избегание крайностей,
насилия. В детях воспитывается ответственность перед обществом и стремление к кооперации, а не независимость и самоутверждение.
Дионисический тип -
Значимость буйства и экстаза. Путь крайностей, прославление
индивидов, которые могут вырваться из границ здравого смысла.
Высоко оцениваются любые способы, с помощью которых люди
способны разрушить рутину повседневности. Высоким статусом
обладают те, кто показал себя бесстрашным и жестоким,
презирающим опасность, безудержным в радости и в горе.
Параноидальный тип -
Постоянный конфликт, подозрительность, противопоставление.
Дети приучаются к тому, что выигрыш одного человека - проигрыш для другого.
Слайд 17

3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер, Р. Линтон) Наличие в

3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер, Р. Линтон)

Наличие в каждой

культуре одного доминирующего типа личности и причинной связи между личностью и культурой.
Понятие базовой личности - это основная личностная структура, формируемая данной культурой и адаптированная к реальной жизни в определенной культуре (склонности, представления, способы связи с другими людьми).
Для раскрытия базовой личности использовались не статистические, а описательные методы, часто личные впечатления.
Попытка доказать существование непосредственной связи между обусловленными культурой первыми «опытами» и переживаниями человека в младенческом возрасте и базовой структурой личности («пеленочный детерминизм»).
Слайд 18

Модальная личность (Р. Линтон) Модальная личность - наиболее распространенный (модный) тип

Модальная личность (Р. Линтон)

Модальная личность -
наиболее распространенный (модный) тип личности

в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся.
Черты личности изучаются статистическими, прежде всего тестовыми методами.
Концепция мультимодалъных обществ - каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.
Слайд 19

3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и

3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и

современным мышлением

Особенности коллективных представлений
первобытного человека:
крайняя эмоциональную интенсивность;
нечувствительность к логическим противоречиям;
непроницаемость для объективного опыта;
мистическое содержание коллективных представлений,
отсутствие потребности в познании окружающего мира.
Интерпретация особенностей с позиций культурного релятивизма, введение нового понятия - пралогическое мышление (или пралогическая ментальность).

Слайд 20

3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления Человека развитого

3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления

Человека развитого и

«примитивного» объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума.
Примитивное мышление не отличается от современного.
Прогресс произошел не в мышлении, а в окружающем мире.
Универсальная человеческая потребность -
«жажда объективного познания».
Функция мышления на любых этапах истории человечества состоит в категоризации мира с помощью бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений).
Концепция направлена не на выявление различий между представителями различных этнических общностей, а на нахождение того, что может их объединить.
Слайд 21

3.4 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического

3.4 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического

состава этноса

Концепция К. Юнга - отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики.
Можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом.
Сохранение структурной модели личности: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы).
По такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к чувствующим интровертам, японцев - к интуитивным интровертам, африканцев - к интуитивным экстравертам, арабов - к мыслительным интровертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к чувствующим экстравертам и т.д.

Слайд 22

4. Этнопсихология в России 1. «Психическая этнография» (Н.Н. Надеждин). Изучение духовной

4. Этнопсихология в России

1. «Психическая этнография» (Н.Н. Надеждин).
Изучение духовной стороны человеческой

природы, способностей, силы воли
характера, чувство человеческого достоинства и т.п. Проявление народной
психологии - устное народное творчество.
2. «Встраивание» этнопсихологии в психологию (К.Д. Кавелин).
Установление общих законов психической жизни на основе сравнения
однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у
одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.
«Объективный» метод изучения народной психологии по продуктам
духовной деятельности - памятникам культуры, обычаям, фольклору,
верованиям.
3. А. А. Потебня.
Язык - главный фактор, объединяющий людей в «народность». Народность
это этническая идентичность, ощущение общности на основе своеобразия и
единства зыка. Как только ребенок овладевает языком, он обретает традиции.
Утрата языка приводит к денационализации.
Слайд 23

4.1 Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии (20-е гг. XX

4.1 Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии (20-е гг. XX

)

Кабинет «этнической и социальной психологии» при ИФФ Московского университета.
Этнопсихология - описательная наука, отрасль психологии
(язык, мифы, верования, нравы, искусство и др.).
Предмет -
типические коллективные переживания (близко - ментальность).
Принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям, которые образуют содержание истории народа.
Важная особенность этнической идентичности - единство человека с народом определяется обоюдным актом признания.

Слайд 24

4.2 Культурно-историческая школа (Л.С. Выготский, конец 20 гг. ХХ в.) Этническая

4.2 Культурно-историческая школа (Л.С. Выготский, конец 20 гг. ХХ в.)

Этническая психология –


«психология примитивных народов».
Предмет –
кросскультурные исследования,
межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» и цивилизованных обществ.
Сравнительный анализ психической деятельности культурного человека и «примитива».
Слайд 25

Проверь себя… Р. Бенедикт. 2. Ф. Боас. 3. Г.Г. Шпет. 4.

Проверь себя…

Р. Бенедикт.
2. Ф. Боас.
3. Г.Г. Шпет.
4. К. Юнг.
5. Л. Леви-Брюль.
6.

К. Леви-Строс.
7. А. Кардинер,
Р. Линтон.
8. М. Лацарус и
Г. Штейнталь.

А. Этнос как определенный психологический тип
Б. Базовая и модальная личность.
В. Основоположники этнопсихологии.
Г. Этническая идентичность - как обоюдный акт признания.
Д. Теория «Конфигурации культур».
Е. Теория «Культура и личность».
Ж. Концепция о качественных различиях между первобытным и современным мышлением.
З. Универсальность культуры мышления.

Слайд 26

3. Основные методологические направления этнопсихологии (релятивизм, абсолютизм, универсализм) Релятивизм (равные, но

3. Основные методологические направления этнопсихологии (релятивизм, абсолютизм, универсализм)

Релятивизм (равные, но разные)
Подчеркивание различий

между культурами.
Различия интерпретируются с качественной, а не с количественной точки зрения.
Максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов.
Релятивизм не означает явного или скрытого расизма. Напротив, все культуры равные, но разные.
Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «исходя из их ценностей». Даже людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где они практиковались.
Пример культурного релятивизма - концепция конфигурации культур Р. Бенедикт.
Слайд 27

Абсолютизм (одинаковые, но неравные) Абсолютизация сходства между культурами, отрицание любой специфики,

Абсолютизм (одинаковые, но неравные)

Абсолютизация сходства между культурами, отрицание любой специфики, очевидных

различий.
Если различия обнаруживаются, их интерпретируют как количественные.
Все культуры одинаковые, но неравные.
Игнорирование возможности того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции (этноцентризм).
Доказательства превосходства одних народов над другими из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних.
Пример абсолютистской концепции - использование тестов интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях.
«Абсолютизм наоборот» (М. Коул):
Культуры - равные и одинаковые.
Наличие различий объясняется неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями.
Слайд 28

Универсализм (равные, одинаковые) Единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями.

Универсализм (равные, одинаковые)

Единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями.
Базовые

психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура.
Культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые.
Сравнения проводятся, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры.
Главный вопрос - в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека.
Выявление универсальных психологических понятий, которые могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре.
Слайд 29

IV. Методы и основные направления исследований этнопсихологии Общепсихологические методы (наблюдение, эксперимент,

IV. Методы и основные направления исследований этнопсихологии

Общепсихологические методы (наблюдение, эксперимент, беседа,

тесты и др.).
Метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам.
Бихевиористский метод - наблюдение за поведением отдельного индивида и этнических групп
Исследование продуктов деятельности (рисунков, письменных сочинений, фольклора).