Основы ораторского искусства

Содержание

Слайд 2

Сколько миллионов идей, которые могли бы сделать мир лучше, остались не понятными? ►

Сколько миллионов идей, которые могли бы сделать мир лучше, остались не

понятными?


Слайд 3

Шаг 1. Секреты эффективного обучения - Максимум практики! - Учись, обучая!

Шаг 1. Секреты эффективного обучения
- Максимум практики!
- Учись, обучая!

- Критикуй грамотно!
- Мечтай о большем!


Слайд 4

Максимум практики! «Научиться говорить можно только говоря» Скилеф Выступать, выступать, выступать…

Максимум практики!
«Научиться говорить можно только говоря»
Скилеф
Выступать, выступать, выступать…
Упражнение:

- Одноминутное выступление, пять раз в день.


Слайд 5

Учись, обучая! «Уча, учимся» Сенека Старший Помогая кому-то, мы помогаем себе.

Учись, обучая!
«Уча, учимся»
Сенека Старший
Помогая кому-то, мы помогаем себе.
Упражнение:

- Листы анализа выступлений. Сильные и слабые стороны.


Слайд 6

Критикуй грамотно! «Не показывай пальцем – покажи собой» Станислав Ежи Лец

Критикуй грамотно!
«Не показывай пальцем – покажи собой»
Станислав Ежи Лец
Принципы

грамотной критики:
- Создать атмосферу доверия и дружественности;
- Сначала оратор получает советы от самого себя;
- Искренность;
- Похвалите;
- Что добавить в позитивной форме;
- Будьте конкретны;
- Краткость;
- Подведите итоги.


Слайд 7

Мечтай о большем! «Без сомнения мы становимся тем, кого представляем себе»

Мечтай о большем!
«Без сомнения мы становимся тем, кого представляем себе»

Клод М. Бристоль
Всегда держать перед глазами цели, которые нужно достичь.
Упражнение:
- Создайте образ свое вдохновляющей цели.


Слайд 8

Шаг 2. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией «Когда вы достигните

Шаг 2. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией
«Когда вы достигните самообладания

и научитесь контролировать свои страсти, вы забудете о том, что такое отчаяние»
Махатма Ганди
Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти.


Слайд 9

Некоторые приемы преодоления: - Работа с телом. - Воображение. - Опыт. ►

Некоторые приемы преодоления:
- Работа с телом.
- Воображение.
- Опыт.


Слайд 10

Работа с телом. Дыхание: - Глубокий вдох и резкий выдох; -

Работа с телом.
Дыхание:
- Глубокий вдох и резкий выдох;
- Двойной

вдох – двойной выдох;
- Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще выдыхаем, пауза, еще выдыхаем… и так еще несколько раз. И после этого – медленный, спокойный выдох. Потом подышать как обычно;
- Дыхание по квадрату. Вдох 2 секунды, пауза 2 секунды, выдох 2 секунды, пауза 2 секунды.


Слайд 11

Физическая встряска: Страх – это во многом переизбыток гормона адреналина, который

Физическая встряска:
Страх – это во многом переизбыток гормона адреналина, который выбрасывается

в кровь в момент опасности, повышает физические силы человека и меняет его психическое состояние.
Слайд 12

«Спустить пары» можно физическими действиями: - Отжимания, приседания, подняться пешком на

«Спустить пары» можно физическими действиями:
- Отжимания, приседания, подняться пешком на

10 этаж. Важно успеть восстановить дыхание после такой физической нагрузки.
- Встаете и начинаете вибрировать всем телом.
Слайд 13

Воображение. Своими мыслями мы можем вызвать страх, но так же можно

Воображение.
Своими мыслями мы можем вызвать страх, но так же можно в

воображение создать то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию.
Упражнение:
- Фантазировать!


Слайд 14

Опыт. «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт»

Опыт.
«В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт»
Мигель

Сервантес
Выступать, выступать и еще раз выступать… При всякой удобной возможности. Достаточно выступить 10-20 раз, чтобы страх сошел на нет. Приходит ощущение освоения территории.


Слайд 15

Шаг 3. Невербальное воздействие на аудиторию - Энергетика речи. - Конгруэнтность (естественность, искренность). ►

Шаг 3. Невербальное воздействие на аудиторию
- Энергетика речи.
-

Конгруэнтность (естественность, искренность).


Слайд 16

Энергетика речи. От нее зависит, спокойна или возбуждена аудитория, насколько силен

Энергетика речи.
От нее зависит, спокойна или возбуждена аудитория, насколько силен эмоциональный

накал. Энергетика – один из самых важных параметров, определяющих успех выступления.


Слайд 17

Параметры, влияющие на энергетику речи: - Передвижения. Как оратор начинает ходить,

Параметры, влияющие на энергетику речи:
- Передвижения. Как оратор начинает ходить, жестикулировать,

энергетика возрастает.
- Близость к аудитории. Каждый шаг от слушателей – минус, к слушателям – плюс.
- Жестикуляция. Мелкие жесты – признак неуверенности, широкие – признак хозяина, уверенного и сильного человека.
- Громкость, сила голоса. Обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика. Чем тише – тем слабее.
- Эмоциональность. Чем больше эмоций в вашем выступлении – тем сильнее энергетика.
- Обращенность к слушателям. Смотреть в глаза слушателям, обращайтесь именно к ним.
- Разнообразие. Передвижения не должны быть предсказуемые. Жесты и эмоции должны быть разными.


Слайд 18

Важно понимать. Какая степень энергетики нужна для того или иного выступления. ►

Важно понимать. Какая степень энергетики нужна для того или иного выступления.


Слайд 19

Конгруэнтность (естественность, искренность). « Ничто так не мешает естественности, как желание

Конгруэнтность (естественность, искренность).
« Ничто так не мешает естественности, как желание казаться

естественным»
Франсуа да Ларошфуко
Если поза, жесты, мимика не соответствуют содержанию речи, это есть неконгруэнтность. Конгруэнтность же – это согласование вербальных и невербальных компонентов коммуникаций. Доверие информации начинается с доверия к ее источнику. Неконгруэнтность воспринимается как обман.


Слайд 20

Шаг 4. Работа с голосом Голос – один из богатейших инструментов

Шаг 4. Работа с голосом
Голос – один из богатейших инструментов оратора.

Чем богаче и насыщенней голос, тем оратору проще воздействовать на слушателей, а слушателям – понимать оратора. Важность имеет голосовая разминка и разминка для лица. Рабочие инструменты – язык, губы, челюсть. Их полезно разминать.


Слайд 21

Разомнемся! «Теория без практики мертва» А.В. Суворов ►

Разомнемся!
«Теория без практики мертва»
А.В. Суворов


Слайд 22

- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят


- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а

для бобрят добры.
- Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
- Перепёлка перепелят прятала у ребят.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
- Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
Слайд 23

- Жили-были три китайца Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони. Жили-были три китайки



- Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три

китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Слайд 24

Шаг 5. Поза. Жесты. Движения «Ораторы, говорящие сидя, если даже речь

Шаг 5. Поза. Жесты. Движения
«Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их

обладает такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь»
Птений Младший


Слайд 25

Основная (классическая) поза оратора: - Ноги на ширине плеч. - Носки

Основная (классическая) поза оратора:
- Ноги на ширине плеч.
- Носки

врозь, на 30-40 градусов.
- Колени прямые (опора на обе ноги).
- Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60% на отставленной вперед ноге.
- Прямая осанка.
- Распрямляем плечи.
- Добавляем комфорта (небольшими движениями (± 2 см.) корректируем получившуюся позу для себя).


Слайд 26

Главный принцип в постановке на публике – чтобы оратору было комфортно.

Главный принцип в постановке на публике – чтобы оратору было комфортно.

Искать удобную для себя позу, но она должна быть комфортна и слушателям.


Слайд 27

Базовое положение рук. Неудачное положение рук: - Руки за спиной в

Базовое положение рук.
Неудачное положение рук:
- Руки за спиной в замке.

Практически лишает жестов.
- Руки в карманах. Лишает свободы движения и не есть прилично вообще.
- Руки перед собой в позе «медосмотра».
- Правая рука обхватывает 1-2 пальца на левой руке. Выглядит неуверенно.


Слайд 28

Удачные базовые положение: - Руки спокойно висят вдоль тела. Классика. -

Удачные базовые положение:
- Руки спокойно висят вдоль тела. Классика.
-

Руки домиком висят на уровне живота. Пальцы правой и левой руки соприкасаются друг с другом подушечками.
- Руки с переплетенными пальцами на уровне живота.
- Одна ладонь лежит на другой на уровне живота. Важно, чтобы руки не сильно сжимали друг друга, иначе получается «заламывание».
Слайд 29

Жесты. «Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения

Жесты.
«Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук…»


Готхольд Пессен
Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, призваны помогать слушателям в восприятии информации. Они «говорят» вместе с оратором и об ораторе – иногда в соответствии с его намерениями, а порой и вопреки им.


Слайд 30

Симметрия. «Я бы отдал свою правую руку, чтобы одинаково свободно владеть

Симметрия.
«Я бы отдал свою правую руку, чтобы одинаково свободно владеть обеими

руками»
Боксерский юмор
Если человек жестикулирует одной рукой, это смотрится неестественно. Для жестикуляции нужно использовать обе руки, создавая ощущение симметричности движений.
Слайд 31

Широта. Широкие жесты демонстрируют вашу уверенность в себе, так же как

Широта.
Широкие жесты демонстрируют вашу уверенность в себе, так же как

мелкие и зажатые – вашу робость перед аудиторией. Нужно совершать широкие и свободные перемещения по пространству, осваивая его – делая его своим.
Слайд 32

Законченность. Нужно позволять жесту развиваться до конца, до финальной точки.

Законченность.
Нужно позволять жесту развиваться до конца, до финальной точки.

Слайд 33

Открытость. «Нельзя пожать друг другу руку со сжатыми кулаками» Индира Ганди

Открытость.
«Нельзя пожать друг другу руку со сжатыми кулаками»
Индира Ганди
Спокойно делать

открытые жесты в сторону аудитории. Стараться, чтобы 40-50 % жестов были открытыми.
Упражнение:
- Дирижер, 5-10 минут.
Слайд 34

Жесты-паразиты. Потирание носа, затылка, подбородка, приведение прически в порядок, приподнимание очков

Жесты-паразиты.
Потирание носа, затылка, подбородка, приведение прически в порядок, приподнимание очков на

переносице, верчение какого-то предмета в руках, встряхивание невидимых пылинок с одежды.
Слайд 35

Соответствие мимики, жестов и слов. «Жест должен отражать мысль, он гармоничен

Соответствие мимики, жестов и слов.
«Жест должен отражать мысль, он гармоничен или

глуп в зависимости о того, умен артист или нет»
Сара Бернар
Когда жесты говорят одно, а слова – другое. Доверие к оратору уменьшается.
Слайд 36

Передвижение по аудитории. Движущийся объект в 7 раз сильнее привлекает внимание.

Передвижение по аудитории.
Движущийся объект в 7 раз сильнее привлекает внимание. Точно

так же движущийся оратор лучше притягивает и удерживает внимание аудитории. Передвижение помогает сбросить избыточное волнение, поднять энергетику выступления, справиться с трудным слушателем (приближение к «вредному слушателю»).


Слайд 37

Захват выгодной позиции в пространстве. Если до вас на этом месте

Захват выгодной позиции в пространстве. Если до вас на этом месте

выступал плохой оратор, не нужно начинать выступление с данной позиции. И наоборот, если на данном месте выступал великолепный оратор, то можно начать с этой позиции его выступление.
Маркировки пространства. Разделять пространственно разные темы в своем выступлении. Одно место положительное, другое отрицательное.
Слайд 38

Основные правила при движении: - 20% на 80%. 20-30% находится в

Основные правила при движении:
- 20% на 80%. 20-30% находится в

движении, а 70-80% спокойно и стабильно стоять в основной позе оратора.
- Лицом к аудитории. Корпус все время должен быть развернут к слушателям. Угол в 45 градусов (когда вы вполоборота к аудитории.
- Разнообразие траектории и скорости.
- Фиксация в конечных точках. Важно чтобы оратор четко фиксировался в конечных точках, причем именно в основной позе оратора. Траектория «тигра в клетке» быстро наскучит.
- Не пятиться назад. Назад передвигаться лучше во время пауз. А главные тезисы произносить, приближаясь к аудитории.
Слайд 39

- Не переплетать ноги. Если ходить, то ходить красиво. - Уважать

- Не переплетать ноги. Если ходить, то ходить красиво.
- Уважать

личное пространство слушателей. Не нарушать границ их личного пространства – не нависать, не давить. Не загораживать собой доску или слайды. Не двигаться, когда говорит кто-то из слушателей. Лучше выслушать вопрос из зала, стоя на месте. Иногда можно присесть на свободное место лицом к аудитории, если оно не в конце, а в середине, чтобы сблизиться с аудиторией, стать «своим человеком».
Слайд 40

Если оратору по регламенту нельзя передвигаться, делаем упор на содержание, интонации,

Если оратору по регламенту нельзя передвигаться, делаем упор на содержание, интонации,

грамотные паузы. Но можно и подключить тело, повороты корпуса, соседи справа и слева, за круглым столом, не должны попадать в «мертвую зону» вашего внимания.
«Легализация» движения. Используется для того, чтобы движения не выглядели странными. Например повесить плакат и т.д. Движущиеся объекты в 7 раз больше привлекают внимание, чем статичные.
Лучше двигаться меньше, но лучше – со смыслом, естественно, гармонично.
Слайд 41

Шаг 6. Контакт с аудиторией «Понимание – начало согласия» Бенедикт Спиноза

Шаг 6. Контакт с аудиторией
«Понимание – начало согласия»
Бенедикт Спиноза
Контакт может

быть создан за счет правильного подобранного содержания, которое находит отклик в сердцах слушателей, и за счет живой, увлекательной формы преподнесения материала.


Слайд 42

Приемы: - Контакт глазами (Охватываем взглядом всю аудиторию. Слышите шум, значит

Приемы:
- Контакт глазами (Охватываем взглядом всю аудиторию. Слышите шум, значит

вы давно не баловали своим вниманием эту часть аудитории. Хаотический взгляд. Если вам задали вопрос 30% внимания на задавшего вопрос, 70% на остальную аудиторию.).
- Цепляющие вопросы (Вопросы в зал – это один из самых сильных инструментов оратора, помогают превращать выступление из монолога в диалог. Оратор может передохнуть. Получить обратную связь от слушателей, поняли ли они, о чем говорил оратор.


Слайд 43

Шаг 7. Парная работа «Если с другом вышел в путь, веселей

Шаг 7. Парная работа
«Если с другом вышел в путь, веселей дорога!»

Из песни
«Двое храбрее втрое»
Владислав Гжещик
Парная работа создает неиссякаемый поток внимания слушателей.


Слайд 44

Преимущества парной работы для зрителей: - Каждый по-своему преподносит материал. -

Преимущества парной работы для зрителей:
- Каждый по-своему преподносит материал.
-

Выше энергетика.
- Охват большого объема аудитории. Когда один молчит, он может взглядом охватывать часть аудитории, которая осталась за пределами внимания напарника.
- Распределение ролей. «Злой» и «добрый» полицейский например.


Слайд 45

Преимущества парной работы для ораторов: - Передав слово партнеру, можно перевести

Преимущества парной работы для ораторов:
- Передав слово партнеру, можно перевести

дух. И подумать о чем говорить дальше.
- Спокойнее выступать, зная, что можно опереться на надежное плечо.
- Если один влекся, потерял контроль над временем, то второй подскажет, что не так и исправит ситуацию.


Слайд 46

Передача хода. Это подобно пинг-понгу. Один начинает фразу, другой продолжает. Сигналы

Передача хода. Это подобно пинг-понгу. Один начинает фразу, другой продолжает.
Сигналы для

передачи хода:
- Жест или поворот тела в сторону партнера.
- Взгляд, который обычно сопровождается короткими кивком головы – давай подхватывай!
- Пауза, чтобы партнер понял, что его очередь говорить.
- Вопрос партнеру: «А что ты думаешь по этому поводу?»


Слайд 47

Перехват хода. Партнера понесло, он не дает вам говорить, что делать?

Перехват хода. Партнера понесло, он не дает вам говорить, что делать?

Один из приемов – приблизиться к партнеру. Можно использовать телесный контакт – положить руку на плечо.
«Не подставляй партнера, а подставляй плечо»
А.В. Иванов
Поддерживайте друг друга! Какую бы глупость не ляпнул бы ваш партнер. Поддержка – самое главное в парной работе, а так же работайте в одном ритме, подстраивайтесь под энергетику партнера.


Слайд 48

Шаг 8. Чтение текста «Читай не так, как пономарь. А с

Шаг 8. Чтение текста
«Читай не так, как пономарь. А с чувством,

с толком, с расстановкой»
А.С. Грибоедов
Не нужно во время чтения дарить все свое внимание и энергию не слушателям, а листку бумаги.


Слайд 49

Правила: - Контакт глазами. Если вы не будете видеть слушателей, то

Правила:
- Контакт глазами. Если вы не будете видеть слушателей, то

они тоже не будут видеть вас. Подкрепляйте свои слова взглядом.
- Длительность фраз и длительность пауз. Важно подобрать оптимальный размер текста, который вы будете схватывать взглядом за один раз.
- Темп речи. Скорость чтения у нас в 3-4 раза выше скорости говорения. Помните про это – говорите – м-е-д-л-е-н-н-е-е. Делая паузы.
- Интонации. Не нужно терять интонацию, будет монотонно и сухо.


Слайд 50

- Жесты. Одна рука занята, держа листок. Используйте жесты, мимику, движения

- Жесты. Одна рука занята, держа листок. Используйте жесты, мимику, движения

корпуса, чтобы оживить выступление.
- Свои слова. Не читайте дословно, пересказывайте текст своими словами. На одно предложение в тексте создавайте 2-3 своих предложения. Речь будет насыщенной и естественной.
Слайд 51

Шаг 9. Убеждающие выступление «Успех – это произведение интересных мыслей на

Шаг 9. Убеждающие выступление
«Успех – это произведение интересных мыслей на умение

их донести»
Скилеф
Структура убеждающего выступления:
- Тезис. Он должен присутствовать, ясный, понятный. К чему вы призывайте? В чем ваша идея (в 2-3 словах)? Слоган, как удар хлыстом.


Слайд 52

- Аргументация. Ваши аргументы, это факты, доводы в поддержку вашего тезиса.

- Аргументация. Ваши аргументы, это факты, доводы в поддержку вашего тезиса.

Они убеждают слушателя в истинности вашего тезиса. Аргументов должно быть больше трех (психолог. феномен: 1=1, 2=2, 3=много). Находим, как минимум три аргумента в поддержку совей идеи. Закон 7+-2 (для толпы 3+-1) единиц информации для воприятия.
Слайд 53

Приемы для создания границ между аргументами: - Считать: «Во-первых, во-вторых, в-третьих…»

Приемы для создания границ между аргументами:
- Считать: «Во-первых, во-вторых, в-третьих…»

- Делать четкие паузы между аргументами.
- Загибать пальцы.
- Перемещаться в пространстве так, чтобы каждая точка пространства соответствовала одному из аргументов.


Слайд 54

Аргументы должны быть краткими. В толпе интеллект каждого индивидуума понижается. С

Аргументы должны быть краткими. В толпе интеллект каждого индивидуума понижается. С

толпой нужно говорить максимально просто и кратко. Аргумент, упакованный в 5 предложений, поймут и запомнят гораздо лучше чем аргумент, упакованный в 10 предложений. Сильное начало и сильное завершение. Самые сильные аргументы используйте в начале и в заключении совей речи.


Слайд 55

На этом все, но пару слов о внешнем виде и о «пересыхании» и… ►

На этом все, но пару слов о внешнем виде и о

«пересыхании» и…