Последователи Фрейда. Неофрейдизм

Содержание

Слайд 2

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Аналитическая психология Основные труды: 1921

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Аналитическая психология

Основные труды:
1921 – «Психологические типы»
1928

– «Эссе об аналитической психологии»
1933 – «Современный человек в поисках души»
1951 – «Эон. Введение в феноменологию самости».
Теоретические расхождения с Фрейдом
Юнг считал неправомерным предложенное Фрейдом сведение энергии Эроса исключительно к сексуальной энергии (либидо) и не поддержал гипотезу Эдипова комплекса.
Принимая в целом концепцию бессознательного, Юнг находил фрейдовскую концепцию личного бессознательного неудовлетворительной, заменив ее собственным учением о коллективном бессознательном.
В отличие от Фрейда, считавшего религию неврозом, Юнг выступал за сближение психологии и религиозных учений древности.
Слайд 3

К.Г.Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр

К.Г.Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр

Слайд 4

«Коллективное бессознательное» представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную

«Коллективное бессознательное» представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную

историю, а также дочеловеческое животное существование. Это резервуар, где сконцентрированы все «архетипы».

«Индивидуальное бессознательное»
отражает личностный опыт отдельного человека, состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Слайд 5

Коллективное бессознательное (КБ) и архетипы Коллективное бессознательное (КБ) Архетип – (от

Коллективное бессознательное (КБ) и архетипы

Коллективное бессознательное (КБ)

Архетип – (от греч. arche

– начало
и typos – образ) – априорные
(доопытные, изначально присущие
психике) схемы, шаблоны, формы,
направляющие представления,
эмоции и интерпретацию
непосредственного опыта.

Архетип == знанию.

Архетип – способ
интерпретации знаний,
которые ему поставля-
ет опыт.

Слайд 6

Рисунок Архетипы представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе

Рисунок

Архетипы
представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых

оформляются конкретные, наполненные содержанием образы.
Конкретные образы соответствуют в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Учение Юнга об архетипах

Слайд 7

Виды коллективных архетипов Самость Целостность человека, человеческого Я. Интеграция всех личностных

Виды коллективных архетипов

Самость
Целостность человека, человеческого Я.
Интеграция всех личностных

возможностей.
Цель жизни – осознание и проникновение в глубины собственной самости; воплощение Самости, то есть гармонизация и воплощение всех псих. Возможностей.
Символы: круг, квадрат, мандала
Слайд 8

Анима (от лат. Anima – душа) Персонификация женского начала в бессознательном


Анима
(от лат. Anima – душа)
Персонификация женского
начала в бессознательном
мужчины

Развивает в мужчине
женские качества


Анимус
(от лат. Anima – душа)
Персонификация мужского
начала в бессознательном
женщины
Развивает в женщине
мужские качества

Обеспечивает привязанность к противоположному полу
Связывает сознание с коллективным бессознательным

Слайд 9

Персона Первоначально – маска, которую Носили актеры в античном театре По

Персона
Первоначально – маска, которую
Носили актеры в античном театре
По Юнгу, приспособительная

система
или манера себя вести, с помощью
которой мы общаемся с миром.
Система социальных ролей,
усваиваемых в детстве,
в т.ч. профессия.
Слайд 10

Тень Сумма всех личных и коллективных установок, которые не совместимы с

Тень
Сумма всех личных и коллективных
установок, которые не совместимы
с сознательно избранным образом
жизни

и которые объединяются в
относительно автономную часть
личности
Как элемент ЛБ – тень – негативное
Alter-ego человека
Как элемент КБ – Тень - это
архетип Сатаны
Слайд 11

Развитие личности Индивидуация По Юнгу – цель личностного развития; «самосозидание» и

Развитие личности

Индивидуация
По Юнгу – цель личностного развития; «самосозидание» и

«самовоплощение» человеком своей «глубинной внутренней, предельной и не с чем не сравнимой уникальности».
Невозможна без интеграции и гармонизации всех внутренних сил и тенденций, в т.ч. Персоны и Тени
Слайд 12

Психологические типы Направленность Я - психический склад личности, основная жизненная установка

Психологические типы

Направленность Я - психический склад личности,
основная жизненная установка
Экстраверт
(от

лат. extra - вне и
verto -обращаю)
Направленность интереса на
внешний мир,
Склонен избегать «погружений»
в собственный внутренний мир

Интроверт
(от лат. Intro – внутрь,
verto – обращаю)
Направленность интереса на
собственный внутренний мир
Склонен дистанцироваться от
внешнего мира

Психические функции

Рациональность

Иррациональность

Мышление

Чувство

Ощущение

Интуиция

Амбоверты
( от греч. Amphi
Двусторонний)

Слайд 13

Альфред Адлер (1870 -1937) основатель индивидуальной психологии Основные труды: Ок. 300

Альфред Адлер (1870 -1937) основатель индивидуальной психологии

Основные труды: Ок. 300 книг и

статей
1907 – «Исследование физической неполноценности и
ее психической компенсации»
1927 – «Практика и теория индивидуальной психологии»
1931 – «Смысл жизни»
Теоретические расхождения с Фрейдом:
Адлер отверг учение Фрейда 1) о либидо, как основной движущей энергии человека, 2) о первостепенном значении первых лет жизни для формирования личности.
По Адлеру человеческое поведение предопределяют не сексуальные, а агрессивные влечения – стремление к власти.
Адлер отверг введенное Фрейдом разделение психики на Я, Оно и Сверх-я, предложив рассматривать человека как единый, неделимый, согласующийся организм, т.е. как индивидуума ( от лат. individuum – неделимый).
Слайд 14

Рисунок Теория «индивидуальной психологии»: (человек –существо социальное, а не биологическое). На

Рисунок

Теория «индивидуальной психологии»:
(человек –существо социальное, а не биологическое).
На передний план

выдвигаются социальные побуждения человека. Понятие «социального» не выходит за рамки бессознательных влечений («стремлений к власти»).
Причина развития индивида заключается в стремлении преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности».
Слайд 15

Фикционный финализм (воображаемые (фиктивные) цели, ценность которых не проверяется на практике)

Фикционный финализм
(воображаемые (фиктивные)
цели, ценность которых
не проверяется на практике)

Основной

мотив
врожденное стремление
к совершенству
и превосходству

Комплекс неполноценности

Компенсация КН
- преувеличение собственных достоинств

Сверхкомпенсация КН
комплекс превосходства

Индивидуум -
творческое и
самоопределяющееся
целое

Социальный
контекст
общественные связи
- оценки других людей
- социальный интерес

Стиль жизни

Слайд 16

Причины комплекса неполноценности Физическая неполноценность Чрезмерная опека родителей Отвержение со стороны

Причины комплекса неполноценности

Физическая
неполноценность

Чрезмерная
опека
родителей

Отвержение
со стороны
родителей

Компенсация КН
- преувеличение собственных достоинств

Сверхкомпенсация

КН
комплекс превосходства, стремление к власти
Слайд 17

Типы личности по А. Адлеру Управляющий тип Чувство превосходства над другими.

Типы личности по А. Адлеру

Управляющий тип
Чувство превосходства
над другими.
Самоуверенность,
напористость, активность

в преследовании личных
целей.
Равнодушие к другим
людям.
Возможно, асоциальное
поведение.

Берущий тип
Паразитическое отноше-
ние к внешнему миру.
Удовлетворение собст-
венных потребностей
за счет других.
Низкая активность,
отсутствие социального
интереса.
Зависимость от других
людей.

Избегающий тип
Страх перед неудачей
больше, чем ожидаемое
удовлетворение от побед
Низкий социальный
интерес.
Пассивность,
безынициативность.
Бегство от проблем.
Социально-полезный тип
Сочетание высокой степени социального интереса и высокой активности.
Проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними.
Осознает важность сотрудничества, личного мужества.
Готов вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Слайд 18

Альфред Адлер утверждал, что социальный интерес, связанный с «чувством общности», «чувством

Альфред Адлер утверждал, что социальный интерес, связанный с «чувством общности», «чувством

солидарности», «чувством единения индивида со всем человечеством», является врожденным, а его проявление свидетельствует о зрелости личности.
Слайд 19

Рисунок Теория «коллективных неврозов»: Неврозы вызываются культурными факторами Основные побудительные мотивы

Рисунок

Теория «коллективных неврозов»:
Неврозы вызываются культурными факторами
Основные побудительные мотивы деятельности человека

– «стремление к безопасности» («Наши внутренние конфликты»)
Группы потребностей, в зависимости от отношения личности к окружающим людям: потребности, направленные к людям, от людей и против людей.
Карен Хорни (1885-1953)
Слайд 20

Центральное место в системе своих взглядов Хорни отводила понятию базальной тревожности,

Центральное место в системе своих взглядов Хорни отводила понятию базальной тревожности,

источником которой являются недостаток родительского внимания и ласки в детстве и возникающее у ребенка чувство одиночества и беззащитности в потенциально враждебном ему мире. Все, что может нарушить систему взаимоотношений родителя и ребенка, приводит в конечном итоге к формированию этой основной, базальной тревоги. По сути, Хорни выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (в терминологии Хорни - культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. В отличие от инстинктов как фактора мотивации поведения (о чем говорил Фрейд), Хорни в число доминирующих факторов относит потребность в безопасности и освобождении от страха.
Слайд 21

Десять невротических потребностей, описанных Хорни Избыточная потребность Проявления в поведении 1.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни
Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В

любви и одобрении - Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере - Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях - Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти - Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других - Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их