Проблема определения содержания воспитания. Современные концепции определения содержания воспитания

Содержание

Слайд 2

Содержание воспитания Это система знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств

Содержание воспитания

Это система знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и

черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами.
Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум.
Слайд 3

Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые

Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями,

которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития.
Слайд 4

В практическом плане содержание воспитания должно быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

В практическом плане содержание воспитания должно быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1)

нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;
2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;
3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.
Слайд 5

Подходы к рассмотрению содержания воспитания 1. Первый подход связан с пониманием

Подходы к рассмотрению содержания воспитания

1. Первый подход связан с пониманием воспитания как

процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:
личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи {патриотическое воспитание);
интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);
духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);
потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);
потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).
Слайд 6

2. Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры

2. Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С.

Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которую принято понимать как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности:
жизненного самоопределения;
семейных отношений;
экономической культуры и культуры труда;
политической, демократической и правовой;
интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения;
экологической, художественной, физической.
Слайд 7

3. Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И.

3. Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова,

Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах.
В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений.
Слайд 8

4. Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения

4. Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности

к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой ребенок вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его.
Слайд 9

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с

разных сторон.
Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом.
Вместе с тем, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы.
Слайд 10

Современные концепции определения содержания воспитания Концепция – это система взглядов, определенный

Современные концепции определения содержания воспитания

Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания

целей, задач, организации воспитательных программ.
До 90-х годов ХХ века в СССР приоритетной была концепция, представлявшая комплексный подход к воспитанию. Он предполагает перспективное, комплексное планирование работы, систематический учет ее результатов, корректирование на этой основе воспитательного процесса. Цель воспитания в рамках данного подхода – это всестороннее развитие личности. 
Слайд 11

Культурологическая концепция (Е. В. Бондаревская). Целью воспитания является целостный человек культуры.

Культурологическая концепция (Е. В. Бондаревская).
Целью воспитания является целостный человек культуры.

Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная.
Слайд 12

Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека. Цель

Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека.
Цель

воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.
Слайд 13

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман)

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман) рассматривает

воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Цель воспитания – дать ребенку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности.
Слайд 14

Ценностные отношения как основное содержание воспитания Отношение — это связь, избирательно

Ценностные отношения как основное содержание воспитания

Отношение — это связь, избирательно установленная

в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности).
Слайд 15

Ценностные отношения Это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям,

Ценностные отношения

Это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям,

таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда само отношение выступает в качестве ценности.
Слайд 16

Ценностные отношения носят обобщающий характер и, обладая данной широкой чертой, способны

Ценностные отношения носят обобщающий характер и, обладая данной широкой чертой, способны

включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.
Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных и др.
Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.