Психологическая помощь в детям и подросткам с девиантным поведением. Практическое занятие 7

Содержание

Слайд 2

Цель: сформировать представление о кинотренинге как эффективной психотехнологии оказания психологической помощи

Цель: сформировать представление о кинотренинге как эффективной психотехнологии оказания психологической помощи

детям и подросткам с девиантным поведением, структуре кинотренинга, задачах взаимодействия психолога с участниками тренинга, признаках эффективности кинотерапии (на примере х/ф «Мужчины, женщины и дети»)
Слайд 3

Задание (письменно): Опишите свои чувства, мысли, реакции, которые вызвал у вас

Задание (письменно):
Опишите свои чувства, мысли, реакции, которые вызвал у вас это

фильм
Кто из героев привлек ваше внимание больше других? Чем он вас «зацепил»?
Какие стереотипы вы можете выделить у героев фильма. Встречаете ли вы их в повседневной жизни?
Как сложится дальнейшая жизнь у героев?
Как вы думаете про что этот фильм?
Что вы поняли про себя, посмотрев этот фильм?
Слайд 4

Первое упражнение. «Рассказ из образа». Любой из участников (в идеале каждый,

Первое упражнение.  «Рассказ из образа». Любой из участников (в идеале каждый,

хотя, это не обязательно) садится  на «горячий стул» и начинает рассказ из образа любого из героев фильма, отвечая на вопросы: что происходило, что он делал, что чувствовал, как он оценивает происходящее,  какие эмоции он испытывал  в ходе происходящего и т.п.
После того, как он заканчивает свой рассказ, остальные участники тренинга задают вопросы, обращенные к  человеку в образе, т.е. фактически к герою фильма. Тренинговая направленность  упражнения: Данное упражнение позволяет  сформировать и развить эмпатию как свойство личности, наработать навыки психологического анализа образа и личности, выявить собственные блоки (психотерапевтический эффект), определить собственную систему ценностей,  научиться вербализовывать собственные чувства, мысли, эмоции и т.п. без страха оценки и  осуждения со стороны окружающих. У участников тренинга  также формируется  более  полное представление  о возможностях коммуникации  и важности  умения задавать правильные  вопросы для ее развития.
Наблюдение: Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение оказывается довольно трудным для участников. Участнику, говорящему из образа все время кажется, что он сказал не все, и самое главное не удалось сформулировать.
. Интересный феномен, возникающий на тренинге, состоит в том, что почти каждый участник начинает с того, что заявляет близок ему или нет этот герой, чаще всего, подразумевая, похож герой фильма на участника тренинга или нет. Таким образом, механизм идентификации зрителя с героем  и сравнения уже включается на стадии просмотра фильма. Это подготавливает и обеспечивает начало и проведения и второго упражнения тренинга.
Слайд 5

Второе упражнение «Анализ личности героя». Свободная, контролируемая тренером дискуссия участников, где

Второе упражнение «Анализ личности героя». Свободная, контролируемая тренером  дискуссия  участников, где

они свободно обсуждают и высказывают собственное мнение по поводу личности того или иного героя.
Тренер следит за тем, что бы все могли высказать свое мнение, чтобы не было «выскакивания» из упражнения в другие формы (например, когда участники   вместо обсуждения личности героя, начинают обсуждать личности друг друга). 
Тренер следит за регламентом и соответствием происходящего задаче, в тоже время он может выступать и в качестве участника тренинга, вставляя свои замечания по ходу обсуждения относительно личности героя.
Наблюдение: Одна из задач тренера – «подбрасывать поленьев в костер» за счет собственных замечаний или вопросов, стимулирующих группу к аналитической работе. Когда участники входят во вкус их иногда трудно остановить. Таким образом, данное упражнение еще и активизирует группу.
Слайд 6

Третье упражнение «Обратный монтаж». направленно на выявление последовательности действий героя фильма

Третье упражнение  «Обратный монтаж». направленно на выявление последовательности действий  героя фильма с

целью анализа его мотивов, понимания скрытого смысла его поступков,  определения того, что «осталось за кадром», т.е. более полного анализа его жизненной ситуации.
Во многом носит проективный характер, при этом многие дополнительные смыслы возникают в результате коллективного мыслительного   синтеза в совместной  работе участников тренинга.
Тренируются те функции интеллекта, которые в психологии принято называть  социальным и эмоциональным интеллектом,
Слайд 7

Четвертое упражнение «Анализ сюжетных линий». Состоит в направленном анализе взаимодействия отдельных

Четвертое упражнение  «Анализ сюжетных линий». Состоит в направленном анализе взаимодействия отдельных героев

фильма с точки зрения оценки его динамики, скрытых и явных мотивов,  т.е. психологического содержания этого взаимодействия.
Процедура состоит в избирательном  просматривании сцен из фильма, в котором отражено взаимодействие анализируемых героев.
Эффект  упражнения во многом совпадает с эффектом предыдущего, но содержание значительно усложняется и увеличивается, поскольку данное упражнение направлено на выявление и анализ групповой динамики в развитии сюжета фильма. Имеет психотерапевтическую направленность (как и другие) : позволяет участникам тренинга (при наличии у них функции рефлексии), с помощью механизма идентификации с героем анализировать свой собственный опыт взаимодействия с другими людьми, давая интересный материал для психологического анализа участников тренинга.
Слайд 8

Пятое упражнение «Что дальше?» Состоит оно в том, что участники тренинга

Пятое упражнение «Что дальше?»
Состоит оно в том, что участники тренинга в

дискуссионной манере определяют возможное развитие событий  в отношении каждого героя в отдельности, и  взаимодействия героев в будущем, после событий показанных в фильме.
Состоит в тренировке   мышления,  формировании  и развитии   его проективных (рефлексивных по способу осуществления) функций. Упражнение одно из самых сложных и не всегда участники тренинга до него доходят.
Шестое упражнение  «А как бы я поступил на его месте?» Метод  критического инцидента. Носит в основном психотерапевтический характер и направлено на углубление анализа участниками собственной личности. Упражнение проходит по следующей схеме: участники определяют те события в фильме,  которые  являются ключевыми для судьбы героя, и  рассматривают их с собственной «колокольни», т.е. что в действиях героя было правильным, что неправильным, и как бы они поступили на его месте, а также какие в принципе возможны варианты, чем они обусловлены, какие из них предпочтительнее и почему.
Слайд 9

Седьмое упражнение «Что хотел сказать этим автор фильма?» Позволяет тренировать способность

Седьмое упражнение  «Что хотел сказать этим автор фильма?» Позволяет тренировать способность выявлять позицию

автора, его мотивы, ценности, пристрастия, установки и т.п. В данном случае это можно рассматривать как диалог между автором фильма и его зрителем, что собственно и является одним из  основных содержаний кинопросмотра.
Результаты данного упражнения интересны с точки зрения воздействия фильма на сознание потребителей, развитие вкуса, более глубокого понимания замысла автора и способности к критическому восприятию произведений киноискусства. 
Успешность данного упражнения в основном зависит от степени профессионализма тренера, поскольку ему в этом упражнении отводится не только  роль ведущего, т.е. организатора дискуссии, задающего вопросы, резюмирующего точки зрения участников, а также переводчика высказываний участников тренинга, не совсем понятных для остальных. Тренер  должен также разбираться в киноязыке, владеть максимумом культурных ассоциаций, уметь формулировать и передавать другим те впечатления, которые проходят на бессознательном уровне.
Слайд 10

Основные трудности: — борьба за лидерство участников тренинга, — сопротивление участников

Основные трудности:

— борьба за лидерство участников тренинга,
— сопротивление участников тренинга психологическому

анализу,
— скатывание к социально-одобряемому поведению в ущерб психологическому содержанию,
— ценностные конфликты с  переходом на личности
— анархизм во всех его проявлениях,
— выявление старых, затаившихся обид и выяснение отношений участников тренинга,
— выраженные реакции  (аффективные приступы) у отдельных участников на фоне психологического напряжения, сопровождающего реальную психологическую работу в группе и другое.
Слайд 11

Алгоритм проведения кинотренинга Первый этап кинотерапии - организационный. 1. В зависимости

Алгоритм проведения кинотренинга
Первый этап кинотерапии - организационный.
1. В зависимости от поставленных

задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут и 30 минут на обсуждение фильма.
Второй этап – практический - просмотр фильма.
2. Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:
- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
- позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
- эмоциональные и физиологические переживания;
- стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;
-после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.
Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.
3. Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.
Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.
4. Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей.
Количество участников: 10-15 человек .
Продолжительность: 2-2,5 часа.