Роль игровой деятельности в учебном процессе

Содержание

Слайд 2

Введение Актуальность: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей

Введение

Актуальность:
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна

быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Цель исследования:
Изучить разные игры, как средства повышения эффективности учебного процесса.
Слайд 3

Игра как психологическое явление. Теории происхождения игры. Начало разработки общей теории

Игра как психологическое явление.

Теории происхождения игры.
Начало разработки общей теории игры следует

относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
Слайд 4

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры: 1. Теория

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

1. Теория избытка

нервных сил;
2. Теория инстинктивности;
3. Теория рекапитуляции и антиципации;
4. Теория функционального удовольствия.
Слайд 5

Теория избытка нервных сил. Возникла в XIX веке, в то время,

Теория избытка нервных сил.

Возникла в XIX веке, в то время, когда

преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Герберт Спенсер (1820 - 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
Слайд 6

Теория инстинктивности. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского

Теория инстинктивности.

В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного

К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Слайд 7

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул

Теория рекапитуляции и антиципации.

Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею

рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.
Слайд 8

Теория функционального удовольствия. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной

Теория функционального удовольствия.

Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы

в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.
Слайд 9

Роль и значение игровых методов в учебном процессе Игра - естественный

Роль и значение игровых методов в учебном процессе

Игра - естественный вид

деятельности, свойственный школьникам. Интерес учащихся к играм, прилежание, с каким они участвуют в них, позволяет назвать игры серьезным занятием для учащихся. Игра, как организованное действие в классе, вызывает напряжение эмоций и умственных усилий учащихся, предполагает принятие быстрого решения, мгновенной реакции. Каждая игра имеет свои правила, а по законам игры учащийся должен быть внимательным, подчинять свою волю игровым задачам, именно в игре они усваивают нормы поведения, общественные функции.
Слайд 10

Опрос учащихся с 5 по 6 классы. Половина учеников 5 и

Опрос учащихся с 5 по 6 классы.

Половина учеников 5 и 6

классов ответили что игровая деятельность помогла им в учёбе

Первый вопрос: помогла ли вам игровая деятельность в учёбе?

Слайд 11

Опрос учащихся с 7 по 9 классы. Большинство учащихся 7 и

Опрос учащихся с 7 по 9 классы.

Большинство учащихся 7 и 9

классов ответили что игровая деятельность помогла им в учёбе

Первый вопрос: помогла ли вам игровая деятельность в учёбе?

Слайд 12

Опрос учащихся с 10 по 11 классы. Почти все ученики 10

Опрос учащихся с 10 по 11 классы.

Почти все ученики 10 и

11 классов ответили что игровая деятельность помогла им в учёбе

Первый вопрос: помогла ли вам игровая деятельность в учёбе?

Слайд 13

Роль игровой деятельности в развитии личности детей. Опрос среди родителей начальной

Роль игровой деятельности в развитии личности детей.

Опрос среди родителей начальной школы.

Первый

вопрос: Ваши дети много играют?

Почти все родители ответили что их дети много играют

Слайд 14

Второй вопрос: В какие игры ваши дети играют больше; Варианты ответа:

Второй вопрос: В какие игры ваши дети играют больше;

Варианты ответа: 1.

Игры на свежем воздухе;
2. Компьютерные игры;
3. Развивающие игры (шахматы, пазлы и тд.);
4. Всё и сразу.

50%

90%

30%

65%

1

2

3

4

Большинство родителей ответили что их дети играют в компьютерные игры.

Слайд 15

Третий вопрос: Вы замечали, что после игр на свежем воздухе ваш

Третий вопрос: Вы замечали, что после игр на свежем воздухе ваш

ребёнок улучшал свои физические и умственные способности?

Варианты ответа: 1. Да;
2. Нет;
3. Не обращали внимание.

1

2

3

100%

0%

0%

Все родители ответили да

Слайд 16

Ролевая игра, как средство обучения иноязычному общению на уроках английского языка.

Ролевая игра, как средство обучения иноязычному общению на уроках английского языка.

Одной

из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы наш ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью языка он смог бы решить нужные для себя проблемы.
Слайд 17

Большинство учащихся, особенно дети 9-10 лет, легко вступают в общение, радуются

Большинство учащихся, особенно дети 9-10 лет, легко вступают в общение, радуются

любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя. Учащиеся 7-9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важная учебная задача на этом этапе - научить ситуативно обусловленному общению. На старшем этапе (10-11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.
Слайд 18

Вывод. Таким образом, подводя итоги нашей работы можно сказать, что игра

Вывод.

Таким образом, подводя итоги нашей работы можно сказать, что игра на

уроке необходима именно как средство обучения, а не как основной вид деятельности, т.е. любая игра, которую мы вводим на уроке, должна иметь конкретные цели и задачи (учебные, воспитательные, обучающие). Важно не забывать о чувстве меры, когда мы играем на уроке, и контролировать процесс, потому что можно заиграться или уйти от целей или задач поставленных перед игрой.