Творчество как процесс

Содержание

Слайд 2

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество —  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

творчество как

личностно-психологический феномен
творчество как способ преобразования систем

творчество как культурно-исторический феномен

Слайд 3

Икона Владимирской Божьей матери К.С. Петров-Водкин «Богоматерь «Умиление злых сердец» Основной

Икона Владимирской Божьей матери

К.С. Петров-Водкин
«Богоматерь «Умиление злых сердец»

Основной критерий творчества  — 

уникальность его результата. 
Слайд 4

…гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит, -

…гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит, - то

яркий свет лиет, То тлеет медленно; а я над ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем. И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу!.. матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны: Громада двинулась и рассекает волны: Плывёт… Куда ж нам плыть?

Процесс поэтического творчества:

А.С. Пушкин

Слайд 5

Художественная деятельность: - напряженный, сосредоточенный и кропотливый труд. Реализация замысла требует

Художественная деятельность: - напряженный, сосредоточенный и кропотливый труд.
Реализация замысла требует длительного

собирания и впитывания многообразных впечатлений. (испанские поездки М. Глинки, этюды В. Иванова и т.д.).
Мысленное экспериментирование (представление изображаемых образов в различные ситуации) на основе которого происходит процесс обобщения и создание художественного образа (отражение в индивидуальном, единичном образе общего, типичного). Закон абстракции и конкретизации (выделение частных черт многих героев и их обобщение в лице одного героя)
Творческий процесс преобразования действительности (зависит от воображения автора)

Зависимость творческого замысла от технической оснащенности творца
(чем разнообразнее и совершеннее техника, тем шире творческие возможности)

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
выдающийся философ и психолог.

Слайд 6

Стадии творческого процесса: Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация

Стадии творческого процесса:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от

задачи.
Озарение (инсайт) — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.

1, 4. – осознаваемые стадии
2, 3. – бессознательные стадии

Кульминация творческого процесса

Слайд 7

Случайная ассоциация – это необходимый фактор, сопутствующий озарению и, следовательно, ассоциацию

Случайная ассоциация – это необходимый фактор, сопутствующий озарению и, следовательно, ассоциацию

можно считать системным фактором, влияющим на рождение открытия. Нет ассоциации, нет – открытия.

Бонифатий Кедров (русский философ 1903 – 1985 гг.)

Идея ассоциативного скачка в процессе озарения

Слайд 8

Ассоциативность как механизм творческого процесса «Психическими элементами мышления являются некоторые, более

Ассоциативность как механизм творческого процесса

«Психическими элементами мышления являются некоторые, более или

менее ясные знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы……. Но с психологической точки зрения, эта комбинационная игра, видимо, является основной характеристикой творческой мысли….
Эйнштейн

Ассоциации (лат. Accosiare – соединять) – закономерно возникающая связь между событиями, фактами, предметами отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

  «.. ассоциации, обуславливают смену комбинаций и дают право на отбор нужных связей….». 
Б. Кедров

Слайд 9

Виды ассоциаций: по сходству по контрасту по смежности в пространстве или времени причинно-следственные

Виды ассоциаций:
по сходству
по контрасту
по смежности в пространстве или времени
причинно-следственные

Слайд 10

Метод ассоциаций решает несколько задач: способствует решению конкретно художественно-интерпретаторских задач; развивает

Метод ассоциаций решает несколько задач:
способствует решению конкретно художественно-интерпретаторских задач;
развивает собственные ассоциативные

способности человека;
делает более эффективным механизм восприятия художественного произведения
Слайд 11

Б. Кустодиев «Чаепитие в Мытищах»

Б. Кустодиев «Чаепитие в Мытищах»

Слайд 12

Как происходит восприятие художественного произведения? первичное восприятие эмоциональная окраска первичного восприятия;

Как происходит восприятие художественного произведения?

первичное восприятие
эмоциональная окраска первичного восприятия;
анализ сюжета и

образ первичного понимания произведения;
анализ музыкально-выразительных средств;
соотнесение воспринятого в произведении с собственным жизненным опытом
осознание личностного смысла произведения;
выработка оценочного суждения
Слайд 13

Методологические основы восприятия искусства У всех видов искусства одна основа –

Методологические основы восприятия искусства

У всех видов искусства одна основа – отражение

жизни,
Общая цель – общение
Единая структурная единица – образ,
Основной метод структурирования эмоций – контраст или сопоставление
Общие законы восприятия, как вторичного процесса, не тождественного образу
Вариативность восприятия, несущего эмоциональность и рациональность
Слайд 14

художественный образ В.М. Васнецов «Иван Грозный» А.А. Дейнека «Автопортрет в панаме»

художественный образ

В.М. Васнецов
«Иван Грозный»

А.А. Дейнека
«Автопортрет в панаме»

Слайд 15

1. От профиля к повороту в 3/4 (профиль тяготеет к плоскости,


1. От профиля к повороту в 3/4
(профиль тяготеет к плоскости,

а в таком повороте можно трактовать объёмно голову и плечи, словно в реальном пространстве, что также ведёт к большей жизненности).

2. Пейзаж вместо нейтрального фона. 

3. Переход от погрудной композиции к поясной.

Паоло Учелло «Женский портрет»
создатель научной теории перспективы.

«Портрет юноши..
1470-1477 гг.

Сандро Боттичелли

«Портрет Симонетты Веспуччи»