Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

Содержание

Слайд 2

ПЛАН Речевая деятельность в процессе диалогического общения при изучении литературы. Речевая

ПЛАН

Речевая деятельность в процессе диалогического общения при изучении литературы.
Речевая ситуация на

уроке литературы.
Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы.
Специфика речевой деятельности при изучении биографии писателя.
Слайд 3

Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом

Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом

значениях

Это постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира.
Духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых, философско-эстетические подходы во многом помогают осмыслению проблемы формирования речевой и коммуникативной деятельности в совокупности с развитием духовных интересов личности в процессе ее контакта с произведениями искусства.

Слайд 4

Интенсивное развитие речи человека происходит в процессе изучения литературы. Речь неотделима

Интенсивное развитие речи человека происходит в процессе изучения литературы.

Речь неотделима от

морально-этических убеждений и поведения человека. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего.
«Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства»
(Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., 1930. - С. 112).
Слайд 5

В более узком, научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная

В более узком, научно-методическом значении под развитием речи понимается

«специальная учебная

деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью»
(Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - С. 168-169).
Слайд 6

В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литератур

В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литератур

необходимо сочетать три подхода:

1. Психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности.
2. Лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранным языкам.
3. Методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.
Достижению наибольшей эффективности работы по развитию речи школьников способствует осуществление ее в условиях коммуникативной деятельности, поэтому в теорию и практику речевого развития вошел психолингвистический термин «речевая деятельность», означающий систему речевых действий, характеризующихся единством общения и мышления и опирающихся на модель порождения речевого высказывания, представляющую собой индивидуальную речь человека.

Слайд 7

Психолингвистический подход Обучению школьников диалогическому общению способствует анализ образцов диалогов, содержащихся

Психолингвистический подход Обучению школьников диалогическому общению способствует анализ образцов диалогов, содержащихся в

художественных произведениях.

Общение литературных героев — пример полноценного использования лексического богатства русского языка, умения слушать собеседника и учитывать его психологическое состояние, подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие, выбирать формы обращений, средства привлечения внимания к своим суждениям и т.п.

Слайд 8

Разговоры литературных героев анализируются, главным образом, с точки зрения их содержания,

Разговоры литературных героев анализируются, главным образом, с точки зрения их содержания,

выявления идеологических, политических, философских, моральных, эстетических позиций беседующих.

Вместе с тем в анализе соответствующих эпизодов необходимо рассматривать диалоги героев с точки зрения формы, его композиционных особенностей, или отсутствия диалогических отношений, взаимосвязи высказываний участников, наличия барьеров, препятствующих диалогу. Важно почувствовать психологический настрой собеседников и художественные средства его выражения.

Слайд 9

Следует обратить внимание на цели, стоящие перед участниками диалога, приемы, использованные

Следует обратить внимание на цели, стоящие перед участниками диалога, приемы, использованные

для их достижения, кому и почему удается или не удается достичь желаемого эффекта

К примеру, для анализа диалогов-споров из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» может быть отведен урок, тема которого — «На чьей стороне истина?»

Слайд 10

Интересный материал для такого анализа дает диалог Раскольникова и следователя Порфирия

Интересный материал для такого анализа дает диалог Раскольникова и следователя Порфирия

Петровича во время их первой встречи.
Слайд 11

Основной ключ для понимания этого диалога дает М.М.Бахтин: «Порфирий говорит намеками,

Основной ключ для понимания этого диалога дает М.М.Бахтин:

«Порфирий говорит намеками, обращаясь

к скрытому голосу Раскольникова. Раскольников старается расчетливо и точно разыграть свою роль. Цель Порфирия — заставить внутренний голос Раскольникова прорываться и создавать перебои в его рассчитанных и искусно разыгранных репликах. В слова и интонации роли Раскольникова все время врываются поэтому реальные слова и интонации его действительного голоса. Порфирий из-за принятой на себя роли неподозревающего следователя также заставляет иногда проглядывать свое истинное лицо уверенного человека; и среди фик­тивных реплик того или другого собеседника внезапно встречаются и скрещиваются между собой две реальные реплики, два реальных слова, два реальных человеческих взгляда. Вследствие этого диалог из одного плана, — разыгрываемого — время от времени переходит в другой план — в реальный, но лишь на один миг, и тогда в последнем диалоге происходит эффективное разрушение разыгрываемого плана и полный и окончательный выход слова в план реальный»
(Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — С. 308).
Слайд 12

Если рассмотренный диалог ведется в строго логическом, ра­циональном ключе (последовательное изложение

Если рассмотренный диалог ведется в строго логическом, ра­циональном ключе (последовательное

изложение теории, вопросы-возражения, намеки, стремление скрыть собственные мысли), то разговор с Соней, в котором совершается признание (часть пятая, глава IV), происходящий после того, как герой много передумал, пережил и перестрадал, наоборот, глубоко искренен, эмоционален, взволнован и свободен. Обращаясь к нему на уроке, учитель сопоставляет с рассмотренным ранее диалогом.
Слайд 13

Во втором диалоге ставится иная цель — признание в совершенном убийстве.

Во втором диалоге ставится иная цель — признание в совершенном убийстве.

Фактически и с Соней и с Порфирием он говорит на одну и ту же тему — о преступлении, его мотивах, разъясняет свою теорию. Школьникам было предложено увидеть в тексте различные языковые средства, с помощью которых оформляются мысли и чувства Раскольникова. Если в первом диалоге перед ним стоит задача избежать разоблачения, то во втором — совместно с Соней найти нравственный выход из создавшегося положения. К ней он приходит, убедившись, что он «не человека убил», «а принцип убил», «а переступить-то не переступил, на этой стороне оказался».
Слайд 14

Вопросы для обсуждения: Почему Раскольникову важно признаться перед Соней в совершении

Вопросы для обсуждения:

Почему Раскольникову важно признаться перед Соней в совершении преступления?
Почему

в этом диалоге он чаще говорил об убийстве Лизаветы, а не процентщицы?
Сопоставьте внутреннее состояние и поведение Раскольникова в двух диалогах.
Сопоставьте особенности речевых действий героя в этих диалогах.
Какая лексика преобладает в разговоре Раскольникова с Соней (по сравнению с полемикой с Порфирием)?
Проследите построение этого диалога. Как через его композицию раскрывается авторская идея?
Слайд 15

Анализ диалогов и диалогизированных монологов Раскольникова ведётся методом комментированного чтения и

Анализ диалогов и диалогизированных монологов Раскольникова ведётся методом комментированного чтения и

беседы.

Учащиеся усваивают разнообразную лексику, выражающую этические, психологические категории, социально-психологическую характеристику человека, которая комментировалась в контексте, например: предчувствие, властелин, эстетика, принцип, всеобщее счастье, провидение, совесть, пророк, ненависть, любовь, благонамеренный, страдание, искупление вины и т.д.

Слайд 16

Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить

Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить

речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью.
Слайд 17

Такие умения лингводидакты считают высшими и для их развития предлагают следующие

Такие умения лингводидакты считают высшими и для их развития предлагают следующие

группы упражнений:

1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.
2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.
3. Развитие умений художественной критики.
4. Развитие умений эстетического анализа текста.
5. Упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найди отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и др.

Слайд 18

Деятельностный подход к РР уч-ся в процессе занятий по литературе конкретизируется

Деятельностный подход к РР уч-ся в процессе занятий по литературе конкретизируется

в следующих принципах совершенствования речевой деятельности (РД):

взаимодействие нравственного воспитания, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников в процессе постижения литературы;
органическая взаимосвязь работы по РР со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование РД уч-ся, так и углубление восприятия ими литературного материала;
разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую РД уч-ся на материале занятий по литературе;
соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями РД уч-ся, осуществляемыми в начальных, средних и старших классах;

Слайд 19

Деятельностный подход к РР уч-ся в процессе занятий по литературе конкретизируется

Деятельностный подход к РР уч-ся в процессе занятий по литературе конкретизируется

в следующих принципах совершенствования речевой деятельности (РД):

практическая направленность работы по РР учащихся и приближение ее как к реальным жизненным ситуациям, так и к некоторым формам искусства;
систематический характер работы по совершенствованию речи школьников;
учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.

Слайд 20

В целях развития речи учащихся используются такие виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие,

В целях развития речи учащихся используются такие виды диалогов:

учебно-критические,
учебно-литературоведческие, включая

комментаторско-текстологические как разновидности межличностных диалогов,
театрализованно-художественные как диалоги функционально-ролевые.
Слайд 21

Включаясь в учебно-критические диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают

Включаясь в учебно-критические диалоги,

школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные

и литературные явления прошлого, совместно размышляют над литературно-критическими, мемуарными и другими материалами. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.
Слайд 22

Речевая деятельность участников такого диалога заключается в кратком словесном переложении документа

Речевая деятельность участников такого диалога заключается в

кратком словесном переложении документа

(или публикации) для сведения слушателей,
комментировании его,
раскрытии значения для характеристики изучаемой эпохи,
сопоставлении оценок (анализ) данного документа и его значения для понимания историчес­ких картин, явлений культуры, искусства, личности, мировоззрения и творчества отдельного писателя.
Слайд 23

Участвуя в учебно-критических диалогах, старшеклассники сопоставляют свое восприятие отдельных произведений писателя,

Участвуя в учебно-критических диалогах, старшеклассники сопоставляют свое восприятие отдельных произведений писателя,

поэта, размышляют над страницами их книг. Такие беседы называются примерно так: «Читая Игоря Северянина...», «Читая Цветаеву…» или по-другому, в зависимости от фантазии учителя и его учеников. Готовясь к беседе, каждый из участников ее отбирает понравившиеся страницы, которые он считает наиболее характерными для творчества писателя, поэта, знакомится с критическими отзывами тех лет.
Учитель в кратком вступительном слове говорит о месте и значении художника в его эпохе, дает общую справку о жизни и творчестве, школьники же стремятся отразить собственное восприятие его произведений, показать, что в его книгах созвучно нынешнему поколению, нынешнему времени, что привлекает в системе художественных средств. Их позиции могут войти в противоречие, так как эстетические вкусы индивидуальны, здесь важно проявить умение аргументировать свое мнение.
Слайд 24

Будущие участники диалога работают самостоятельно, независимо друг от друга по следующей

Будущие участники диалога работают самостоятельно, независимо друг от друга по следующей

программе:

Познакомьтесь с творчеством поэта (писателя) по его сборникам (называются издания).
Сопоставьте в вашем диалоге свои впечатления от прочитанных стихов (глубина чувства, эмоциональное воздействие на слушателей или читателей).
Какие художественные приемы, лексико-стилистические сред­ства, используемые поэтом, усиливают эмоциональное воздействие его стихов?
Предусмотрите, какие возражения вашим мыслям могут воз­никнуть у собеседников. Подберите убедительные аргументы в защиту ваших положений.
Выберите возможные варианты структуры диалога, старайтесь придерживаться его.

Слайд 25

Ведение учебно-литературоведческих диалогов требует от учащихся овладения терминологической культурой, проникновения в

Ведение учебно-литературоведческих диалогов требует от учащихся

овладения терминологической культурой,
проникновения в

поэтику художественного произведения,
умения раскрывать позиции писателя по тем или иным поднятым им проблемам, подобных тем, которые служат предметом рассмотрения в исследовательских докладах.
Слайд 26

Разновидностью учебно-литературоведческих диалогов, проведение которых очень полезно для совершенствования речевой деятельности

Разновидностью учебно-литературоведческих диалогов, проведение которых очень полезно для совершенствования речевой деятельности

старшеклассников, можно считать комментаторско-текстологические диалоги, приобщающие к исследовательской работе над текстом, что подготавливает к формированию развер­нутых речевых высказываний.
Слайд 27

К примеру, интересная текстологическая работа проводилась с девятиклассниками по теме «Античные

К примеру, интересная текстологическая работа проводилась с девятиклассниками по теме «Античные

образы и сюжеты в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» (по тексту первой главы). В зависимости от подготовленности класса, уровня речевого развития учащихся диалог продумывается его участниками заранее или возникает спонтанно; последнее становится реальным при углубленном изучении античной литературы на первом этапе освоения историко-литературного курса в IX классе.
Слайд 28

Участвующие в диалоге ориентируются на следующие задания: Найдите в тексте I

Участвующие в диалоге ориентируются на следующие задания:

Найдите в тексте I главы

упоминания Пушкиным античных имен, названий, сюжетов из произведений и т.д. Попытайтесь классифицировать их (разделить на несколько групп).
Подготовьте комментарий к отмеченным античным реалиям.
Продумайте, в чем причина обращения поэта к античности.
Какую роль играют конкретные упоминания античных образов и сюжетов в произведениях Пушкина?
Слайд 29

Задача театрализованно-художественных диалогов - способствовать погружению учащихся, прибегая к различным формам

Задача театрализованно-художественных диалогов -

способствовать погружению учащихся, прибегая к различным формам искусства,

в эпоху, мир писателя, в художественную структуру произведения, мир литературных героев для более углубленного постижения их изнутри, усвоения и воспроизведения речевого стиля этой эпохи и индивидуального стиля писателя.
Слайд 30

Речевая ситуация на уроке литературы способствует успешному стимулированию речевой деятельности старшеклассников

Речевая ситуация на уроке литературы

способствует успешному стимулированию речевой деятельности старшеклассников с

учетом выявленных мотивов и степени овладения речевыми жанрами.
Она содействует развитию эмоционально-образной речи школьников, интенсивному обогащению словарного запаса, прогрессу в общекультурном развитии, обогащению речи интонационной выразительностью, формированию умений строить высказывания разных жанров.
Речевая ситуация может требовать продуцирования высказываний разных жанров и стилей — от фрагментов научного доклада и ораторской речи до светско-салонной реплики.
Слайд 31

Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы Совершенствование

Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы

Совершенствование

речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.
Слайд 32

К созданию речевой ситуации на уроках литературы предъявляются следующие требования: Содержание

К созданию речевой ситуации на уроках литературы предъявляются следующие требования:

Содержание речевой

ситуации и предлагаемые формы общения должны быть интересными для учащихся.
Ситуация должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, а также образных средств языка в соответствии с темой высказывания.
Проводимая работа должна быть направлена и на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе.
Слайд 33

К созданию речевой ситуации на уроках литературы предъявляются следующие требования: 4.

К созданию речевой ситуации на уроках литературы предъявляются следующие требования:

4. Предлагаемая

ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, уровню их развития.
5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются.
6. Данные речевые ситуации должны создавать условия для формирования у школьников умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации.
Слайд 34

Классификация монологических высказываний на литературные темы: I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и

Классификация монологических высказываний на литературные темы:

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие

пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др.
Слайд 35

2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе»

2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе»

и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.
5. Художественно-творческие:
а) литературно-художественные - стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками;
б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

Классификация монологических высказываний на литературные темы:

Слайд 36

Этапы подготовки и создания речевых ситуаций Создание установки на решение определенной

Этапы подготовки и создания речевых ситуаций

Создание установки на решение определенной

смысловой и речевой задачи, пробуждение интереса к их решению, раскрытие их познавательной значимости (сопоставление позиций критиков, различных литературоведческих концепций, доступных для понимания учащихся), то есть этап стимулирования мотивов речевой деятельности.
Подбор основных действующих лиц, определение в главных чертах их функций.
Слайд 37

3. Определение совместно с участниками предстоящего речевого общения жанров их высказываний,

3. Определение совместно с участниками предстоящего речевого общения жанров их высказываний,

т.е. практическое обращение к теории ораторского искусства.
4. Выдвижение ключевых задач выступлений в рамках предлага­емой ситуации (убедить кого-либо в чем-то и т.д.).

Этапы подготовки и создания речевых ситуаций

Слайд 38

5. Помощь в отборе опорного для самостоятельной подготовки материала, на котором

5. Помощь в отборе опорного для самостоятельной подготовки материала, на котором

строится устное выступление или дискуссия (эпизоды из текста художественного произведения, отрывки из литературно-критических статей, материал учебных пособий).
6. Отбор словарно-фразеологического минимума, включая об­разные средства языка, для использования в речи, составление рабочих планов. Разумеется, этот этап характерен для начальной стадии работы по использованию творческих речевых ситуаций на уроках литературы. Как показал эксперимент, одиннадцатиклассники выполняют эту работу исключительно самостоятельно и во время выступления (общения) не пользуются записями.

Этапы подготовки и создания речевых ситуаций

Слайд 39

7. Разработка мизансцены речевого общения, что означает рас­положение главных участников в

7. Разработка мизансцены речевого общения, что означает рас­положение главных участников в

классной аудитории и уже само по себе вызывает непосредственный интерес к работе, располагает к высказываниям, пробуждает внимательное отношение к содержанию и форме ведущегося разговора, к произведению и его героям, создает положительный эмоциональный настрой, необходимый для стимулирования речевой и коммуникативной деятельности.

Этапы подготовки и создания речевых ситуаций

Слайд 40

Речевые ситуаций делятся на три основные группы, различающиеся отношением к реальной

Речевые ситуаций делятся на три основные группы, различающиеся отношением к реальной

действительности и способами их создания

I. Учебно-дидактические речевые ситуации, или ситуативные речевые задания, предлагаемые в естественных условиях обычного урока литературы, ставящие целью активизировать общение школьников между собой, снять барьеры, которые препятствуют высказываться аутичным учащимся, а также повысить внимание к ведущейся в классе работе (задания на включение в дискуссию, различного рода межличностные диалоги по тексту произведе­ния, биографии писателя и т.д.). Эти ситуации и задания по их созданию не меняют роли учащегося в учебном процессе.

Слайд 41

ІІ. Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но

ІІ. Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но

приближенные к условиям реальной действительности.

Такими речевыми ситуациями могут стать ситуации, требующие от ученика выступить в роли учителя, лектора-литературоведа, театрального или кинокритика, экскурсовода (фрагменты урока), участника «кинопанорамы», «театральной гостиной», «литературного салона», «заседания клуба литературных критиков», «заседания редколлегии литературного журнала», журналиста, ве­дущего репортаж и т.д.

Слайд 42

III. Художественно-игровые речевые ситуации, приближенные к формам искусства, например, «воображаемые встречи»,

III. Художественно-игровые речевые ситуации, приближенные к формам искусства,

например, «воображаемые встречи», «часы

вос­поминаний» и др. Они связаны с попыткой проникновения в художественную структуру произведения, со вступлением в общение с героями, с попыткой стать свидетелями их воображаемого диалога и тем самым глубже постичь их внутренний мир, систему взаимоотношений и взаимооценок, непосредственно ощутить воздействие языка произведения на строй собственной речи.
Слайд 43

Примером учебно-дидактических ситуативных речевых заданий является работа с карточками Карточки-задания предлагаются

Примером учебно-дидактических ситуативных речевых заданий является работа с карточками

Карточки-задания предлагаются до

начала обсуждения вопроса 3—4 учащимся, как правило, малоактивным, а некоторым из них — на дом, чтобы смогли в течение более длительного времени продумать свое предстоящее высказывание. В задании содержится определенный материал для раздумий (цитата, высказывание известного лица или специалиста, трактовка литера­турного явления, мемуарное свидетельство и т.д.), ставится вопрос, требующий оценки, трактовки данного материала, выражения собственных позиций и постановки спорного мнения.
Слайд 44

Выступающий должен внимательно следить за ходом обсуждения проблемы (несомненно, поощряется и

Выступающий должен внимательно следить за ходом обсуждения проблемы (несомненно, поощряется и

его участие в нем), а также самостоятельно определить удобный момент для своего вхождения в дискуссию, найти при этом вежливую формулировку привлечения к себе внимания слушателей. Высказываясь, ученик может цитировать материал карточки, или передавать его своими словами, или ссылаться на него, сопровождать собственными рассуждениями — не следует лишь повторять вопрос. В крайнем случае, его можно представить как риторический.
Слайд 45

На уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие речевые

На уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие речевые

ситуативные задания, касающиеся образа Луки и допускающие неоднозначные решения.

Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор? Почему, например, он не пытается утешить Клеща?
В режиссерском экземпляре «На дне» К.С.Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывает»; «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул»; «видно, что врет», «сентиментально-трогательно врет» и др. Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа Станиславским?

Слайд 46

3. Литературовед и методист В.Н.Пименова заявляет: «Лука по своему уму, жизненному

3. Литературовед и методист В.Н.Пименова заявляет: «Лука по своему уму, жизненному

опыту (из которого он в отличие от многих умеет извлекать уроки) выше обитателей ночлежки. Он это понимает. И может быть, отсюда у него такое ярко выраженное чувство человеческого достоинства, мудрой снисходительности к человеческой слабости, интуитивной предусмотрительности (вспомним, как он спасает, «удерживает» Пепла от самого страшного для человека — пролития человеческой крови, убийства Костылева), умение без нужды (чтобы не раздражать людей) не показывать своего острого ума». Если вы согласны с этой характеристикой Луки, приведите доказательства ее правильности, если нет, опровергните.
Слайд 47

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы Специфика речевой деятельности

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

Специфика речевой деятельности и

методика ее организации находится в прямой зависимости от того этапа изучения литературной темы, на котором она осуществляется.
Слайд 48

Данная специфика отражается: а) в характере и составе лексики и фразеологии,

Данная специфика отражается:

а) в характере и составе лексики и фразеологии, усваиваемой

школьниками; б) в выборе соответствующих литературному материалу жанров монологических высказываний, диалогов тех или иных видов, что расширяет представление учителя и учащихся о речевых жанрах на уроках литературы и способах овладения ими;
в) в выборе речевых ситуаций и ситуативных речевых заданий, отвечающих характеру литературных занятий на конкретных этапах их проведения.
Слайд 49

Речевая деятельность старшеклассников при изучении обзорных тем разнообразна: составление словаря эпохи,

Речевая деятельность старшеклассников при изучении обзорных тем разнообразна:

составление словаря эпохи,


информативные и проблемно-дискуссионные доклады,
литературное обозрение,
проведение «заочных экскурсий»,
участие в «семинаре искусствоведов»,
учебно-критические и театрализованно-художественные диалоги («заседания клубов», «путешествия по литературным салонам» и др.).
Слайд 50

Театрализованно-художественный диалог о поэзии и поэтах начала XX века «Путешествие по

Театрализованно-художественный диалог о поэзии и поэтах начала XX века «Путешествие по

поэтическим салонам Москвы и Санкт-Пе­тербурга начала XX века» (XI класс).

Суть ситуации: молодой начинающий поэт из провинции приезжает в Петербург (Москву) и устремляется на поиски близких по духу и творческим устремлениям литературных салонов. В каждом салоне (символистов, акмеистов, футуристов) ему рассказывают о сущности того или иного литературного течения, читают стихи. «Путешествие» служит как бы введением в тему «Се­ребряный век русской поэзии».

Слайд 51

Специфика речевой деятельности при изучении биографии писателя: школьники общаются с такими

Специфика речевой деятельности при изучении биографии писателя:

школьники общаются с такими нетрафаретными

по содержанию и форме, глубоко личностными, подчас задушевно написанными материалами, как мемуары, письма, дневники, стихотворные послания, критические заметки и статьи, или, наоборот, деловые документы, точно фиксирующие те или иные события.
Слайд 52

Работа с такого рода материалом в совокупности с прослушиваемой лекцией учителя

Работа с такого рода материалом в совокупности с прослушиваемой лекцией учителя

способствует

интенсивному обогащению лексического запаса школьников,
практическому усвоению элементов речевого стиля эпохи,
овладению такими жанрами, как биографическая справка, рассказ биографии фактографического характера,
развитию творческих разновидностей речевой деятельности (художественно-биографический рассказ, слово о писателе и др.), требующей опоры на личностные пристрастия, в процессе которой происходит развитие их творческих способностей.

Слайд 53

«Живые страницы» биографии писателя в методическом отношении могут быть разделены: 1.

«Живые страницы» биографии писателя в методическом отношении могут быть разделены:

1. По

содержанию:
а) портретные, представляющие собой портретные зарисовки внешности писателя и людей, его окружающих, с размышлениями говорящего;
б) событийные, содержание которых составляет изложение наиболее ярких, переломных в жизни писателя фактов биографии;
в) философские, передающие духовные искания художника, его размышления о прожитых годах, подведение итогов жизни и деятельности, раздумья о судьбах общества, искусства, литературы;
г) страницы, посвященные взаимоотношению писателя с литературно-художественным окружением («писатель и вокруг него»);
Слайд 54

2. По форме изложения: а) мемуарные, основанные на свидетельствах современников писателя

2. По форме изложения:
а) мемуарные, основанные на свидетельствах современников писателя и

«оживляемые» от имени одного из них или обобщенного образа представителя эпохи;
б) эпистолярные, при передаче которых выразительно исполняются письма к родным, друзьям, любимым женщинам, недругам, официальным лицам, письма его адресантов; при озвучивании эпистолярных страниц возможны монтаж, драматизация или монолог одного исполнителя, неко­торый эмоциональный комментарий к прочитанному;
в) созерцательно-аналитические, осмысленные и передаваемые сегодняшним читателем с современных позиций. В каждом уроке такого типа могут сочетаться различные из представленных страниц биографии писателя.

«Живые страницы» биографии писателя в методическом отношении могут быть разделены:

Слайд 55

Чтобы выступления учеников по содержанию и форме соответствовали требованиям, предъявляемым к

Чтобы выступления учеников по содержанию и форме соответствовали требованиям, предъявляемым к

жанру художественно-биографического рассказа, им предлагается примерное установочное задание:

Внимательно вчитайтесь в рекомендованные для рассказа материалы. Воссоздайте в своем воображении описанные события и картины жизни, попробуйте мысленно их пересказать, не упуская деталей.
Выделите главное, что особенно может взволновать слушателей.
Продумайте, какие чувства, и настроения вы хотите пробудить у слушателей своим рассказом и какими интонационными средствами будете их передавать.
Продумайте, какие средства (интонационные, лексические и др.) помогут вам раскрыть в рассказе личность писателя, его индивидуальность.
Продумайте, как лучше построить свое выступление, распо­ложить в нем фактический материал, чтобы он дошел до разума и сердца ваших товарищей, затронул их за живое. Составьте примерный план рассказа.

Слайд 56

Основные направления работы по развитию речи учащихся 1. Словарно-фразеологическая работа с

Основные направления работы по развитию речи учащихся

1. Словарно-фразеологическая работа с

текстом художественного произведения и литературно-критических материалов.
2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.
3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.
4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.
5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.
Слайд 57

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания (определите,

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания

(определите, что диагностируется?):

Какую “киноленту” образов вы представляете, читая стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»? Опишите детали этой картины.
(Творческое воображение и наглядная образность восприятия).
Определите звуковую гамму и цветовой колорит стихотворения Бунина «Бушует полая вода…».
(Способность воспринимать звуковые и цветовые образы).

Слайд 58

Укажите основу для переносного значения слов в метафоре Пастернака «Я клавишей

Укажите основу для переносного значения слов в метафоре Пастернака «Я клавишей

стаю кормил с руки…».
(Эмоциональная острота и чуткость восприятия образной речи).
Почему свои связи с декабристами Пушкин выражает в форме пересоздания мифа об Арионе?
(Логика превращения факта жизни в факт искусства).

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания:

Слайд 59

Сопоставьте два перевода Лермонтовым стихотворения Гейне: «На севере диком стоит одиноко…»

Сопоставьте два перевода Лермонтовым стихотворения Гейне: «На севере диком стоит одиноко…»

и «На хладной и голой вершине…». Какая из редакций ближе подлиннику? Как изменил смысл текста Лермонтов, если учесть, что в немецком языке слово “сосна” мужского рода?
(Определение динамики творческого процесса писателя).

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания:

Слайд 60

Почему в романе «Отцы и дети» первый портрет Базарова даётся через

Почему в романе «Отцы и дети» первый портрет Базарова даётся

через восприятие Павла Петровича Кирсанова?
(Видение авторской позиции).
В чём многозначность названия стихотворения Лермонтова «Нищий»?
(Выявление смысла структурных элементов текста).

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания:

Слайд 61

Сопоставьте «Казачью колыбельную песню» Лермонтова с «Колыбельной песней» Некрасова. Как авторский

Сопоставьте «Казачью колыбельную песню» Лермонтова с «Колыбельной песней» Некрасова. Как авторский

замысел влияет на стилистику каждого текста?
(Навыки сравнительного анализа).

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников возможны такие задания:

Слайд 62

Критерии речевого развития учащихся средней школы 1. Владение активной лексикой, характеризующей

Критерии речевого развития учащихся средней школы

1. Владение активной лексикой, характеризующей

духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности.
2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.
3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера.
Слайд 63

Критерии речевого развития учащихся средней школы 4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка,

Критерии речевого развития учащихся средней школы

4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка,

в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.
5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический рассказ, слово о писателе и т.д.).
6. Содержательность высказывания.
Слайд 64

Критерии речевого развития учащихся средней школы 7. Четкость, логичность, стройность композиции

Критерии речевого развития учащихся средней школы

7. Четкость, логичность, стройность композиции

высказывания.
8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.
9. Ведение диалога на литературные темы.
10. Самостоятельность в подготовке выступления.
11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.
12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Слайд 65

Практическое задание Найдите в содержании предложенных уроков примеры речевого развития учащихся.

Практическое задание

Найдите в содержании предложенных уроков примеры речевого развития учащихся.
Дайте

краткий комментарий относительно организации речевой деятельности школьников на уроках литературы.