Речевая культура телевизионного журналиста. Понятие эфирной речи. Техника речи телеведущего

Содержание

Слайд 2

ТЕХНИКА РЕЧИ зачем?

ТЕХНИКА РЕЧИ зачем?

Слайд 3

СМИ Формируют единое коммуникативное пространство Формируют информационную картину мира Влияют на

СМИ
Формируют единое коммуникативное пространство
Формируют информационную картину мира
Влияют на социокультурную среду

, определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе
Информируют о состоянии мира
Заполняют досуг
СМИ оказывают влияние на образ мыслей, мировосприятие, определяя тем самым бщественные настроения и тип культуры сегодняшнего дня.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ:
логичность,
точность,
понятность,
богатство, разнообразие речи,
чистота,
выразительность,
уместность.
Слайд 4

рейтинг Интересный значимый любимый Телевидение действует на человека в целом. СОЗНАНИЕ+ЧУВСТВА

рейтинг

Интересный значимый любимый

Телевидение действует на человека в целом.
СОЗНАНИЕ+ЧУВСТВА
РАЦИОНАЛЬНОЕ +

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
Пример: Иван Павлов, формирование условного рефлекса.
События + эмоциональная окраска = рефлекс (звук, запах, цвет, образ…)
Слайд 5

ВНИМАНИЕ - это психический процесс, основная задача которого - оградить сознание

ВНИМАНИЕ - это психический процесс, основная задача которого - оградить сознание

от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной .
Толковый словарь С. И. Ожегова: «Внимание – сосредоточенность мыслей, зрения или слуха на чём‑нибудь…»
Характеристики внимания:
устойчивость,
объем (кол-во объектов, к-е может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) ,
распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) ,
возможность переключения.
ПАССИВНОЕ
Непроизвольное внимание реагирует на все значимые ВНЕШНИЕ обстоятельства.
Непроизвольное внимание поворачивает нас к тем вещам и событиям, которые могут быть для нас важны. 
АКТИВНОЕ
Произвольное и послепроизвольное внимание устремлено к тому, что мы ВЫБРАЛИ САМИ.
Слайд 6

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Реагирует обычно на три вещи: на сильные раздражители, на

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Реагирует обычно на три вещи: на сильные раздражители, на все

новое и на движение.
Сильный запах, громкий звук, все яркое (свет, окраска)
важна не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя, его соотношение с другими раздражителями, в т.ч. контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра - среди букв и т. д.
Внимание притягивается ко всему новому и движущемуся, уходит из внимания все неподвижное и привычное.
Незаметный сутулый разведчик и кокетливая молодая девушка
Непроизвольное внимание поворачивает нас к тем вещам и событиям, которые могут быть для нас важны
Произвольное внимание
Слайд 7

КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ? Способы: Смена «картинки» (задание – отследить длительность в

КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ?
Способы:
Смена «картинки» (задание – отследить длительность в

сюжетах рос.СМИ)
Звуковое сопровождение
Содержание
Голос ведущего (в кадре/за кадром)
Слово на телеэкране — второй важнейший компонент телевизионной образности.
источник информации,
инструмент общения,
средство художественной выразительности,
педагогический инструмент в воспитании культуры речи, чистоты языка,
повод для подражания.
А все, вместе взятое, — важнейшая социальная функция ТВ
Слайд 8

«Если мы признаем истину, что жизнью управляет слово, а слово, оформленное

«Если мы признаем истину, что жизнью управляет слово, а слово, оформленное

в образ, — что и делает телевидение — обретает большую значимость, то в современных условиях понятие «как слово наше отзовется» обретает утроенную силу. И любой ведущий, любой корреспондент обязан помнить и думать, что произойдет после того, как он вынесет свою информацию на суд аудитории»
Олег Максимович Попцов,
один из создателей российских СМИ,
2000-2005г. -директор канала ТВЦ).
Слайд 9

Слайд 10

АДРЕСОВАНА МАССОВОЙ АУДИТОРИИ: ЗРИТЕЛЯМ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ, ВОЗРАСТОВ И ПРОФЕССИЙ ТО

АДРЕСОВАНА МАССОВОЙ АУДИТОРИИ: ЗРИТЕЛЯМ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ, ВОЗРАСТОВ И ПРОФЕССИЙ ТО ЕСТЬ

ВСЕМ И КАЖДОМУ. ДОЛЖНА БЫТЬ: УНИФИЦИРОВАННОЙ, ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ВСЕХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОХРАНЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АВТОРА.

Телевизионная речь – часть литературного языка

Говорить в кадре на бытовом языке по-прежнему считается недопустимым.

Слайд 11

РЕЧЬ ведущих и корреспондентов всегда подготовлена, даже в том случае, если

РЕЧЬ ведущих и корреспондентов всегда подготовлена, даже в том случае, если

они говорят без текста, поскольку так или иначе у них имеется план, это не экспромт и не импровизация в полной мере. Исключением являются «прямые» репортажи с места событий, т.к. события развиваются стремительно, а информация о них предается, что называется, в режиме «реального времени». В этом случае речь журналиста спонтанна, но не становится обиходно-бытовой. В этом случае журналист в силу профессиональной привычки будет использовать принятые формулировки, которые, помогают быстрее «оформить» речь.
Слайд 12

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной

сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью
стилистически значимых языковых средств.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.
Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические
черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
Слайд 13

ТВ - НЕ ОБРАЗЕЦ «ЧИСТОГО» СТИЛЯ. В зависимости от жанра передачи

ТВ - НЕ ОБРАЗЕЦ «ЧИСТОГО» СТИЛЯ. В зависимости от жанра передачи

выбор языковых средств будет отличаться. В ток-шоу преобладает разговорный стиль, в новостях – публицистический, научный и официально-деловой, в комментарии могут встречаться элементы литературно-художественного стиля.
Слайд 14

Всё меньше мы читаем, всё больше слушаем и смотрим (СМИ). СМК

Всё меньше мы читаем, всё больше слушаем и смотрим (СМИ).
СМК осуществляют

взаимодействие литературного языка с нелитературными разновидностями национального языка.
Отношение к прежней оппозиции «литературное – нелитературное» в общественном сознании меняется: «нелитературное» воспринимается уже не как запретное, а как возможное, но ограниченное в употреблении средство.
«Общий жаргон» - феномен конца XX века — жаргонизмы, используемые и в СМИ, и в речи образованных слоев населения.
разборка, тусовка, крутой, ящик (телевизор).
Слайд 15

Демократизация языка – или коллоквиализация языка. Коллоквиализация (Карл Гутшмидт) — это

Демократизация языка – или коллоквиализация языка.
Коллоквиализация (Карл Гутшмидт) — это

более широкое, чем ранее, функционирование в литературном языке, в том числе в
его книжных сферах, средств словообразования и производных слов, «родиной» которых являются некодифицированные сферы языка. Современная публицистика, в силу ее неразрывной связи с повседневностью, изобилует словами подобного рода.
Универбаты
это суффиксальные существительные, образованные на
базе словосочетаний «прилагательное + существительное»
Универбация - способ образования слова на основе словосочетания, при котором в производное слово входит
основа лишь одного из членов словосочетания, так что
по форме производное слово соотносительно с одним
словом, а по смыслу — с целым словосочетанием: сгущенное молоко - сгущенка, грузовой автомобиль - грузовик. открытка, электричка, растаможка, Рублевка, нобелевка)
Слайд 16

«Чем, в сущности, определяется принадлежность человека к той или иной группе,

«Чем, в сущности, определяется принадлежность человека к той или иной

группе, к которой добровольно принадлежит он? Его чувством: «Эти люди – мои люди», чувством каждого из них о нём: «Он – наш человек». Самое прочное основание этого чувства – одинаковость языка. Мои люди – люди, говорящие моим языком; человек, говорящий нашим языком, – наш человек» Н. Г. Чернышевский.
Слайд 17

«СТИЛЬ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРЕДМЕТУ РЕЧИ. ЯСНОЙ РЕЧЬ ДЕЛАЕТ ЛЕКСИКА, ВОШЕДШАЯ ВО

«СТИЛЬ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРЕДМЕТУ РЕЧИ. ЯСНОЙ РЕЧЬ ДЕЛАЕТ ЛЕКСИКА, ВОШЕДШАЯ ВО

ВСЕОБЩЕЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ», – АРИСТОТЕЛЬ IV В. ДО Н.Э. ЗАКРЕПЛЕННОСТЬ СЛОВ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫМ СТИЛЕМ РЕЧИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО В ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТО, ПОМИМО ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВХОДИТ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА. МАТЬ, МАМА, МАМОЧКА, МАМУЛЯ, МА; ОТЕЦ, ПАПА, ПАПОЧКА, ПАПУЛЯ, ПА. СЛОВА КАЖДОГО РЯДА ИМЕЮТ ОДНО И ТО ЖЕ ЗНАЧЕНИЕ, НО РАЗЛИЧАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИ. В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ СТИЛЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ СЛОВА МАТЬ, ОТЕЦ, ОСТАЛЬНЫЕ – В РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОМ.

СТИЛИ РЕЧИ

Слайд 18

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Преобладает абстрактная, терминологическая лексика: теория, проблемы, функция, процесс, структура,

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Преобладает абстрактная, терминологическая лексика: теория, проблемы, функция, процесс, структура, механизмы,

методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Ее назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о теоретических понятиях.
Слова употребляются в прямом, нормированном значении; образные средства языка, эмоциональность отсутствуют,
Часты отглагольные существительные: отключение, применение.
Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.
Как разновидность научного нередко рассматривается технический стиль. Примером технических терминов являются слова биметалл, центрифуга, стабилизатор; медицинских – рентген, ангина, диабет; лингвистических – морфема, аффикс, флексия и др.
Слайд 19

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Отличительные черты - актуальность содержания, острота и яркость изложения,

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Отличительные черты - актуальность содержания, острота и яркость изложения,

авторская страстность.
Цель текста – оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя.
Используется весьма разнообразная лексика: термины литературы и искусства (поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство ), общелитературные слова (тайна, личность, творение, чтение ).
Используются отвлеченные слова с общественно-политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый.
Многие слова имеют окраску высокого стиля: перечувствовать, облекать, предощущать, восхищаться.
Активно применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение (истинный поэт, живые формы, ясный образ, общечеловеческое содержание, предощущали смутно и неопределенно ), инверсия (Что должно делать для этого при изучении произведений его? ), преобладают развернутые стилистические конструкции, употребляются вопросительные и восклицательные предложения.