Технология подготовки к экзаменационному сочинению по литературе

Содержание

Слайд 2

Общая структура итогового сочинения I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего

Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения

и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
Слайд 3

I. Вступление Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем

I. Вступление

Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем
Вступление состоит

из 3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 4

I. Вступление Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3

I. Вступление

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос

— задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части.
Можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение (ключевые слова в теме),
Если тема представляет собой утвердительное предложение или цитату, необходимо чётко, логически грамотно сформулировать главный вопрос, поставить проблему.
Слайд 5

Типы вступлений Историческое введение. Это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических,

Типы вступлений

Историческое введение.
Это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических,

нравственных, политических, культурных аспектов.
Аналитическое введение.
Это введение, суть которого сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
Биографическое введение.
Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
Слайд 6

Типы вступлений Сравнительное введение. С помощью этого введения вы как бы

Типы вступлений

Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы

входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализирующему вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
Введение – характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заостренности русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.
Слайд 7

Типы вступлений «Лирическое» введение. Бывает, что ни одно из перечисленных выше

Типы вступлений

«Лирическое» введение.
Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений

вас не устраивает или просто не удается. Универсальным выходом остается введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным опытом. Можно сказать о том, какое влияние оказал на вас автор произведения, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его.
Слайд 8

II. Основная часть Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с

II. Основная часть

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с

ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать (или опровергать). Формулировка тезиса зависит от темы сочинения:
Если в теме – вопрос, тезис – ответ на него.
Если тема- метафорическое высказывание, тезис – его расшифровка.
Если тема – цитата, которую расшифровывать не нужно, в тезисе – пересказать эту мысль своими словами и расширить ее.
Слайд 9

II. Основная часть Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe,

II. Основная часть

Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм

вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Слайд 10

II. Основная часть Помни! Аргумент нужно: привести из литературных источников, выделить

II. Основная часть

Помни!
Аргумент нужно:
привести из литературных источников,
выделить в отдельный абзац,
в

конце каждого аргумента написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два,
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Слайд 11

II. Основная часть Помни! Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к

II. Основная часть

Помни!
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению

- называем автора и произведение, его жанр.
Его интерпретацию - обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Анализируем, а не пересказываем. (Клише «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. )
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста)