Содержание
- 2. Дорогие отцы, братья, сестры уважаемые коллеги! Позвольте представить Вам сообщение на тему:
- 3. Духовные аспекты нравственного воспитания в свете православных ценностей
- 4. Термин «духовно-нравственное воспитание» прочно укоренился в практике работы образовательных учреждений. Он стал настолько «повседневным», что кажется
- 5. Для современной педагогики сопряжение (связь) понятий «духовный» и «нравственный» - достаточно новая «педагогическая конструкция». О нравственном
- 6. Поиск выхода из нравственной деградации общества стали искать на путь обретения личностью некой духовности (как правило,
- 7. Сравнительный анализ двух подходов к проблеме – с точки зрения православных и так называемых светских гуманистических
- 8. Учитель может дать ребенку только то, что у него есть, и воспитывать его в тех ценностях,
- 9. Поэтому самоопределение учителя по отношению к системе ценностей можно рассматривать как фактор профессионализма. Предметная компетентность –
- 10. Противоречивость подходов очевидна изначально уже при рассмотрении «объекта воспитательного воздействия», т.е. при концептуальном рассмотрении понятий «человек»
- 11. С одной стороны, современные учебники определяют: «Цель современного воспитания – формирование свободной личности, обладающей чувством собственного
- 12. Но с другой стороны, о каком «собственном достоинстве» может идти речь, если человек - это биосоциальное
- 13. Таким образом, цель секуляризированной педагогики сводится к тому, чтобы наделённое разумом биологическое существо в своей жизнедеятельности
- 14. В этой связи нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий
- 15. Гуманистическая общечеловеческая концепция любви отвергает зло и противостоит вражде и ненависти. Одновременно с этим для борьбы
- 16. Из современенных учебников по педагогике: «воспитать нравственно полноценную личность – значит… научить человека… презирать» (А.Е. Ольшанникова)
- 17. Философия современного гуманизма и воспитательные системы, на ней основанные, предполагают, что человек изначально этичен, в его
- 18. Центральным понятием морального сознания выступает совесть
- 19. В гуманистической парадигме совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для
- 20. Для православной педагогики совесть – это голос Божий в душе человека, а воспитание совести заключается в
- 21. Противоречия между воспитательными системами усугубились с введением сопряженного (связанного) понятия «духовно-нравственное воспитание» Возникает два вопроса: 1)
- 22. А что есть ДУША ?
- 23. Обратимся к словарям В них ДУХ определятся как философское понятие о невещественном начале, производном от первичной
- 24. Но далее этого толковые словари не идут: в них либо отсутствует понятие «ДУХОВНЫЙ», либо оно определяется
- 25. То есть ДУХ в светском понимании есть, а ДУХОВНОГО в секулярной науке нет. Но при этом
- 26. ПРОТИВОРЕЧИЕ между наличием понятия о ДУХЕ, но отсутствием представления о ДУХОВНОМ объяснимо Оно связано с ограниченностью
- 27. Светская антропология исходит из представления о человеке, как о двух частном существе, имеющем ТЕЛО и ДУШУ,
- 28. Поэтому ПСИХОЛОГИЯ изучает свойства сознания, а ПСИХИАТРИЯ лечит, различными методами меняя качественные характеристики высокоорганизованной материи
- 29. Но ограниченность секулярной науки проявляется в том, что она не может только в материальных категориях объяснить
- 30. Таким образом, для безрелигиозного подхода ДУША - это свойство высокоорганизованной материи, т.е. функция тела, для религиозного
- 31. Поэтому для безрелигиозного понимания нет самого предмета духовного воспитания (души), в таком случае к области духовного
- 32. В этой связи безрелигиозная педагогика под духовным воспитанием понимает эстетическое – знакомство детей с достижениями живописи,
- 33. Духовно-нравственное воспитание фактически становится эстетическим, так как не формирует православного нравственного сознания и соответствующего поведения, не
- 34. В таком случае образ жизни православных людей –какие-то ритуалы, обряды и традиции определенной группы верующих или
- 35. Материалистическое представление о двух частной природе человека не стало просто одной из научных гипотез, а было
- 36. Признание наличия в человеке души при отрицании ее Создателя приводит в секуляризированной педагогике к антропоцентрической установке
- 37. Ценности секулярного мировоззрения исключительно материальные, смысл жизни – в получении удовольствий, а нравственные нормы – юридически
- 38. Религиозная трактовка понятия «духовность» связана с Богом, который есть Дух Поэтому духовное воспитание – это воспитание
- 39. А на каком содержании и на каком материале может воспитываться ДУША?
- 40. Новый предмет ОРКСЭ должен остаться светским и культурологическим. Поэтому духовное воспитание в его религиозном понимании в
- 41. Что может сделать учитель? Только рассказать о том, как и почему христиане (мусульмане, буддисты, иудеи) формируют
- 42. В православной культуре существует ясное и четкое понимание ДУШИ и ДУХА. ДУША – созданная Богом самостоятельная,
- 43. В иерархии православных ценностей ДУХ первичен Какой ДУХ связывает людей в Церкви? Дух любви, милосердия, сострадания,
- 44. Поэтому духовное наследие Церкви – это проявление того ДУХА, который связывает людей в единый церковный организм
- 45. Нравственное возрождение общества начинается тогда, когда человек, независимо от своего нынешнего внутреннего состояния и положения в
- 46. Это определенная система морали, как практическая часть христианского мировоззрения, которая, в отличии от секулярного аналога, не
- 47. В секуляризованной педагогической литературе утверждается, что нет морали, единой для всех времен и народов, она исторически
- 48. Этот подход соответствует современной релятивистской философии, пришедшей на смену ставшего немодным атеизма Релятивизм - убеждение, что
- 49. В релятивизме истина и ложь относительны, и определяются самим человеком, а нравственные законы не существуют объективно,
- 50. Лукавство релятивистского подхода состоит в том, что в отличии от примитивного атеизма, он не отрицает Бога,
- 51. Поэтому для релятивиста духовное наследие Церкви – это не Сам Бог и Его нравственные законы, а
- 52. Ведь если БОГ – объективная реальность и абсолютная ценность, то с Ним надо считаться и выстраивать
- 53. Иметь «своего бога» (такого как тебе хочется) удобно и комфортно, но это не решает проблем нравственного
- 54. В отличии от релятивизма, в православной культуре нравственные ценности абсолютны, так как абсолютным является их источник.
- 55. Поэтому приобщение к духовному наследию Церкви – это не изучение архитектурных форм храмов, церковной истории и
- 56. Как пишет профессор В.А. Беляева, «в представлении православной педагогической культуры духовно-нравственная сфера есть глубинный уровень личности,
- 57. Как известно, человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и
- 58. В рамках светской школы это вполне возможно на основе раскрытия не внешних форм, а внутренних смыслов
- 59. Это и есть культурологический подход к преподаванию не с позиции внешней, а с позиции внутренней сущности
- 60. Таким образом, духовное наследие Церкви – абсолютный идеал святости и нетленные нравственные ценности, которые определяют смысл
- 61. Приобщение к этим ценностям не есть их простое знание, а есть, прежде всего, определенный образ жизни,
- 62. В помощь педагогам высшей и средней школы создан научно-издательский экспертный центр «НАУКА и СЛОВО» Научно-методические разработки
- 64. Скачать презентацию