Слайд 2

Хаксли был гуманистом, пацифистом и сатириком. Интересовался духовными вопросами: парапсихологией и

Хаксли был гуманистом, пацифистом и сатириком. Интересовался духовными вопросами: парапсихологией и

философским мистицизмом, в частности универсализмом.
К концу своей жизни Хаксли был широко признан одним из выдающихся интеллектуалов своего времени. В разные годы он семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1938, 1939, 1955, 1959, 1960, 1961, 1963)
Слайд 3

«Желтый Кром» (1921) несет в себе черты интеллектуального романа. Сюжетное движение

«Желтый Кром» (1921) несет в себе черты интеллектуального романа. Сюжетное движение

выражено в нем слабо; содержание раскрывается через философские рассуждения персонажей.
Роман Хаксли «Шутовской хоровод» (1923) представляет собой трагический фарс. Писатель-сатирик показал, как трагические проблемы, стоящие перед интеллигенцией, превращаются ею в циничную буффонаду. Все действия утративших идеалы интеллигентов - это «шутовской хоровод».

В романе Хаксли «Контрапункт» (1928) сложно переплетаются реалистические и модернистские тенденции. Композиция его основана на принципе музыкального контрапункта. Важную художественную роль играют цитаты из произведений Шекспира. Повествовательной манере свойственно сложное и тонкое сочетание голосов различных персонажей. В отдельных мотивах чувствуется влияние Достоевского.

Слайд 4

Мрачный взгляд на будущее человечества выражен в романе-антиутопии «Прекрасный/Дивный новый мир»

Мрачный взгляд на будущее человечества выражен в романе-антиутопии «Прекрасный/Дивный новый мир»

(1932). Здесь писатель высказывает пессимистическую мысль о том, что дальнейшее развитие науки и техники приведет к созданию тоталитарного режима, при котором личность будет подавлена и стандартизирована.
Герой романа «Слепой в Газе» (1936) социолог Энтони Бивис приходит к выводу о бессмысленности бытия и пытается спастись от действительности обращением к сексуальной жизни и проповеди непротивления.
В романе «После многих лет умирает лебедь» (1939) человеческая природа представлена в самом негативном плане, а фантастическое содержание романа, связанное с темой долголетия, становится поводом для доказательства неизбежности полного вырождения человечества.
Слайд 5

В эссе «Двери восприятия» (1954), Хаксли описывает свой опыт употребления мескалина.

В эссе «Двери восприятия» (1954), Хаксли описывает свой опыт употребления мескалина.

Оно послужило толчком к массовому изучению «расширения границ восприятия» под действием психоделиков, оказав таким образом значительное влияние на социальные и культурные процессы второй половины XX века.

«Мы можем собирать информацию об опыте, но никогда не сам опыт»

«Я видел то, что видел Адам в утро своего сотворения — мгновение за мгновением, чудо обнажённого существования»

Слайд 6

В 1962 г. Хаксли опубликовал роман-аллегорию «Остров». Иносказание здесь многозначно: остров

В 1962 г. Хаксли опубликовал роман-аллегорию «Остров». Иносказание здесь многозначно: остров

- это и Англия, это и любое другое государство, это и человеческая цивилизация вообще. Многозначность служит здесь не анализу сложной реальной действительности, а воплощению мистических ассоциаций и пессимистических идей. Ведущая тема, пробивающаяся в этой многозначности, - тема ужаса, изоляции, страдания и смерти.
Аллегория в романе «Остров», наполненная горькими и вместе с тем во многом субъективистскими идеями, теряет свою цельность и органическое единство, разрушается растянутыми авторскими рассуждениями об индийском мистицизме, о биологических экспериментах над человеческим организмом. Роман-аллегория становится романом-трактатом и антиутопией
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10