Использование персонажей для развивающего сопровождения детей в рамках подхода dirfloortime

Содержание

Слайд 2

ОБ ИГРАХ И ИГРУШКАХ НА ЗАНЯТИЯХ:

ОБ ИГРАХ И ИГРУШКАХ НА ЗАНЯТИЯХ:

Слайд 3

0-3 мес. Саморегуляция, внимание, интерес к миру. 2-5 мес. Контакт и

0-3 мес.
Саморегуляция, внимание, интерес к миру.

2-5 мес.
Контакт и общение,

привязанность.

4-10 мес. Преднамеренность
и двусторонняя коммуникация.

10 мес.- 1г. 6мес. Решение социальных задач
и формирование самосознания.

1 г.6 мес. - 2г.6 мес. Формирование символов, использование слов и понятий.

2г. 6 мес. - 3г. 6 мес. Эмоциональное мышление, логика и чувство реальности.

С 1-2-х месяцев - Сенсомоторная игра.
Исследование окружающего мира, своих возможностей.

С 1-2-х месяцев - Сенсомоторная игра.

С 1-2-х месяцев Сенсомоторная игра.
9-11 мес. Игра-подражание. Отражение действий
с предметами, повторение действий взрослых, их речи.

9-11 мес. Игра-подражание
1.2-1.6 гг. Символическая игра.
Есть мнимая ситуация, «понарошку».

К 1.8-2.8 гг. Объединение функциональных игровых действий в последовательности. 
Использование сюжетных игрушек.

К 2.6-3 гг. последовательность из 3-4 игровых действий.
К 3-4 гг. сюжетно-ролевая игра.

ФЭСР

ИГРА

https://youtu.be/Mm6KWDCHcSc

Слайд 4

Слайд 5

КАК МЫ ПРИШЛИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЖЕЙ:

КАК МЫ ПРИШЛИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЖЕЙ:

Слайд 6

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН: НАЧАТЬ ИГРАТЬ ПЕРЕВОПЛОТИТЬСЯ ИГРУШКА-ПОМОЩНИК В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ (БАННЫЕ РИТУАЛЫ,

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН:

НАЧАТЬ ИГРАТЬ
ПЕРЕВОПЛОТИТЬСЯ
ИГРУШКА-ПОМОЩНИК В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ
(БАННЫЕ РИТУАЛЫ, ПОХОД В

МАГАЗИН)
РЕФЛЕКСИЯ В ДЕЙСТВИИ – ОБСУДИТЬ С ПЕРСОНАЖЕМ СИТУАЦИЮ:
«ЭХ, ЭТО БЫЛО ТРУДНО, И Я УСТАЛА».
УЧАСТНИК ПРОЦЕССЕ, КОТОРОГО МОЖНО ОБСУДИТЬ С РЕБЕНКОМ
ОБОГАТИТЬ ИГРУ И СЮЖЕТ
Слайд 7

ПЕРСОНАЖ В КОНЦЕПЦИИ DIR: опора поддержка связь развитие https://youtu.be/Alr7D3Ebo24 https://youtu.be/lZk3KTycJDM

ПЕРСОНАЖ В КОНЦЕПЦИИ DIR:

опора
поддержка
связь
развитие

https://youtu.be/Alr7D3Ebo24

https://youtu.be/lZk3KTycJDM

Слайд 8

КАК ПРИДУМАТЬ СВОЕГО?

КАК ПРИДУМАТЬ СВОЕГО?

Слайд 9

ЗНАКОМЬТЕСЬ, МИША ОХ, И ЗАДАЧКА! СЛОООЖНАЯ. ЭЭЭЭЭЭЭЭ. НЕ ПОНЯТНО…

ЗНАКОМЬТЕСЬ, МИША

ОХ, И ЗАДАЧКА!
СЛОООЖНАЯ.

ЭЭЭЭЭЭЭЭ.
НЕ ПОНЯТНО…

Слайд 10

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПЕРСОНАЖИ: ЧТО ЭТО? УХ ТЫ, А МНЕ? УЖЕ

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПЕРСОНАЖИ:

ЧТО ЭТО?

УХ ТЫ, А МНЕ?

УЖЕ ПОРА?

МЫ ВСЁ ПОЛОЖИЛИ?
А

Я ПРОВЕРЮ!
Слайд 11

1,2,3 https://youtube.com/shorts/i4OVBPUiais?feature=share 1 2 3

1,2,3

https://youtube.com/shorts/i4OVBPUiais?feature=share

1

2

3

Слайд 12

КАК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПЕРСОНАЖ? (на 1-2-3 ступенях) ДАЁТ ОЩУЩЕНИЯ АКТИВИЗИРУЕТ ВНИМАНИЕ

КАК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПЕРСОНАЖ? (на 1-2-3 ступенях)

ДАЁТ
ОЩУЩЕНИЯ

АКТИВИЗИРУЕТ
ВНИМАНИЕ

ВОВЛЕКАЕТ ВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СОБЛЮДАЕТ
ГРАНИЦЫ

ПОДДЕРЖИВАЕТ
РЕБЁНКА И ИНТЕРЕС

ЧУТКО

РЕАГИРУЕТ
НА СИГНАЛЫ

ПОДСТРАИВАЕТСЯ
(ТЕМП, РИТМ)

Слайд 13

ЗАДАЧА РЕШЕНИЕ ПРИМЕР Поддержание активности. Побуждение к контакту. Удлинение коммуникативных циклов.

ЗАДАЧА

РЕШЕНИЕ

ПРИМЕР

Поддержание активности.

Побуждение
к контакту.

Удлинение коммуникативных циклов.

Давать
соответствующие
ощущения и действия.

Персонаж привлекает

ребенка с помощью ощущений:
звук, прикосновение, эмоциональные возгласы
яркие или неожиданные действия.

Добавить новый элемент в цепочку последовательных действий.
Сделать паузу, ожидая активного действия ребенка.

Пощипывания, постукивания,
может тянуть или толкать.

Ребенок отвлёкся на пластилин, который случайно попал в его поле зрения. Персонаж шепчет в ушко, рычит, кусает за пятку, гладит по руке, приносит мыльные пузыри или сквиш.

Персонаж приносит шарики и подает
их ребенку. Ребенок забирает их из лап.
В какой-то момент можно привнести что-то новенькое. Персонаж принес что-то, ребенок протягивает руку, а персонаж чихает
и попадает шариком в ребенка. Персонаж сразу открывает рот или подставляет лапки
и ждёт, если ребенок захочет повторить игру, то отдаёт персонажу шарик.

Слайд 14

4,5,6 4 5 6

4,5,6

4

5

6

Слайд 15

КАК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПЕРСОНАЖ? (на 4-5-6 ступенях) ПОКАЗЫВАЕТ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОЗДЁТ

КАК МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ПЕРСОНАЖ? (на 4-5-6 ступенях)

ПОКАЗЫВАЕТ
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

СОЗДЁТ ИГРОВЫЕ
ПРЕПЯДСТВИЯ

КОММЕНТИРУЕТ
ДЕЙСТВИЯ

НАЗЫВАЕТ СВОИ
ЭМОЦИИ

РЕАГИРУЕТ
НА ДЕЙСТВИЯ

НАПОМИНАЕТ
О

ЦЕЛИ

ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЙ
ШАГ, УВЛЕКАЕТ

ОШИБАЕТСЯ, ПРОСИТ
ПОМОЧЬ, ОБЪЯСНИТЬ

НЕ ЗАМЕЧАЕТ
СВОИ ОШИБКИ

https://youtu.be/D9JEilB9RnM

Слайд 16

ЗАДАЧА РЕШЕНИЕ ПРИМЕР Удерживать цель, несмотря на препятствия. Планировать последовательность действий.

ЗАДАЧА

РЕШЕНИЕ

ПРИМЕР

Удерживать цель, несмотря
на препятствия.

Планировать последовательность действий.

Напоминает о цели, эмоционально

реагирует
на усилия ребенка
и подбадривает его для продвижения к желаемому.
Предлагает помощь, выбор

Согласует план с ребенком
предлагает варианты
на выбор.
Пробует первый сделать,
ошибается и зовёт ребенка
на помощь.

Ребенок ищет укатившуюся машинку. Гоша зовёт:
«Машинка, ты где?! Ау!...
Ох, под стулом не вижу. Машинка! Где искать? Под столом,
под подушкой?»

Видео «Миша и мост»
Ребенок начинает действовать, Миша уточняет. Пробует сам:
Ой-ой, я сейчас упаду! Ребенок оказывает реальную помощь

Слайд 17

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: НАЙТИ ВОПРОС. ЧТО МЕНЯ ВОЛНУЕТ? Я ХОЧУ ПРИВЛЕЧЬ К

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

НАЙТИ ВОПРОС. ЧТО МЕНЯ ВОЛНУЕТ? Я ХОЧУ ПРИВЛЕЧЬ К КОНТАКТУ?

ИЛИ Я ХОЧУ ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ИНОЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ? ПРОДУМАТЬ, КАКИМ ОБРАЗОМ Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ. СПЛАНИРОВАТЬ УБОРКУ ИГРОВОЙ… МИША УБИРАЕТ ВСЁ МАЛЕНЬКОЕ..
ВМЕСТЕ ОБЫГРЫВАТЬ ЗАДАНИЯ ОТ ЛОГОПЕДА, НЕЙРОПСИХОЛОГА.. РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, КОНСТРУКТОР. ПЕРСОНАЖ ПОМОГАЕТ ИЛИ МЕШАЕТ РЕБЕНКУ.
СНИМАТЬ ФОТОГРАФИИ/ВИДЕО, А ЗАТЕМ СМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ, ОБСУЖДАТЬ, ВСПОМИНАТЬ.
НАПОМИНАТЬ ОБ ОБРАЗЕ ПЕРСОНАЖА: НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ С ПРОГУЛКИ? С ИНТЕРЕСОМ ВСПОМНИТЬ, А ЧТО ЖЕ ТАМ ДЕЛАЕТ ГОША ИНТЕРЕСНО? ИЛИ «МНЕ ПОЗВОНИЛА ЛЯЛЯ!» ОНА НАС ЖДЕТ!
РАЗНООБРАЗЬТЕ ИГРОВЫЕ ИДЕИ ИЛИ СЮЖЕТ: ПОСАДИТЬ МИШУ В ХОЛОДИЛЬНИК ИЛИ В КОРОБКУ С ПЕЧЕНЬЕМ. ПЕРЕВЯЗАТЬ ЕМУ ГОЛОВУ БИНТОМ. НАДЕТЬ НА НОГУ МИШЕ НОСОК/ФУТБОЛКУ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ ЕМУ СЕЙЧАС НУЖНЫ. 
ВРЕМЯ, МЕСТО, ЖЕЛАНИЕ, ПОЗИТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ.
Слайд 18

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ С ЦЕЛЬЮ: ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ: В ТЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ:

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ С ЦЕЛЬЮ:
ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ: В ТЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ / ОТ

ЗАНЯТИЯ К ЗАНЯТИЮ / ОТ СТУПЕНИ К СТУПЕНИ.
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА: ОПРЕДЕЛЯТЬ СТУПЕНИ, А ТАКЖЕ СПОСОБНОСТИ.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ «СИСТЕМУ» ПЕРСОНАЖЕЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И КОЛЛЕГАМИ. ФОРМИРОВАТЬ ЯЗЫК.. ПОДСКАЗЫВАТЬ ИДЕИ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДОМА В ФОРМЕ ИГРЫ С ПЕРСОНАЖАМИ.
СОБИРАТЬ «КОПИЛКУ» ИГР/СТРАТЕГИЙ.
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ И МАТЕРИАЛ (КОРРЕКТИРОВКА ОБРАЗОВ, ВЫРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ).