История становления источников исламского права и уммы

Содержание

Слайд 2

Зарождение и начальный период развития исламского права (VII в.)

Зарождение и начальный период развития исламского права (VII в.)

Слайд 3

Пророк Мухаммад

Пророк Мухаммад

Слайд 4

Устав исламской уммы Устав исламской уммы, известный как конституция Медины, является

Устав исламской уммы

Устав исламской уммы, известный как конституция Медины, является ранним

политико-правовым документом ислама, по сути, первым исламским законодательным актом
Слайд 5

Власть в умме Халиф: духовная (имамат) и светская (эмират) власть Визирь:

Власть в умме

Халиф: духовная (имамат) и светская (эмират) власть

Визирь: главный советник

и помощник Халифа

Диваны (ведомства): центральные органы управления

Эмир: военные наместники

Слайд 6

Али ибн Абу Талиб Мусульмане, которые в борьбе за должность халифа

Али ибн Абу Талиб

Мусульмане, которые в борьбе за должность халифа поддерживали

Али, впоследствии составили отдельное направление в исламе и были названы шиитами
Слайд 7

Доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII –

Доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII –

X вв.)

В истории становления Арабского халифата выделяют два периода:
Дамасский - период правления династии Омейядов (661—750 гг.)
Багдадский - период правления династии Аббасидов (750—1258 гг.)

Слайд 8

Династия Омейядов Руководствовались Кораном и Сунной Столица – Дамаск Административный язык

Династия Омейядов

Руководствовались
Кораном и Сунной

Столица – Дамаск

Административный язык – арабский

Учреждена почтовая

служба и выпущены первые исламские деньги

Сооружены ирригационные каналы в долинах Тигра и Евфрата

Слайд 9

Династия Аббасидов Столица – Багдад Усиленное влияние исламского права в Арабском

Династия Аббасидов

Столица – Багдад

Усиленное влияние исламского права в Арабском халифате

Недостаточность конкретных

предписаний Корана и Сунны
Слайд 10

Коран Коран не может быть исправлен или изменен Коран является религиозной,

Коран

Коран не может быть исправлен или изменен
Коран является религиозной, философской и

моральной основой исламского права и государства, исходным
началом в процессе их формирования и развития
Коран состоит из 114 сур, разделен на 30 равных джюс, каждая из которых, в свою очередь, делится а две хизб, которые также разделены, но уже на рубу и 6219 аятов
Слайд 11

Сунна Уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия Пророка

Сунна
Уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия Пророка Мухаммада
Рассказывает

о бытии и поведении Пророка как пример для руководства действующих верующих
Не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон
Слайд 12

Иджма Иджма – это согласованное мнение исламских правоведов и богословов по

Иджма

Иджма – это согласованное мнение
исламских правоведов и богословов
по религиозным

и правовым
вопросам, требующим практического
применения положений Корана и
Сунны

Исламско-правовая доктрина
выработала неизменный принцип,
согласно которому любое согласованное
решение в рамках иджмы не может
изменять или отменять положения,
содержащиеся в Коране или Сунне

Слайд 13

Кияс Суждение по аналогии, основанное на детальном изучении Корана и Сунны

Кияс
Суждение по аналогии, основанное на детальном изучении Корана и Сунны и

охватывающее множество проблем

Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или Иджмой предписаний к новым случаям
Можно рассматривать только как способ толкования и применения права

Слайд 14

Фетва Представляет собой устные и письменные суждения авторитетных теологов и правоведов

Фетва

Представляет собой устные
и письменные суждения авторитетных
теологов и правоведов на решения


светских властей

Фетва – это своего рода вердикт
по какому-либо религиозно-правовому
или социальному вопросу, выносимый
авторитетными религиозными деятелями в ответ на запрос судьи или другого лица

Слайд 15

Урф и адат Востребованы в том случае, если отсутствуют предписания Корана

Урф и адат

Востребованы в том случае, если отсутствуют предписания

Корана и Сунны по конкретному вопросу

Главное требование, предъявляемое к ним, – это
полное соответствие основным принципам исламского
права

Если какие-либо из них противоречат любому
принципу исламского права, то теряют юридическую
силу

Слайд 16

Ферманы Представляют собой указы главы исламского государства, которые издаются для решения

Ферманы

Представляют собой указы главы
исламского государства, которые
издаются для решения различных

вопросов государственной и
общественной жизни
Слайд 17

Ханифитская школа - Основатель: Абу Ханифа (702-767), великий исламский правовед -

Ханифитская школа
- Основатель: Абу Ханифа (702-767), великий исламский правовед
-

Самая ранняя по времени своего возникновения школа, которая считается самой либеральной
- Свободное обсуждение правовых проблем на основе принципа «коллективного» разума
Слайд 18

Маликитская школа - Основатель: имам Малик Ибн Анас (717 – 801)

Маликитская школа

- Основатель: имам Малик Ибн Анас (717 – 801)
-

Предпочтительное отношение к сунне и такому источнику права как амаль (практика жителей Медины)
Слайд 19

Шафиитская школа - Основатель: Аш-Шафии (769 – 820), который заслужил славу

Шафиитская школа

- Основатель: Аш-Шафии (769 – 820), который заслужил славу

великого систематизатора исламского права, тщательно классифицировав виды сунн
- Широкое применение Иджмы
Слайд 20

Ханбалитская школа - Основатель: Ахмад Ибн Ханбал (778—855 гг.) - Ханбалитский

Ханбалитская школа

- Основатель: Ахмад Ибн Ханбал (778—855 гг.)
-

Ханбалитский мазхаб отличается от других школ крайней степенью консерватизма, которое иногда принимало весьма радикальные формы
Слайд 21

- Основатель: имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик - Иджтихад является важнейшим

- Основатель: имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик
- Иджтихад является

важнейшим средством реализации веры «как доказательства»
- Признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада
- Признают принцип «благоразумного скрывания веры» в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина
- Признают институт временного брака

Джафаритский мазхаб

Слайд 22

Уголовное право Религиозные преступления: посягательства на права Аллаха Посягательства на права отдельных лиц

Уголовное право

Религиозные преступления: посягательства на права Аллаха

Посягательства на права отдельных лиц

Слайд 23

Суд и процесс в исламе Судебную власть осуществлял кади (судья), являющийся представителем духовной власти халифа

Суд и процесс в исламе

Судебную власть осуществлял кади (судья), являющийся представителем

духовной власти халифа
Слайд 24

Частное право Вещное право: Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество

Частное право

Вещное право: Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество (обычно

недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели

Наследственное право: Допускалось наследование по завещанию (не более 1/3 всего имущества) и по закону

Договорное право: Исламу известны практически все виды договор (купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т. д.), за исключением договора займа

Брачно-семейное право: Исламский брак – полигамный брак. Законными считаются 4 жены. Институт конкубината (сожительство мужчины и женщины без заключения брака) узаконен

Слайд 25

Значение исламского права

Значение исламского права