Новейшая история западных исповеданий Лекция 1. Экуменическая политика РКЦ на современном этапе

Содержание

Слайд 2

Декрет Священной канцелярии от 1919 г. запрещал католикам участвовать в конгрессах

Декрет Священной канцелярии от 1919 г. запрещал католикам участвовать в конгрессах

«отлученных христиан».

Этап сопротивления и запрета 1910-1948 гг.

«Католики, ни в коем случае не могут одобрить эти попытки, основанные на ложной теории, что все религии более или менее хороши и здравы…» (“Mortalium animos” («Души смертных», 1928)

Запрет для католиков на участие в экуменическом движении был подтвержден Священной канцелярией в 1948 г.

Слайд 3

Принятие и перехват инициативы – 1958 г. Декрет Второго Ватиканского собора

Принятие и перехват инициативы – 1958 г.

Декрет Второго Ватиканского собора Unitatis

Redintegratio
Энциклика папы Иоанна Павла II Ut Unum Sint
Декларация Dominus Iesus
Слайд 4

Принципы католического экуменизма 1. католический экуменизм не предполагает «упразднения межконфессиональных различий

Принципы католического экуменизма

1. католический экуменизм не предполагает «упразднения межконфессиональных различий благодаря

приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению».
2. «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви»
Слайд 5

Богословские диалоги РКЦ с христианами-некатоликами диалог с несторианскими сообществами диалог с

Богословские диалоги РКЦ с христианами-некатоликами

диалог с несторианскими сообществами
диалог с монофизитскими сообществами
диалог

с Православной Церковью
4. диалоги с лютеранами, англиканами, старокатоликами, методистами, пятидесятниками
5. диалог с ВЦС
Слайд 6

Богословский диалог РКЦ с несторианами 1984-1994 гг. – неофициальный период диалога

Богословский диалог РКЦ с несторианами

1984-1994 гг. – неофициальный период диалога в

рамках работы экуменической организации «Pro Oriente»
11 ноября 1994 года – христологическая декларация
1995 г. - начались ежегодные заседания Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической церковью и Ассирийской церковью Востока
2001 г. - «Руководящие принципы для участия в евхаристии между Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока»
2005 г. – крах диалога
2017 г. – возобновление диалога; заявление «Сакраментальная жизнь»
Слайд 7

Богословский диалог РКЦ с монофизитскими сообществами до 2003 г. отдельные диалоги

Богословский диалог РКЦ с монофизитскими сообществами

до 2003 г. отдельные диалоги с

Коптской, Армянской и иными древневосточными конфессиями
в 2003 г. – переформатирование диалога, объединение монофизитской стороны
в 2009 г. - документ «Природа, устройство и миссия Церкви»
2015 г. - документ «Осуществление общения в жизни древней Церкви и значение этого опыта в поиске общения сегодня»
Слайд 8

Богословский диалог РКЦ с Православными Церквами до 1980 г. – неофициальный

Богословский диалог РКЦ с Православными Церквами

до 1980 г. – неофициальный этап

диалога
1964 г. – встреча Папы Павла 6 и Патриарха Афинагора (начало общения )
отмена взаимных анафем 1054 г., которая состоялась одновременно 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле
1979 г. – создание Смешанной богословской комиссии
1993 г. – Баламандская декларация
2007 г. – Равеннский документ
Слайд 9

Богословский диалог РКЦ с протестантами Целью Рима при общении с иными

Богословский диалог РКЦ с протестантами

Целью Рима при общении с иными христианами

Запада является доказать, что нормальным существование может быть только в единстве с Католической церковью.
Слайд 10

Место христиан-некатоликов в структуре РКЦ с точки зрения канонического права РКЦ

Место христиан-некатоликов в структуре РКЦ с точки зрения канонического права РКЦ

Католическая

церковь по-прежнему признает себя единственным истинно христианским сообществом (народом Божьим), «столпом и утверждением истины» (1 Тим 3, 15), единственным истинным мистическим «телом Христа», в котором присутствует вся полнота божественного откровения. Христиане-некатолики имплицитно считаются каноническим правом РКЦ частью Католической церкви, даже если они сами этого не признают.
Слайд 11

Различение межрелигиозного и межконфессионального диалога 1993 г. - «Экуменическое воспитание» (документ

Различение межрелигиозного и межконфессионального диалога

1993 г. - «Экуменическое воспитание» (документ совместной

рабочей группой представителей Римско-католической Церкви и Всемирного совета церквей)
«…должно быть ясно и то, что межрелигиозный диалог — с другими мировыми религиями, такими как ислам, буддизм индуизм и т. д. — преследует иные цели, отличные от тех, достижение которых предполагается в экуменическом диалоге между христианами. Уделяя серьезное внимание этой важной деятельности, христиане должны проводить четкое различие между нею и экуменическим диалогом»
брак как средство прозелитизма
Й.Ратцингер: «Мы переоценили собственные возможности, веря, что богословский диалог может рано или поздно привести к единству веры»
«экуменизм крови»