Пастырское богословие (часть 1)

Содержание

Слайд 2

1. Цель освоения дисциплины Цель преподавания дисциплины «Пастырское богословие» – дать

1. Цель освоения дисциплины
Цель преподавания дисциплины «Пастырское богословие» – дать

систематическое представление о благодатном церковном пастырстве: его библейских и богословских основаниях, истории, актуальном состоянии, принципах деятельности, а также о внутреннем устроении пастыря и его отношении в Пастыреначальнику Христу и пастве.

Учебная дисциплина «Пастырское богословие»

Слайд 3

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата Логически и содержательно-методически

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата
Логически и содержательно-методически

дисциплина неразрывно связана с другими богословскими и церковно-историческими дисциплинами, такими, как «Библеистика», «История древней христианской Церкви», «Литургическое богословие», «История христианской письменности и патристика», «Каноническое право», «Нравственное богословие», «Гомилетика».
Слайд 4

3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен Знать: библейско-богословские основания

3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать: библейско-богословские основания

пастырства, вытекающие из них задачи пастырского служения; требования, предъявляемые к личности пастыря; историю и традиции русского пастырства; принципиальные положения социальной концепции Русской Церкви; основы святоотеческой аскетики; принципы взаимоотношений духовника с его чадам.
Слайд 5

3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен Уметь: использовать полученные

3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь: использовать полученные

знания как исходную точку для анализа и оценки конкретных явлений церковной жизни.
Владеть: навыками выявления пастырской проблематики и специфики пастырского подхода в святоотеческой и иной богословской литературе.
Слайд 6

Программа (два семестра) 1 семестр Пастырское богословие как наука Библейские основания

Программа (два семестра) 1 семестр

Пастырское богословие как наука
Библейские основания пастырства
Избранничество и

избрание
Введение в пастырскую аскетику
Пастырская мистагогия (хиротония и благодатные дары священства)
Священнодействие слова истины (богослужебная и учительная деятельность пастыря)
Слайд 7

Программа (два семестра) 2 семестр Пастырь и община Духовная традиция и

Программа (два семестра) 2 семестр

Пастырь и община
Духовная традиция и церковный быт
Пастырь

и мир
Душепопечение и духовничество
Слайд 8

Учебная литература 1. Храповицкий, Антоний. Пастырское Богословие. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский

Учебная литература

1. Храповицкий, Антоний. Пастырское Богословие. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь,

1994. - 325 с.
2. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001. – 408 с.
3. Антоний (Амфитеатров), архим. Пастырское богословие. Часть 1. – Киев: Киево-Печерская Лавра. 1851. – 170 с.
4. Пантелеймон (Агриков), схиархм. Пастырское богословие. https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/pastyrskoe-bogoslovie-agrikov/
Слайд 9

Пастырское богословие в системе богословских наук Все богословские дисциплины направлены на

Пастырское богословие в системе богословских наук

Все богословские дисциплины направлены на

то, чтобы сообщить учащемуся сумму знаний, которая поможет ему со временем стать настоящим, всесторонне образованным пастырем. Каждая из академических дисциплин изучает какую-то одну сторону пастырской деятельности. Литургика – богослужение; Гомилетика – проповедь; Догматика – догматы Православной Церкви.
Слайд 10

Однако, проповедует ли пастырь, совершает ли богослужение – везде он должен

Однако, проповедует ли пастырь, совершает ли богослужение – везде он должен

быть молитвенно-благоговейным, духовно-просвещенным, любящим, «добрым» пастырем. Что же может помочь пастырю (учащемуся) подготовиться к столь великому служению, к приобретению благодатных духовно-нравственных качеств?
Ему может помочь, помимо всех других богословских наук, особая наука, которую св. Григорий Богослов называет «наукой всех наук» – Пастырское богословие.
Слайд 11

Предмет и задачи пастырского богословия. Предметом Пастырского богословия является сам священнослужитель.

Предмет и задачи пастырского богословия.

Предметом Пастырского богословия является сам священнослужитель.
Задача

- раскрытие высоты и ответственности пастырского служения и указание пути и средств к достойному прохождению его.
Слайд 12

Пастырское богословие вводит будущих пастырей в понимание высочайшего пастырства Христа Спасителя,

Пастырское богословие вводит будущих пастырей в понимание высочайшего пастырства Христа Спасителя,

святых Апостолов и святых отцов, питает его духом пастырской ревности, помогает развить и усилить в себе пастырское призвание.
Формирует пастырское самосознание, чувство пастырской любви, долга и ответственности пред Богом за своих пасомых.
Помогает понять необходимость борьбы с греховностью своей природы, неотложность предварительной подготовки к пастырству
Слайд 13

Понятие о пастырском опыте Опытный пастырь понимает открывающиеся пред ним души

Понятие о пастырском опыте

Опытный пастырь понимает открывающиеся пред ним

души верующих по своим прежним подобным переживаниям и ставит для них в нужные моменты правильный духовный диагноз. Большей частью ему приходится иметь дело с людьми весьма изломанными и запутанными душевно. И личный опыт оказывает пастырю незаменимую услугу в понимании и врачевании таких нездоровых душ.
Слайд 14

Внутренний опыт производит в душе пастыря своего рода проницательность и жизненную

Внутренний опыт производит в душе пастыря своего рода проницательность и

жизненную силу.
Преп. Серафим Саровский по этому поводу говорит, что настоятель должен иметь дар рассуждения и дар проницательности, чтобы из собрания вещей настоящих и прошедших мог предусмотреть будущее и упразднить козни врага.    «У опытного, - говорит преподобный Нил Синайский, - слова сверкают силою». Что бы он ни делал, везде у него, до мелочей включительно, чувствуется духовная сила и огонь.
Слайд 15

Но как быть молодому пастырю? Основная задача пастырской деятельности безусловно осуществима

Но как быть молодому пастырю?
Основная задача пастырской деятельности безусловно

осуществима всяким пастырем. Ни Господь, ни паства не требуют от пастыря чего-то непосильного. Если у него есть только начальный духовный опыт, то и это немаловажно для верующих к удовлетворению их запросов.
В пастырстве наиболее ценно не столько количество опыта, сколько качественно-живой дух служения. Едва почувствует паства в своем руководителе человека, живущего Богом, как уже начинает к нему тяготеть.
Слайд 16

Всякий пастырь при желании и в меру своих сил может постепенно

Всякий пастырь при желании и в меру своих сил может

постепенно становиться опытным руководителем ко спасению. На помощь его личному опыту приходит опыт святых отцов и учителей Церкви. Из их суждений по вопросам духовно-аскетической жизни можно всегда получить исчерпывающие и бесспорные решения недоумений.  Это дает пастырям возможность высказывать пасомым не свои мнения, а подавать церковный голос, отстаивать церковную позицию во всех вопросах веры и жизни. Знание авторитетного всецерковного опыта делает пастыря основательным в своих частных суждениях и верно понимающим вещи.
Слайд 17

Пастырское богословие и пастырская подготовка в России В царствование имп. Александра

Пастырское богословие и пастырская подготовка в России

В царствование имп. Александра I

существовала в России своя (не богатая и далеко не самостоятельная) литература по пасторологии.
В конце XVIII в. и в начале XIX в. заслуживают быть упомянутыми три произведения, касающиеся пастырского делания.
Слайд 18

1. «Книга о должностях пресвитеров приходских», изданная в Санкт-Петербурге в 1776

 1. «Книга о должностях пресвитеров приходских», изданная в Санкт-Петербурге в 1776

г.
Авторы: еп. Смоленский Парфений (Сопковский), и архиеп, могилевский Георгий (Конисский).
Книга является скорее инструкцией для приходского священника. Книга пользовалась большой известностью и много раз издавалась.
2.  «Сокращенный Катехизис для священно-и-церковно-служителей, как для всегдашнего их знания, так особливо для изучения при вступлении их в церковные должности» (Москва, 1807 г.).
Автор: московский митр. Платон (Левшин).
Обе книги были переведены на английский язык.
Слайд 19

3. Третья книга, хотя и не является специальным трудом по пасторологии,

3. Третья книга, хотя и не является специальным трудом по

пасторологии, но все же имеет к нему достаточное касательство. Это «Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina Christiana de credendis (pars I) et agendis (pars II)» (Лейпциг, 1784).
Автор: знаменитый Феофилакт (Горский), писал ее по латыни (на которой в то время писалось и преподавалось богословие). Являясь в сущности «суммой» догматики и нравственного богословия, или «вероучения и практики», она в отделе о таинствах, в частности о священстве отводит известное место и пастырскому деланию.
Слайд 20

После упразднения Комиссии духовных училищ в 1839 г. и пересмотра программ

После упразднения Комиссии духовных училищ в 1839 г. и пересмотра

программ духовных школ появились почти одновременно два курса Пастырского богословия.
1. Книга архимандрита, впоследствии архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова), вышедшая в 1851 г.
2. Произведение еп. Кирилла (Наумова) в 1853 г.
По словам историка СПб. Духовной академии проф. Чистовича книга стала «первым опытом изложения пастырских обязанностей в научном виде».
Слайд 21

А.С.Стурдза, известный в свое время писатель на богословские и церковные темы,

А.С.Стурдза, известный в свое время писатель на богословские и церковные

темы, написал «Письма о должностях священного сана».
Такою же практической ценностью отличаются еще две книги: «Памятная книжка для священника, или размышления о священных обязанностях», архиеп. Костромского Платона (Фивейского), б. проф. МДА (Москва, 1860) и «Практическое руководство для священнослужителей» П.И.Нечаева.
Киевский пасторалист проф. В.Ф.Певницкий написал книги «Священник» (Киев, 1897), «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (СПб. 1898) 
Слайд 22

Настоящим событием в истории Пасторологии явились лекции ректора Московской, а потом

Настоящим событием в истории Пасторологии явились лекции ректора Московской, а

потом Казанской Академии, архимандрита Антония (Храповицкого). Вышедший не из духовного звания, не плененный схоластическими построениями старинных учебников, сам человек большой светской просвещенности, природного ума и огромной церковной интуиции архим. Антоний поистине «сделал весну» в истории русской духовной школы вообще и пастырского богословия в частности. 
Новизна направления Антония состояла в том, что он звал к церковной традиции, к духу святоотеческого пастырствования. 
Слайд 23

Во II томе его Собрания сочинений заложено самое существенное, а именно

Во II томе его Собрания сочинений заложено самое существенное, а

именно – мысли арх. Антония о призвании, о пастырской подготовке, о пастырском даре и об отличительных чертах православного пастырства от западного. За границей, уже в изгнании, он восстановил по памяти часть своих чтений о душепопечительной деятельности священника.
Таким образом можно сказать, что русская наука Пастырского богословия достигла в лице митр. Антония (Храповицкого) своего наиболее яркого расцвета в смысле православности и живости писателя новейшего времени.