Судьбы и забытые названия исчезнувших сел

Содержание

Слайд 2

«Названия не бывают случайными: «…в тот момент, когда название впервые возникает,

  «Названия не бывают случайными: «…в тот момент, когда название впервые возникает,

оно чаще всего рационально, т.е. имеет определенное значение» (С.В. Колесник).

Как самоцвет с бесчисленными гранями - крохотный уголок Отчизны.
У каждого из нас есть в сердце такой уголок, где исхожены все тропки, где знакома каждая полянка, где живут дорогие земляки. Здесь мы родились, выросли, здесь живем, идем по жизненной тропе, изменяемся, взрослеем, обретая опыт.
В.А. Солоухин писал:
«Сотни деревенек исчезают или исчезли с лица земли. Деревеньки с их вётлами, светлыми колодцами, баньками, часовнями (а то и с церквами и с колокольнями) растаяли, растворились в синеватых ли, в серых ли просторах земли, и сами места, где стояли деревни, запаханы. А ведь там жили люди, бегали ребятишки, пелись песни, играли гармони, бубенцами звенели свадьбы, сенокосы и ярмарки пестро украшали привольную зелёную землю. Собрать хотя бы названия исчезнувших деревень и передать их потомкам».
Эти слова писателя запали мне в душу, заставили о многом задуматься.
Свою судьбу имеют не только люди, но и деревни, посёлки, города. Как и люди, они рождаются, взрослеют и, к сожалению, порой умирают. Почему так случается? Причины могут быть самые разные. А со временем даже названия забытых населённых пунктов уходят и стираются из людской памяти.

Слайд 3

Мешка, Семеновский, Коськино, Зельма, Чимбя и многие другие села, находившиеся вокруг

Мешка, Семеновский, Коськино, Зельма, Чимбя и многие другие села, находившиеся вокруг

с. Бударино уже исчезли с карты Лиманского района. С названиями исчезнувших сел я смогла познакомиться в краеведческом музее п Лиман. Социологический опрос, проведённый среди жителей села Бударино, показал уровень осведомлённости жителей о наличии в окрестностях села в разное время количества населённых пунктов. Многие вспомнили названия исчезнувших сел: Мешка, Семеновский, Коськино, Зельма, Чимбя.
Представители молодого поколения ответили, что об этих деревнях они слышали от родителей и на уроках краеведения в школе. Люди среднего возраста – там жили их родственники. Пожилые - в них жили сами. Точного количества дворов не назвал никто. А вот о своих земляках люди помнят.
Основной причиной исчезновения деревень местные жители считают отсутствие работы, закрытие школы, магазина, тягу молодёжи к благам цивилизации, политику государства по укрупнению сельхозпредприятий. Все едины во мнении, что села были нужны, так как в них жили люди со своими традициями, укладом жизни. Они любили свою малую родину и мечтали о счастливом будущем, связывали его именно с тем местом, где родились, росли, где всё знакомо и любимо сердцу.
Слайд 4

Как и предполагалось, обучающиеся нашей школы мало знают об исчезнувших селах.

Как и предполагалось, обучающиеся нашей школы мало знают об исчезнувших селах.

Поэтому восстановление памяти о селах, находившихся вокруг Бударино, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили сельчане, стало одной из главной целей исследования. Но я задалась еще и таким вопросом, что многие села носили калмыцкие названия, что же они означали? Так второй целью моей работы стало изучение топонимики калмыцких названий сел вокруг Бударино. Цель работы – исследовать и классифицировать топонимы малой родины родного края - сел, располагавшихся вокруг Бударино.
Слайд 5

Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с

Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места

рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена. Э. М. Мурзаев

Всему в окружающем нас мире дано название. Словами обозначены растения, насекомые, птицы и звери, горы и реки, океаны и моря, планеты, звезды, галактики. Мы называем не только реальные объекты, но и придуманные, вымышленные, существующие не в действительности, а лишь в нашем воображении. Одни имена является нарицательными (служат обобщенными названиями предметов). Очень часто нарицательные слова становятся именами собственными, но случается, что и собственные имена переходят в разряд имен нарицательных.
Моя работа посвящена именам собственным, обозначающим имена географических объектов, совокупность топонимов определенной территории. В своей работе я хотела бы объяснить названия не только населённых пунктов своей малой Родины, но и уделить внимание географическим наименованиям водных объектов, так как  некоторые сёла возникли на берегу того или иного водоема.

Слайд 6

Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку,

 Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку,

озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы.
 Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства.
Цель определила следующие задачи:
1.Изучить все материалы о селах, существовавших вокруг Бударино.
2.Опросить местных жителей, когда-то проживавших в этих селах, об мх истории.
3.Узнать, когда не стало сел и почему жители покинули их.
Слайд 7

Итак, место исследования - Бударино, Лиманский район, Астраханская область, школьный краеведческий

Итак, место исследования - Бударино, Лиманский район, Астраханская область, школьный краеведческий

уголок, объект – села вокруг Бударино и калмыцкие названия сел. В ходе исследования, встреч с местными жителями выяснилось, что некоторые жители села Бударино были выходцами из сел Мешка, Семеновский, Коськино, Чимбя, Зельма. Поэтому об истории этих сел и их названий хотелось узнать как можно больше.
Годы работы над темой: 2016 – 2017.
Методика исследования.
1.Проанализировала весь краеведческий материал, от частного материала перешла к общему (отобрала материал для своей темы).
2.Исследовала материал районной газеты «Лиманский вестник», общественно политической газеты Лиманского района, Астраханской области.
3.Обращалась к материалам школьного краеведческого уголка, где нашла исторические справки,
4.Встретилась со старейшими жителями, воспоминания которых стали основой моей работы, с бывшими жителями сел Мешка, Семеновский, Зельма, Чимбя, которые жили в разное время в деревне.
5.Изучила книги краеведов.
6. Обращалась в архив краеведческого музея.
В них нашла этимологию названия сел, материал о первых жителях населенного пункта, о динамике населения и хозяйства.
Слайд 8

Карта 1941 года с хуторами и селами, которых нет сейчас

Карта 1941 года с хуторами и селами, которых нет сейчас

Слайд 9

Как пусто все на родине моей: В полях у хижин заросли

Как пусто все на родине моей: В полях у хижин заросли полыни. В

деревне нашей было сто семей, А нынче нет их даже и в помине…

Маленькие села, хутора стояли на красивых, защищённых от холодных ветров местах. Каждое название из несуществующих ныне населённых пунктов звучит ласково, по-домашнему, напоминая о любимом сердцу уголке, указывает на особые приметы тех мест, где стоял хуторок. Сколько с ними связано было судеб людей, сколько радости и забот! Но сейчас многие вычеркнуты из списка живых. Одни из таких сел- Мешка, Коскино, Зельма, Чимбя. Звучащие здесь калмыцкие названия населенных пунктов, волжских протоков, ериков, ильменей — словно свидетельства истории калмыцкого народа
Край наш степной с многочисленными ериками, ильменями и култуками. Переселенцы, основываясь на новом месте, давали название водоему, населенному пункту, исходя из наиболее ярких внешних признаков: по конфигурации, по особенностям флоры и фауны. Узнав этимологию названия, стала систематизировать уже собранный материал по разделам.
Давайте отправимся в путешествие по страницам истории исчезнувших сел, потому что нельзя прерывать связь поколений. Знания и умения должны передаваться из поколения в поколение. Человек, не знающий истории своей Родины, не может называться патриотом.
На территории нынешнего Лиманского района большинство сёл до 43-го г. принадлежали Калмыкии. Это объясняет многочисленные калмыцкие названия.

Слайд 10

Начало начал. География Село расположено на бугре меж ильменями Прикаспийской низменности

Начало начал.   География

Село расположено на бугре меж ильменями Прикаспийской низменности в 20

километрах к юго-востоку от посёлка Лиман (районный центр), в 11 километрах к северу (по просёлочной дороге) от села Джалыково (Калмыкия).
Население
Село многонационально. Здесь проживают русские, казахи, калмыки, татары, даргинцы, чеченцы, украинцы, белорусы.
Слайд 11

История. Бударино (до 1944 г. - Дальчи; от калм. Далч -

История.

Бударино (до 1944 г. - Дальчи; от калм. Далч - предсказатель (по

бараньей лопатке). Посёлок сельского типа в Лиманском районе Астраханской области России, центр Бударинского сельсовета.
До революции на месте нашего села было море. Ходили пароходы, такие как ««Промысловец» и другие. На возвышенных местах – буграх, селились калмыки. В 1906 году всего был один двор в поселке Дальний или как его называют местные, а вокруг калмыцкое стойбище и хотон, Дальча, а в Бударино всего 2 двора.
Сельчане в основном занимались рыболовством. Рыбу сдавали на промысел богача Григория Васильевича Антонова. Рыбу Антонов отправлял в среднюю полосу России.
Село калмыки называли Нарын - Газр, а позже стало оно называться Антоново, в честь богача. В 1943 году после эвакуации – депортации калмык из этих мест, село стали называть Бударино, по названию маленькой лодки – бударки. Раньше здесь было много воды, и село находилось на острове. Жителям села приходилось добираться до других сел(хуторов) только по воде на маленьких легких и юрких бударках.
Вот такие сведения о своем селе я нашла, копаясь в местной газете «Лиманский вестник», подшивка которой находится в сельской библиотеке.
28 декабря 1943 года калмыцкое население было депортировано. После ликвидации Калмыцкой АССР населённый пункт Дальча, как и другие населённые пункты Долбанского улуса, был включен в состав Астраханской области. В ноябре 1952 года населённый пункт Дальча был переименован в село Дальнее.
Слайд 12

Калмыки стали возвращаться в 1956 году после отмены ограничений по передвижению,

Калмыки стали возвращаться в 1956 году после отмены ограничений по передвижению,

однако в состав Калмыцкой АО село возвращено не было.
Когда-то у хотона Нарын-Газыр, обладателя здешних рыбных угодий, сенокосов и пастбищ, был калмыцкий хурул. Сорок четыре гилюна справляли в нем службу. Мудрейшие из них врачевали. Сохранилось предание о том, что за лечение больного плата взималась коровой. Монастырь окружали кибиточные стойбища. Калмыки ловили рыбу в заливах Цевя-та, Харба-та, в глубоководных протоках.
Наран-Газыр — исчезнувший хутор в Лиманском районе Астраханской области России. Располагался на северном берегу ильменя Антоновский, к западу от села Бударино (Дальчи). Газр - калм. "земля", Наран - солнце, солнечный, Нарын –Газр – солнечная земля.
Неподалеку, на протоке Дальча и заливе Мечетный находились русские поселки, Мешка, Семеновский, Коськин. В них жили рыбаки. На стойках и реюшках ловили они красную рыбу и воблу, сель-залом и белорыбицу. С началом революции и до 1921 года в этих местах бесчинствовали банды. В 1926 году на базе поселений Дальча и Антоново была образована артель «Восток». В нее вошли И.Зотов,А. Тихомиров, И.Чурсин, А.Голованев.
Существовала и артель «Восход» Рыболовецким уполномоченным там стал Д.С.Боев.Документы о первоначальном образовании сельского Совета не сохранились..
Слайд 13

В 1930 году мелкие рыболовецкие артели были объединены в колхоз "Путь

В 1930 году мелкие рыболовецкие артели были объединены в колхоз "Путь

к коммунизму" Долбанского улуса Калмыцкой автономной области. Колхоз относился к Дальчинскому сельскому совету рабочих, крестьянских, красноармейских и ловецких депутатов, в который входили: село Дальчи, населённый пункт Дальча, хутора Мишка, Чимбя, Семёновск, Коскин, Наран-Газыр.
Не все спешили вступать в него, потому что необходимо было сдавать личное имущество. Колхоз часто менял названия («Кануков», «Труд», «Путь к коммунизму»). За время существования колхоза, его возглавляли : Сангаджиев, Кизин А.К, Тыщенко Я.И, Сабешкин К.А, Луцев В.Т, Насонов С.С, Ткачев Т.П, Штепа В.А, Бакаев Г.А., Чеботарев А.К
Рыбаки на сейнерах уходили в южную экспедицию к городу Махачкала. Позже к рыболовецкой отрасли прибавилось подсобное хозяйство.
Первая машина в селе появилась в 1941-м. На ней ушел на фронт Д.В.Боев.
Колхоз сначала подчинялся Дальчинскому сельскому совету, Долбанского улуса Калмыцкой автономной области. После ликвидации Калмыцкой АССР Наран-Газыр, как и другие населённые пункты Добанского улуса, был включен в состав Астраханской области.
В 1943-м совет был включен в Астраханскую область, в 1944-м село Дальчи переименовали в с.Бударино. Совет тоже стал Бударинским и уже – Лиманского района. В ноябре 1952 года н.п. Дальча был переименован в с. Дальнее.
Слайд 14

Чимбя — исчезнувший хутор ( село) в Лиманском районе Астраханской области

Чимбя — исчезнувший хутор ( село) в Лиманском районе Астраханской области

России. Располагался на восточном берегу ильменя Харбата . включён в состав Лиманского р-на Астрахан. обл из Калм. АССР в декабре 1943г, переименован в село Бугровое в ноябре 1952г Лиманского р-на, исключено из учётных данных с 1953г. После депортации калмыков прекратил своё существование.
Название Чимбя ( Чимдә - Чимд – Чимит) с тибетского — означает Бессмертный. Рядом с хотоном находился Харахусовский хурул (храм), в котором стояла статуя Будды Просветленного, т.е бессмертного. Поэтому и село (хутор) получил такое название.
В настоящее время ( в сентябре 2012г) близ села Бударино, на месте Харахусовского хурула, разгромленного в годы воинствующего атеизма, возведена  ступа Просветления.
Слайд 15

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их

посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
Это новая возведенная Ступа и старая фотография ступы которая была.
Слайд 16

Село Зельма находилось севернее п. Дальча. Зелмд - с калм. зелм

Село Зельма находилось севернее п. Дальча. Зелмд - с калм. зелм

[зэлме] «напиток (для утоления жажды)», напиток, нектар. Так калмыки, заселившие эту местность, прозвали свое село Зельма, потому что рядом протекал ерик с чистой, проточной водой. Это село никто принудительно не выселял, оно погибло медленно и мучительно, как только был перекрыт дамбами ерик, протоки на территории ильменей, тем самым перекрыв доступ воды и рыбы к населённому пункту.
Зельма – включён в состав Олинского с-с Лиманского района Астраханской области. Переименован в с. Луговое с ноября 1952 г. Олинского с-с Лиманского района. В 1963г. вместе с с. Оля вошло в состав Икрянинского района, а с 1965-го Лиманского района. Исключено из учётных данных в декабре 1977 года. Большая часть жителей переехала в Оля и Лесное, Бударино. Очень многие до сих пор с большим сожалением вспоминают богатые зельминские фруктовые сады.
Слайд 17

Бульчин – включён в состав Лиманского района Астраханской области Калм.АССР передан

Бульчин – включён в состав Лиманского района Астраханской области Калм.АССР передан

в Калм. А.О. ставропольского края в январе 1957 г.
Бальчин , Бульчин(тиб.) — очень богатая, славная местность.
Коськин хутор. Коська связано со словом «коса». Возможно, что его получил косарь, либо человек , занимающийся заточкой кос.
Мешка –хутор. Назвали по имени человека Мишка.
Почему исчезли села и хутора?
Поселки Наран-Газыр, Чимбя с 1945 года в учетных данных не числятся.
Хутора: Коськин, Семёновский, Мишка - с 1961 - 65 года., в учетных данных не числятся., Зельма – с 1977года в учетных данных не числятся.
Слайд 18

Сегодня мы задаем вопрос многим жителям нашего села: почему не стало

Сегодня мы задаем вопрос многим жителям нашего села: почему не стало

этих сел? Из ответов выявили главное: появилось обидное слово «неперспективное» село, а отсюда недофинансирование. Все средства оседали на центральных усадьбах, сокращалось производство. Люди начали чувствовать свою ненужность. Молодежь в поисках лучшей доли покидала родные места, старые кадровые работники уходили на пенсию. Пришлось жителям сел согласиться на плановое расселение. Это случилось в 1962-65 годах. И все-таки люди с теплотой в сердце вспоминают свои села, говорят о них как о самых дорогих на свете уголках.
Частица малая России
Меж колосящихся полей.
Нет для меня земли красивей,
Нет деревень тебя милей!
Слайд 19

«Поставим памятник исчезнувшим селам» И мы не имеем права забывать об

«Поставим памятник исчезнувшим селам»

И мы не имеем права забывать об исчезнувших

селах. Поэтому предлагаю в районе провести акцию «Поставим памятник селу». На месте бывших сел предлагаю установить памятные знаки (столбы, покрашенные под серебро, с соответствующей надписью на табличке).
И я верю, что каждый, кто пройдет или проедет мимо, задумается о прошлом и настоящем. Краеведы школы внесли свой посильный вклад, собрав по крупицам материал о деревне и ее жителях.
Слайд 20

Выводы. 1.Весь материал по исчезнувшим селам в окрестностях Бударино проанализирован и

Выводы.

1.Весь материал по исчезнувшим селам в окрестностях Бударино проанализирован и

отражен в хронологической последовательности в работе.
2. Села перестали существовать, как неперспективные, в 1960-х годах, но они остались в памяти жителей. И эту память должны символизировать памятные знаки.
3.Поняла главное, что история страны, как в зеркале, отражается в истории моего края. История оживает, а порой становится и более достоверной, когда используешь не только официальные материалы, сообщения, документы, но и свидетельства очевидцев, воспоминания и письма людей, живших в изучаемое время.
4.Цели, поставленной в работе, я достигла. Но у меня возникло желание - подробнее изучить историю других исчезнувших деревень.
5.Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может быть востребована на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, может заинтересовать других школьников – исследователей.