Вопрос о границах Цервки в русском богословии ХIХ-ХХ вв

Содержание

Слайд 2

Митр. Макарий (Булгаков) «Православное догматическое богословие» отсеченные от Церкви мертвые члены

Митр. Макарий (Булгаков)

«Православное догматическое богословие»
отсеченные от Церкви мертвые члены - отступники,

еретики и раскольники
признание действи­тельности инославных таинств свя­зано с их правильным совершением
Слайд 3

Свт. Филарет (Дроздов) «Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной

Свт. Филарет (Дроздов)

«Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Кафолической

Церкви»
Правосл. Церковь – истинная Церковь Христова, однако не дает однозначный ответ: в каком отношении к Духу Божию находятся другие христ. Церкви
Критерий экклезиологической оценки – насколько вероучение соответствует догматической истине древней Церкви
Слайд 4

Свт. Филарет (Дроздов) отделение не полное и не окончательное, частично основы

Свт. Филарет (Дроздов)

отделение не полное и не окончательное, частично основы спасительной

веры в зап. христианстве сохраняются
«Никакую церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною. Христова Церковь может быть токмо либо чисто истинная, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинная, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие»
Слайд 5

Свт. Филарет (Дроздов) Говорить о невозможности спасения в инославии не берется:

Свт. Филарет (Дроздов)

Говорить о невозможности спасения в инославии не берется: «Поелику

я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты особыми мнениями, обнаружившимися в Церквах Западных, и кто из них как твердо держится верою краеугольного камени Вселенской Церкви, Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не составляет моего суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По самым законам церковным, я предаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские — суду, или паче, милосердию Божию»
Слайд 6

Свт. Филарет (Дроздов) Утрата благодати Св. Духа в отделившихся от Православной

Свт. Филарет (Дроздов)

Утрата благодати Св. Духа в отделившихся от Православной Церкви

сообществах — не мгновенный акт, а динамический процесс, интенсивность которого зависит от степени искажения в них веры
Сакраментальные и сотериологические границы Прав. Церкви парадоксальным образом могут не совпадать с каноническими границами Православия
Слайд 7

Свт. Филарет (Дроздов) «Православному христианину по духу любви свойственно и вне

Свт. Филарет (Дроздов)

«Православному христианину по духу любви свойственно и вне пределов

Православной Церкви с радостью находить в некоторых отношениях сохранение благодати, равно как с печалью примечать ее оскудение»
Слайд 8

А.С. Хомяков Зап. раскол (из-за превозношения романского духа) – нравственное братоубийство,

А.С. Хомяков

Зап. раскол (из-за превозношения романского духа) – нравственное братоубийство, отвержение

Христовой любви
Критерий – общение в молитве и Таинствах: «только те общины могут признавать себя вполне христианскими, которые сохраняют единство с восточными патриаршествами или вступают в сие единство»
Слайд 9

А.С. Хомяков Инославные сообщества – за пределами Церкви, их не церковный

А.С. Хомяков

Инославные сообщества – за пределами Церкви, их не церковный характер

обусловлен не столько догматическими отступлениями, сколько фактом самого разрыва, который привел к оскудению благодати
Признание иносл. Таинств - соединение с Церковью служит благодатным восполнением совершенных прежде обрядов
Слайд 10

А.С.Хомяков «Все таинства могут окончательно совершаться лишь в недрах Православной Церкви.

А.С.Хомяков

«Все таинства могут окончательно совершаться лишь в недрах Православной Церкви. В

какой форме они совершаются — это дело второстепенное. Примирением (с Церковью) таинство возобновляется или довершается в силу примирения; несовершенный еретический обряд получает полноту и совершенство православного таинства. В самом факте или обряде примирения заключается в сущности повторение предшествовавших таинств»
Слайд 11

А.С. Хомяков Полное оскудение освящающей благодати вне Прав. Церкви Не ограничивает

А.С. Хомяков

Полное оскудение освящающей благодати вне Прав. Церкви
Не ограничивает рамками Православия

возможность спасения: «Церковь земная и видимая не есть еще полнота и совершение всей Церкви, которым Господь назначил явиться при конечном суде всего творения... она творит и ведает только в своих пределах, не судя остальному человечеству... и только признавая отлученными, т. е. не принадлежащими ей, тех, которые от нее сами отлучаются. Остальное же человечество, или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, представляет она суду великого дня»
Слайд 12

А.С. Хомяков Идеи востребованы на рубеже XIX-XX вв. Теоретический, и практический

А.С. Хомяков

Идеи востребованы на рубеже XIX-XX вв.
Теоретический, и практический интерес

к экклезиологии (дискуссии об англиканстве и старокатоличестве)
Слайд 13

Протопр. Евгений Аквилонов «Церковь: Научные определения Церкви и апостольское учение о

Протопр. Евгений Аквилонов

«Церковь: Научные определения Церкви и апостольское учение о ней

как о Теле Христовом»
Все, кто были крещены во имя Пресв. Троицы, даже пребывая в состоянии греха, остаются действительными и полноправными членами единой и нераздельной Христовой Церкви «не в предположительном только, но и в несомненном смысле»
Слайд 14

Границы Церкви Митр. Антоний (Храповицкий) и Архиеп. Иларион (Троицкий) В полемике

Границы Церкви

Митр. Антоний (Храповицкий) и Архиеп. Иларион (Троицкий)
В полемике с зарождавшимся

в то время протестант. экуменизмом
опирались на положение сщмч. Киприана Карфагенского : вне Церкви нет освящающей благодати, нет Крещения, нет др. таинств, отождествляли сакраментальные и канонические границы Церкви
Слайд 15

Митр. Антоний, архиеп. Иларион Все еретические сообщества и церковные расколы, независимо

Митр. Антоний, архиеп. Иларион

Все еретические сообщества и церковные расколы, независимо от

характера их вероучения и церковного строя, безблагодатны по определению
Не перекрещивает приходящих из инославия или раскола: они по-прежнему остаются нехристианами, только по соображениям пастырской икономии (устранение психологических препятствий на пути в истинную Церковь)
Слайд 16

Митр. Антоний, архиеп. Иларион В силу факта присоединения к Церкви все

Митр. Антоний, архиеп. Иларион

В силу факта присоединения к Церкви все за

ее пределами полученные раскольниками и еретиками «формы» церковных таинств (Крещения, Миропомазания, даже Священства) мгновенно наполняются благодатным «содержанием»
Слайд 17

Митр. Антоний (Храповицкий) Принцип икономии: к раскольникам и еретикам из общин,

Митр. Антоний (Храповицкий)

Принцип икономии: к раскольникам и еретикам из общин, внешне

сохранившим церковные формы крещения, богослужения и иерархического строя
«По неясному пониманию церковной благодати» они считали себя христианами, и «им очень обидно при обращении в Церковь становиться на одну доску с язычниками и иудеями»
Слайд 18

Митр. Антоний Храповицкий Церковь формально принимает инославных и раскольников как христиан,

Митр. Антоний Храповицкий

Церковь формально принимает инославных и раскольников как христиан, хотя

фактически в сакраментальном отношении они ничем от язычников не отличаются
Слайд 19

Архиеп. Иларион (Троицкий) «Истина единства Церкви исключает благодать священнодействий во внецерковных

Архиеп. Иларион (Троицкий)

«Истина единства Церкви исключает благодать священнодействий во внецерковных обществах.

Примирить единство Церкви с действительностью внецерковных Таинств невозможно»
Слайд 20

Арихеп. Иларион (Троицкий) Толкуя Вас. 1: «Церковь едина, и одна она

Арихеп. Иларион (Троицкий)

Толкуя Вас. 1: «Церковь едина, и одна она только

имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы обра­зом не отступал от Церкви — в ересь, в раскол, в самочинное сборище,— он теряет причастие благодати Божией. Поэтому никаких благодатных действий совершаемые вне Церкви таинства не имеют. Только ради пользы церковной, ради облегчения присоединения к Церкви можно не повторять над обращающимися обряда крещения, если он правильно совершен вне Церкви. Не потому, что этот обряд был уже благодатным таинством, а в надежде, что благодатный дар получен будет в самом единении с телом Церкви. Если крещение вне Церкви даже и по внешности совершено неправильно, как, например, у монтанистов, то нет никакого основания, смысла делать им такое снисхождение. Только потому, что с церковной практикой святой Василий не связывал никакой догматической теории о действительности внецерковных тайнодействий, только поэтому он и мог принципиально соглашаться на допустимость различной практики в разных странах...»
Слайд 21

Прот. Павел Светлов Релятивизм, «теория ветвей» «Все христианские Церкви согласны в

Прот. Павел Светлов

Релятивизм, «теория ветвей»
«Все христианские Церкви согласны в основных догматических

верованиях, с различиями в несущественном»
Несущественные различия: все разделяющие Православие и инославие догматические положения, включая оросы Вселенских Соборов
Слайд 22

Прот. П. Светлов Еретичество Зап. Церквей не доказано и не может

Прот. П. Светлов

Еретичество Зап. Церквей не доказано и не может быть

доказано в принципе
Разделения внутри христ. мира - в результате исторических недоразумений
Поддерживаются исключительно конфессиональным превозношением
Все существующие на Западе и Востоке христ. Церкви – части внутренне единой Вселенской Церкви
Слайд 23

Прот. П. Светлов Необходимо признать, что различные конфессии и деноминации —

Прот. П. Светлов

Необходимо признать, что различные конфессии и деноминации — это

только поместные Церкви, а присвоение к.-л. из них прав Церкви Вселенской незаконно
«Вселенская Христова Церковь есть совокупность истинно верующих, рассеянных всюду в поместных или частных церквах христианских на Западе и Востоке, или, что то же, совокупность поместных церквей Востока и Запада»
Слайд 24

Прот. П. Светлов Разделение между различными христ. сообществами – только внешний,

Прот. П. Светлов

Разделение между различными христ. сообществами – только внешний, обусловленный

человеческим несовершенством характер
При отсутствии единой видимой организации эти сообщества сохраняют внутреннее единство «веры и благодатной жизни во Христе, возглавляющем Собою Свою Церковь или Тело»
Слайд 25

Прот. П. Светлов Границы Церкви охватывают весь христ. мир, принадлежность к

Прот. П. Светлов

Границы Церкви охватывают весь христ. мир, принадлежность к к-рому

той или иной общины определяется на основе вероучительного минимума
Исповедание Пресв. Троицы и вера в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя
Слайд 26

Еп. Сергий (Страгородский) «Что нас разделяет со старокатоликами» «К вопросу о

Еп. Сергий (Страгородский)

«Что нас разделяет со старокатоликами»
«К вопросу о том,

что нас разделяет со старокатоликами»
Избегает категоричности суждений о полной безблагодатности инославных христ. Обществ
подвергает серьезной критике «широкие» воззрения приверженцев теории ветвей
Слайд 27

Еп. Сергий (Страгородский) О «разделении Церквей» нельзя говорить, т. к. единое

Еп. Сергий (Страгородский)

О «разделении Церквей» нельзя говорить, т. к. единое живое

Тело Церкви не может быть рассечено, не переставая жить
Об отпадении от церковного Тела отдельных зараженных членов, к-рые тем самым оказываются в состоянии духовной смерти
Правосл. Церковь сознает себя этой единой Вселенской Церковью, и претендует на имя Святой, Соборной и Апостольской
Слайд 28

Еп. Сергий (Страгородский) Практика приема раскольников в Церковь «в сущем сане»

Еп. Сергий (Страгородский)

Практика приема раскольников в Церковь «в сущем сане» сви­детельствует

о действительности их таинств, о сохранении ими основ веры и иерархического строя
В полноте единство Церкви осуществляется в евхаристическом приобщении Тела и Крови Христовых, поэтому отделившиеся христ. общества, отделившиеся от единой Евхаристии, пребывают вне полноты церковного Тела
Слайд 29

Еп. Сергий (Страгородский) «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам»

Еп. Сергий (Страгородский)

«Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам»
«Значение

апостольского преемства в инославии»
широкий взгляд: «земные перегородки до неба не достигают»
ригоризм: вне Правосл. Церкви нет ни благодати, ни таинств, ни спасения
Слайд 30

Еп. Сергий (Страгородский) «Если спросить, который из двух вышеприведенных взглядов выражает

Еп. Сергий (Страгородский)

«Если спросить, который из двух вышеприведенных взглядов выражает подлинное

учение Церкви о самой себе, то без колебаний нужно сказать, что во всяком случае ближе к подлинному церковному самосознанию второй взгляд»
категоричность суждений сторонников «строгого взгляда» вступают в противоречие со всей церковной действительностью
Слайд 31

Митр. Сергий (Страгородский) Попытки объяснить практику различных чиноприемов в правосл. Церковь

Митр. Сергий (Страгородский)

Попытки объяснить практику различных чиноприемов в правосл. Церковь принципом

икономии совершенно несостоятельны
«Здесь недоумения именно устраняются или обходятся, а не разрешаются. Гордиев узел не распутывается, а просто разрубается. Подкупающая же ясность в области учения, которая (область) по самой своей природе не может быть вполне доступной человеческому уму, является скорее предостерегающим признаком, чем успокоительным»
Слайд 32

Митр. Сергий (Страгородский) «Если инославные имеют лишь пустые формы таинств без

Митр. Сергий (Страгородский)

«Если инославные имеют лишь пустые формы таинств без благодати

го содержания, то разница мея ними и иноверцами (евреями, магометанами и пр.) фактически только формальная. Почему бы Церкви не распространить своей икономщ на иноверцев»
Слайд 33

Митр. Сергий (Страгородский) На 1 прав. св. Василия Вел. 1)еретеки -

Митр. Сергий (Страгородский)

На 1 прав. св. Василия Вел.
1)еретеки - «совершенно отторгшиеся

и в самой вере отчуждившиеся» - «от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать»
2) раскольники - отделившиеся от Церкви из-за вопросов, «допускающих уврачевание», крещение их, «яко еще не чуждых Церкви», угодно было принимать
3) «самочинное сборище» - «раскольники в нашем современном смысле, отделяющиеся по личным и дисциплинарным вопросам» - 3-м чином, «как очевидно еще более близкие к Церкви, чем раскольники»
Слайд 34

Митр. Сергий (Страгородский) «За оградою Церкви не сразу начинается полный мрак:

Митр. Сергий (Страгородский)

«За оградою Церкви не сразу начинается полный мрак: между

Церковью и еретическими обществами находится как бы полутенъ, которая в свою очередь расспадается на раскольников и самочинников. Эти два разряда нельзя звать в строгом смысле совершенно чуждыми Церкви или окончательно отторгшимися от нее... Церковь, принимая большую посылку о том, что вне Церкви нет благодати, малую посылку, что инославные отпали от Церкви, прежде чем сделать отсюда вывод, находит обязательным для себя войти в особое рассмотрение виновности каждого... и приходит к выводу, что действительная жизнь, как и всегда, вносит и здесь поправки к отвлеченному принципу. Отпали все, но есть степень отпадения…
Слайд 35

Митр. Сергий (Страгородский) «Некоторые отпали потому, что утратили все церковное: исказили

Митр. Сергий (Страгородский)

«Некоторые отпали потому, что утратили все церковное: исказили веру

в Триединого Бога и Господне повеление. Крещение таких еретиков можно назвать только простым омовением и даже осквернением… Поэтому не только правда, но и милосердие требует, чтобы этим духовно мертвым преподана была жизнь в таинстве крещения. Другие отделились от Церкви по некоторым вопросам, но… веру в Триединого Бога и Господне повеление о крещении свято соблюдают. Если они и отпали, то не совсем, но какая-то связь с Церковью у них осталась; а вместе со осталась какая-то (может быть, невидимая и даже непонятная для нас) возможность пользоваться и благодатным жизненным соком, наполняющим Церковь»
Слайд 36

Митр. Сергий (Страгородский) «Инославие не мыслится Церковью, как нечто самостоятельное и

Митр. Сергий (Страгородский)

«Инославие не мыслится Церковью, как нечто самостоятельное и совершенно

чуждое для нее, вроде иноверия; инославные в сущности суть разряд падших или кающихся. Падшие отлучены от общения в таинствах, а некоторые — и в молитвах; однако, они еще находятся в Церкви и под ее воздействием»
Слайд 37

Митр. Сергий (Страгородский) Могут ли инославные как «еще не чуждые Церкви»

Митр. Сергий (Страгородский)

Могут ли инославные как «еще не чуждые Церкви» обойтись

и без видимого присоединения к правосл. Церкви?
«Пусть у инославных будут нек-рые таинства; пусть они имеют право на имя христиан с вытекающими отсюда последствиями; пусть они остаются в ограде церковной или даже на паперти; но в церковной Евхаристии инославные не участвуют... Правда, и инославные совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение причащающегося со Хри­стом и во Христе между собою. Значит, если мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон совершает Евхаристию не истинную. Двух, не сообщающихся между собой Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть не может, как не может быть двух Христов и двух Церквей»
Отделившиеся сообщества лишены сакраментальной полноты, к-рая осуществляется только в единой Евхаристии
Слайд 38

Русская эмиграция С кон. 20-х гг. XX в. - экуменическое движение,

Русская эмиграция

С кон. 20-х гг. XX в. - экуменическое движение, проблематика

границ Церкви - одно из главенствующих мест в богословии русской эмиграции
Слайд 39

Н.А.Бердяев проблемы Г. Ц. просто не существует Нет достаточных оснований для

Н.А.Бердяев

проблемы Г. Ц. просто не существует
Нет достаточных оснований для того, чтобы

признать окончательную истинность к.-л. из исторически существующих Церквей или даже их совокупность
Все они – лишь частичные проявления единой Церкви, сущность к-рой нужно искать не в истории, а где-то «гораздо глубже и гораздо выше»
На земле истинная Церковь сможет в полноте осуществиться только в будущем
Слайд 40

Прот. Сергий Булгаков «Очерки учения о Церкви» Определенная грань между Церковью

Прот. Сергий Булгаков

«Очерки учения о Церкви»
Определенная грань между Церковью и инославием

- выражается в каноническом запрете молитвенного общения с еретиками и раскольниками
«Невозможно общение в молитвах без общения в вере, и в этом смысле самочинный «Intercommunion» всякого рода есть либо легкомыслие и дилетантизм, либо самообман, а то и просто обман»
Слайд 41

Прот. Сергий Булгаков сокровенные связи: «ересь» и «раскол» - понятия церковные,

Прот. Сергий Булгаков

сокровенные связи: «ересь» и «раскол» - понятия церковные, неприменимые

по отношению к иноверию, с к-рым у Церкви нет ничего общего
Церковь «в каком-то смысле считает своим все, находящееся в грани крещения, даже если данное исповедание находится в разрыве или разлучении с нею... Следовательно, существует некоторая внешняя зона Церкви, находящаяся уже за пределами ее ограды, есть связь церковная, не совпадающая с единством церковной организации: Тело церковное не вполне совпадает с его внешними очертаниями, но имеет еще и свою периферию, Церковь видимая включает еще и Церковь невидимую не только за пределами этого мира, но и в этом мире, и с этой скрытой, потенциальной цер­ковностью все время так или иначе соотносится. Получается вывод, что есть ecclesia extra ecclesiam, точнее, extra muros»
Слайд 42

Прот. Сергий Булгаков Православие и Церковь тождественны Инославие не есть всецело

Прот. Сергий Булгаков

Православие и Церковь тождественны
Инославие не есть всецело неправославие:

в своей глубинной основе, сокрытой под наслоениями человеческих заблуждений, инославное христианство православно, т. е. инославие — это в той или иной мере ущербное Православие
Слайд 43

Прот. Сергий Булгаков «Нельзя думать, что Таинства сохраняются у еретиков и

Прот. Сергий Булгаков

«Нельзя думать, что Таинства сохраняются у еретиков и даже

раскольников во всей той силе и действенности, какую они имеют в Церкви, если принять во внимание общую здесь поврежденность духовной жизни. Ведь и таинство причащения может быть принято не только во спасение, но и в осужде­ние, причем различие, конечно, связано не с обессилением таинства, но с образом его принятия. В этом различии, думается нам, нужно искать ключ и к уразумению таинственного действия благодати Божией во внецерковном обществе»
Слайд 44

Прот. Сергий Булгаков «У кладезя Иаковля» именно через общение в таинствах

Прот. Сергий Булгаков

«У кладезя Иаковля»
именно через общение в таинствах может

быть обретено общение в вере:
«...господствующая формула относительно соединения церквей гласит: общение таинств, т. е. единение в таинственной жизни, должно иметь для себя условием предварительное догматическое соглашение. Но так ли бесспорна эта мнимая аксиома, которая никогда не проверялась? Здесь на одной чашке весов мы имеем различие некоторых христианских догматов и богословских мнений и веками сложившееся и закрепившееся отчуждение и соперничество, но на другой — единство таинственной жизни и, прежде всего, Трапезы Господней. Почему же считается необходимым предварительно согласиться во мнениях, а не наоборот, не в единстве ли таинства надо искать пути к преодолению этого различия? Почему не искать преодоления ереси учений чрез преодоление ереси жизни, каковою является разделение?»
Слайд 45

Прот. Сергий Булгаков «Una Sancta» «Православие,— пишет он,— сознает себя истинною

Прот. Сергий Булгаков

«Una Sancta»
«Православие,— пишет он,— сознает себя истинною Церковью, находящейся

в обладании полноты и чистоты церковной истины в Духе Святом. Отсюда вытекает основное его отношение ко всем другим исповеданиям, как отколовшимся — непосредственно или посредственно — от церковного единства: оно может стремиться лишь к одному — оправославить весь христианский мир так, чтобы все исповедания влились в единое русло вселенского православия»
Слайд 46

Прот. Сергий Булгаков Инославные общины при наличии внутреннего движения к Православию,

Прот. Сергий Булгаков

Инославные общины при наличии внутреннего движения к Православию, т.

е. через приближение к нему в учении и духовной жизни, могли бы присоединиться к правосл. Церкви в качестве автономных или автокефальных Церк­вей.
«Основанием же для такого движения является то, что все церковные общины, как бы далеко они не разошлись на своем церковном пути, сохраняют в себе значительную часть вселенского предания и, следовательно, причастности к Православию. Все они имеют зерно Православия»
Слайд 47

Прот. Сергий Булгаков В очах Божиих инославные могут оказаться в большей

Прот. Сергий Булгаков

В очах Божиих инославные могут оказаться в большей мере

православными, нежели это представляется очам человеческим
Все принявшие св. крещение «суть христиане, следовательно, православные, ибо Православие содержит в себе и широкий внешний круг, как бы двор церковный, и узкий круг, — храм и святая святых»
Слайд 48

Проф. А. В. Карташев Реальное, хотя и незримое единство всех христ.

Проф. А. В. Карташев

Реальное, хотя и незримое единство всех христ. конфессий

уже существует — оно нуждается лишь в видимом, внешнем выявлении
«Воссоединение церквей должно быть выявлением и конкретным воплощением в видимости уже существующего незримо единства церкви»
Слайд 49

Проф. А.В. Карташев Православие не следует считать единственной Церковь а только,

Проф. А.В. Карташев

Православие не следует считать единственной Церковь а только, может

быть, самой «лучшей Церковью» среди др. Церквей
Каждая Церковь, сохраняющая апостольское преемство и питающая своих чад евангельской истиной - видимая часть невидимой в своем глубинном единстве Единой, Святой, Кафолической Апостольской Церкви
Слайд 50

Проф. А.В. Карташев И протестант. общины, сохранившие таинство Крещения во имя

Проф. А.В. Карташев

И протестант. общины, сохранившие таинство Крещения во имя Троицы,

продолжают вводить своих членов в лоно единой невидимой Церкви Христовой
Христ. воссоединение не должно рассматриваться как присоединение к правосл. Церкви.
Единство невозможно без покаяния христиан всех без исключения конфессий (у православных, м.б., грехов меньше, чем у других)
Слайд 51

Прот. Василий Зеньковский Принадлежность к Телу Христову связывал с Крещением, совершенным

Прот. Василий Зеньковский

Принадлежность к Телу Христову связывал с Крещением, совершенным во

имя Пресв. Троицы
Православие не является единственным обладателем Христовой истины — абсолютная истина присутствует во всех христ. исповеданиях.
Спасение для каждого христианина возможно преимущественно в той Церкви, к к-рой он изначально принадлежит
Слайд 52

прот. Георгий Флоровский «О границах Церкви» Граница, отделяющая правосл. Церковь от

прот. Георгий Флоровский

«О границах Церкви»
Граница, отделяющая правосл. Церковь от инославия,

вполне реальна, в христ. мире нет не только внешнего, но и внутреннего единения
«Есть случаи, когда самим образом действия Церковь дает понять, что таинства значимы и в расколах, даже у еретиков,— что таинства могут совершаться и вне собственных канонических пределов Церкви»
Слайд 53

прот. Георгий Флоровский Церковь как мистический организм и таинственное Тело Христово

прот. Георгий Флоровский

Церковь как мистический организм и таинственное Тело Христово вообще

не может быть описана адекватно на языке канонов
Необходим «мистический диагноз» ереси и раскола
«Именно поэтому вопрос о священнодействиях раскольников и еретиков должен быть поставлен и обсужден в порядке самой строгой акривии»
Слайд 54

прот. Георгий Флоровский Если безблагодатная пустыня, Церковь должна была засвидетельствовать это

прот. Георгий Флоровский

Если безблагодатная пустыня, Церковь должна была засвидетельствовать это с

пол­ной ясностью
Уступчивость можно расценивать только как совершенно неоправданное потворство «человеческой слабости, самолюбию и маловерию, и потворство тем более опасное, что оно создает всю видимость церковного признания схизматических таинств или священнодействий значимыми, и не только в восприятии схизматиков или внешних, но и в сознании самого церковного большинства и даже властей церковных»
Слайд 55

Прот. Георгий Флоровский Сакраментология блж. Августина: различение «значимости» и «эффективности» таинств

Прот. Георгий Флоровский

Сакраментология блж. Августина: различение «значимости» и «эффективности» таинств
«Таинства схизматиков

значимы, т. е. подлинно суть таинства. Но эти таинства недейственны в силу самого раскола или отделения. Ибо в расколе и разделении иссякает любовь, но вне любви спасение невозможно».
Слайд 56

Прот. Георгий Флоровский Субъективный аспект сотериологии — усваиваются ли в расколе

Прот. Георгий Флоровский

Субъективный аспект сотериологии — усваиваются ли в расколе подаваемые

благодатные дары
«В расколах еще дышит Дух Святой и освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы исцеление не исполняется»
Крещение, принятое в схизме, действительно, но благодать Крещения должна непрестанно обновляться в аскетическом подвиге и христ. служении, иначе она останется бездейственной
Слайд 57

Прот. Георгий Флоровский Существенная разница между протестантизмом и католицизмом «Реформация есть

Прот. Георгий Флоровский

Существенная разница между протестантизмом и католицизмом
«Реформация есть оставленность,

вольно избранная и изволенная. Это дом, оставленный и оставшийся впусте. Это храм опустевший и даже опустошенный. Но Римский храм никак не пуст и не оставлен. Облако славы Божией все еще над скинией. Дух Божий дышит в римском католицизме, и этому не могут помешать и все нечистые ис­парения пагубных страстей и извращений человеческих. Спасительная нить Апостольского преемства не прервана. Таинства совершаются. Бескровная жертва приносится и возносится. И кто дерзнет сказать и сделать оговорку: но не приемлет­ся в пренебесный и мысленный Жертвенник, в воню благоухания духовного. Святыня еще в храме. Итак, во всяком случае путь в Рим и через Рим не есть путь мнимый...»
Слайд 58

протопр. Николай Афанасьев «Границы Церкви» «Соборы шли не от общего к

протопр. Николай Афанасьев

«Границы Церкви»
«Соборы шли не от общего к частному, а

скорее от частного к общему. Соборы каждый раз обсуждали частные случаи приема еретиков в Церковь и по поводу этих случаев выносили свои решения, а не применяли готовое принципиальное решение к частным случаям»
неясность богословской мысли в учении о Церкви и таинствах
Слайд 59

Протопр. Николай Афанасьев бесспорность аргумента сщмч. Киприана Карфагенского о том, что

Протопр. Николай Афанасьев

бесспорность аргумента сщмч. Киприана Карфагенского о том, что вне

Церкви нет Крещения и вообще никаких таинств
«С другой стороны, природа таинств такова, что нельзя признать некоторую благодатную ограниченность или условность таинств» — «таинства либо совершаются полностью, либо совсем не совершаются»
Слайд 60

Протопр. Николай Афанасьев «перед церковным сознанием стоит дилемма: признать правильность аргумента

Протопр. Николай Афанасьев

«перед церковным сознанием стоит дилемма: признать правильность аргумента Киприана

и усвоить его учение о еретиках и схизматиках, как состоящих вне Церкви, а потому и не имеющих никаких благодатных даров, или отказаться от этого аргумента и признать, что пределы Церкви шире, чем думал Киприан»
«В силу внутреннего, не всегда осознанного чувства, Православная Церковь не могла допустить полного отсутствия благодатной жизни в других христианских общинах»
Слайд 61

Протопр. Николай Афанасьев принципы евхаристической экклезиологии Церковь во всей полноте проявляется

Протопр. Николай Афанасьев

принципы евхаристической экклезиологии
Церковь во всей полноте проявляется в Евхаристии,

поэтому каждая местная евхаристическая община имеет всю полноту Церкви Христовой
Эмпирические границы Церкви определяются границами евхаристического собрания
Слайд 62

Протопр. Николай Афанасьев Прекращение братского единства когда не расценивалось как утрата

Протопр. Николай Афанасьев

Прекращение братского единства когда не расценивалось как утрата церковности

одной из сторон
Оставаясь евхаристической общиной, местная Церковь оставалась тем самым Церковью Божией, даже если общение с местными Церквами было времени прервано
Слайд 63

Протопр. Николай Афанасьев Вост. православие и зап. католичество прекратили общение по

Протопр. Николай Афанасьев

Вост. православие и зап. католичество прекратили общение по этнокультурным

причинам, продолжают оставаться целостными евхаристическими сообществами
Не «раскол» Востока и Запада, а прекращение внешнего общения между двумя Церквами
Слайд 64

Протопр. Николай Афанасьев Правосл. и католич. Церкви - истинные Церкви, в

Протопр. Николай Афанасьев

Правосл. и католич. Церкви - истинные Церкви, в полноте

являющие Тело Христово в данном месте и времени
Вопрос о действительности или недействительности таинств в данном случае должен быть снят
Таинства действительны внутри каждой из Церквей и совершаются именно для нее
Для др. Церкви они не могут быть засвидетельствованы в силу отсутствия видимого общения
Слайд 65

Протопр. Николай Афанасьев Восстановление церковного единства между православием и католичеством должно

Протопр. Николай Афанасьев

Восстановление церковного единства между православием и католичеством должно мыслиться

как возобновление братской любви между двумя внешне разделившимися, но внутренне едиными евхаристическими общинами.
Путь обоюдно встречного движения
Слайд 66

прот. Иоанн Мейендорф «Икономия не есть понятие произвольное. Нельзя, например, по

прот. Иоанн Мейендорф

«Икономия не есть понятие произвольное. Нельзя, например, по соображениям

икономии признать крещеным человека некрещеного (например, не христианина)... Когда Церковь, руководствуясь принципом икономии, признает таинства, совершенные вне Православной Церкви, она, несомненно, не превращает в существующее то, чего не было раньше, но усматривает реальность благодати в таинстве, совершенном вне нормальных канонических ее пределов. Практика такого усмотрения есть акт икономии, т. е. заботы о спасении всех. Это есть признание того, что Бог продолжает действовать для спасения человечества иногда и не соответствующими канонам средствами. Распознавать это Божественное действие есть не только право, но и обязанность Церкви, так же как долгом ее является отказ в признании присутствия Божественной благодати в тех группах, которые стремятся разрушить Церковь Божию или разорвать ее богодухновенное Предание»
Слайд 67

Прот. Ливерий Воронов «Конфессионализм и экуменизм: Отношение Православия к инославию» следует

Прот. Ливерий Воронов

«Конфессионализм и экуменизм: Отношение Православия к инославию»
следует различать активных

еретиков и раскольников от пассивных
Зачинщики церковных разделений находились вне Церкви, ибо действовали вопреки ее природе - следует отличать от находящихся в ереси или расколе по неведению, что чаще всего обусловлено фактом этнической принадлежности
Слайд 68

Прот. Ливерий Воронов Всякое церковное разделение — это прежде всего проявление

Прот. Ливерий Воронов

Всякое церковное разделение — это прежде всего проявление не-любви


Грех нарушения любви может быть вменен только инициаторам этого разделения и тем, кто его продолжают активно поддерживать, что к большинству членов совр. инославных Церквей не относится
С течением времени внутри мн. схизматических обществ произошли существенные изменения, причем нередко в сторону приближения к Православию
Слайд 69

Позиция РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» Архиерейский

Позиция РПЦ

«Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»
Архиерейский юбилейный

Собор РПЦ 2000 г.
позиция свт. Филарета Московского, Патриарха Сергия (Страгородского) и прот. Г. Флоровского
Слайд 70

Границы Церкви в РКЦ Послание папы Иннокентия III (1208 г.): «Мы

Границы Церкви в РКЦ

Послание папы Иннокентия III (1208 г.): «Мы веруем

сердцем и исповедуем устами единую Церковь, не еретическую, а святую Римскую Церковь, кафолическую и апостольскую, вне которой, как мы верим, никто не спасается»
Слайд 71

Границы Церкви в РКЦ папа Бонифаций VIII: «...эта Церковь, одна и

Границы Церкви в РКЦ

папа Бонифаций VIII: «...эта Церковь, одна и единственная,

имеет лишь одно Тело, одну Главу... это Христос и Петр, наместник Христа, а также преемники Петра, согласно тому, что(Господь сказал самому Петру: «Паси овец Моих» (Ин 21. 17). Он говорит «Моих» вообще, не имея в виду тех или иных в частности; это подразумевает, что все они были поручены Ему. Если, следовательно, греки или кто-либо еще говорят, что они не были поручены Петру и его преемникам, они должны признать, что не являются овцами Христовыми, частью Его стада...»
Слайд 72

Границы Церкви в РКЦ II Ватиканский собор «По ряду причин Церковь

Границы Церкви в РКЦ

II Ватиканский собор
«По ряду причин Церковь признает свою

связь с теми, кто, будучи крещены, украшаются званием христианина, но не исповедуют веру во всей ее полноте или не хранят единства общения под началом Преемника Петра»
Вост. Церкви обладают всеми истинными таинствами, поэтому общение в таинствах «при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно»
Слайд 73

Границы Церкви в РКЦ Карл Ранер, «анонимные христиане» — это те,

Границы Церкви в РКЦ

Карл Ранер, «анонимные христиане» — это те, к-рые

пребывают в состоянии благодати Христовой действительным образом через веру, надежду и любовь, хотя и не имеют еще ясного знания о том, что их жизнь ориентирована на данное благодатью спасение во Христе
Слайд 74

Границы Церкви в протестантизме концепция «невидимой Церкви святых» сер. XIX в.

Границы Церкви в протестантизме

концепция «невидимой Церкви святых»
сер. XIX в. – «теория

церковных ветвей» (Оксфордское движение, Англикан. Церковь)
Единая Кафолическая Церковь существует в виде 3 по сути совершенно равнозначных церковных ветвей — рим., греч. и англикан.,— каждая пребывает в своем месте и не должна существовать на территории другой