Жизнь патриархов Исаака, Иакова и Иосифа. Поселение евреев в Египте

Содержание

Слайд 2

Брак Исаака и Ревекки Свт. Кесарий Арелатский: «Он положил руку под

Брак Исаака и Ревекки

Свт. Кесарий Арелатский: «Он положил руку под стегно

и принес клятву Богом неба и Богом земли. И не ошибался благословенный Авраам, когда повелел это сделать, но, будучи исполнен пророческого духа, он знал, что из его семени родится Христос, Господь неба и земли. Потому, когда раб его коснулся стегна, он не приносил клятву какой-либо частью плоти, но клялся живым и истинным Богом, ибо Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду - из семени его родился Господь Иисус».

Свт. Иоанн Златоуст: «На греческом языке написано так: под стегно мое, а по-еврейски читается: под чресло. Почему же так говорит праотец? Потому что таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака».

Лопухин: «Это — довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия 47:29. Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч (Исх. 32:27; Пс. 44:4 и др.)».

Прообразовательное значение брака Исаака и Ревекки, по мысли Оригена, заключалось в том, что Ревекка последовала за рабом и пришла к Исааку. Церковь следует за пророческими словами и приходит ко Христу.

Святитель Амвросий Медиоланский говорил об аллегорическом значении этого брака, отображавшем соединение человеческой души со Христом. Более поздние толкователи чаще всего обращали внимание на нравоучительный характер повествования: брак заключается по воле Божией, испрашиваемой в молитве (см.: Быт. 24,12-14), и подлинные чувства являются его следствием, а не причиной (см.: Быт. 24, 67).

Слайд 3

Смерть и погребение Авраама Прп. Ефрем Сирин: «Поскольку не было еще

Смерть и погребение Авраама

Прп. Ефрем Сирин: «Поскольку не было еще поставлено

закона о девстве и целомудрии, чтобы вожделение не полагало какого-либо пятна надушу праведника, и поскольку Аврааму сказано было, что произойдут от него цари и народы, и засвидетельствовал о нем Бог: Знаю, что Авраам сынам своим и сынам сынов своих заповедует хранить Мои заповеди, то по смерти Сарры Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единородного Бога».
Слайд 4

Родословие Измаила

Родословие Измаила

Слайд 5

Рождение Иакова и Исава Исав и Иаков, являлись родоначальниками двух народов

Рождение Иакова и Исава

Исав и Иаков, являлись родоначальниками двух народов —

идумеев и израильтян. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев идумеев и их поработил. Окончательно подчинены были идумеи Иоанном Гирканом (за сто двадцать лет до P. X.), заставившим их принять обрезание.

В духовном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию апостола Павла, преобразовательное значение (Рим. 9, 2-13). Их судьбы предуказывали судьбы двух народов: иудеев — плотских потомков Исаака и христиан — верующих из всех народов. Исав был прообразом Ветхого Израиля, которому по первородству принадлежали и всыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование; от них произошел по плоти и Искупитель человечества (Рим. 9, 4-5). Иаков же был прообразом Нового Израиля — детей обетования, людей из разных народов земли, разделяющих веру Авраама. Из сыновей Исаака старший Исав отвергается, а младший принимается Господом во образ синагоги и Церкви. Благословение, предназначавшееся иудеям (Рим. 3, 2; 9, 4), изображенным старшим Исавом, передано младшему народу, предызображенному Иаковом.

Свт. Ириней Лионский: «Если кто вникнет и в действия Иакова, то найдет, что они не праздны, но исполнены (значения относительно) распоряжений (Божиих). И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, то есть “запинатель” — который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, то есть победу. Ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в Откровении говорит: и вышел Он как побеждающий, чтобы победить (Откр. 6, 2)».

Слайд 6

Продажа Исавом первородства Свт. Ириней Лионский: «(Иаков) получил первородство, когда пренебрег

Продажа Исавом первородства

Свт. Ириней Лионский: «(Иаков) получил первородство, когда пренебрег им

брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ».

Прп. Исидор Пелусиот: «Не просто одно право именоваться первородным, как думаешь ты, любезнейший, уступил Исав Иакову, но достоинство патриарха, принадлежащее более добродетели, а не старшинству. Поскольку первородному, или старшему принадлежали и царство, и священство, и достоинство патриарха, и закон старшинства призывал первородного к начальствованию, но Исав не имел добродетели, то поставлен он был в такую необходимость, что, по справедливости, должен был добровольно продать то, что отнималось у него и против воли».

Согласно обычаю Нузи (древний хурритский город в Северной Месопотамии ) можно было продавать права первородства или наследования одного брата другому. Так, свое право наследования один брат в Нузи мог продать другому за три овцы — сделка, напоминающая сделку Исава с Иаковом с известной чечевичной похлебкой.

Слайд 7

Исаак в Гераре

Исаак в Гераре

Слайд 8

Иаков обманом получает благословение Относительно поступка Иакова мнения святых отцов разделяются.

Иаков обманом получает благословение

Относительно поступка Иакова мнения святых отцов разделяются. Одни

считают этот поступок правильным, так как Бог уже отверг Исава (Рим. 9,13) и тот сам ранее отказался от первородства (Быт. 25, 27-34), другие же считают, что для достижения правильной цели Иаков воспользовался греховными средствами. По мнению этих отцов, многолетнее изгнание Иакова из Святой Земли и было наказанием за обман им отца и брата.

В Нузи признавалась законность устного завещания; отец мог устно произнести свою последнюю волю или благословение своему избраннику в наследовании непосредственно перед смертью. Упоминается случай, когда отец дал дополнительное наследство своему самому молодому сыну. Это устное благословение оспаривалось старшими братьями в суде, но было объявлено законным. Подобным образом Исаак произнес устное благословение Иакову, и хотя благословение было предназначено для Исава, оно не было отменено.

Слайд 9

Блж. Феодорит: Патриарх Исаак говорит это, предвидя, что «от Иакова имел

Блж. Феодорит: Патриарх Исаак говорит это, предвидя, что «от Иакова имел

произойти по плоти Владыка Христос», потому-то и дает разуметь в Нем «под росою - Божество, а под туком земли - от нас восприятое человечество».

Прп. Ефрем Сирин: «Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке. А во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинаяй тя проклят, - и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось бы на него самого».

На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства…, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение».

Сщмч. Ипполит Римский: «Если кто-либо полагает, что это благословение исполнилось на Иакове, он глубоко заблуждается, ибо ничего из этого с Иаковом не произошло. В самом деле, мы находим, что сначала он в Месопотамии двадцать лет служил Лавану; затем поклонился своему собственному брату Исаву и умилостивил его дарами; наконец, после этого он сошел в Египет, чтобы со своими детьми не погибнуть от голода. Итак, на ком же исполнилось сказанное. Конечно же, ни на ком другом, кроме Христа, Сына Божия».

Сщмч. Ипполит Римский: «слова: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина - ясно обозначили Слово, сшедшее с небес, подобно росе. А земля означает плоть, воспринятую Им от Девы. Наконец, словами множество хлеба и вина он указал на святых, собираемых в житницу, как хлеб, и оправдываемых Духом, как вином».

Лопухин: ««Жить мечом» — жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, — такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля(36:31). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома, а при Давиде все идумеи сделались рабами, а затем при Иоанне Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» — в лице Ирода Великого и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев».

Слайд 10

Св. Иустин Философ: «Иаков во все время был ненавидим своим братом

Св. Иустин Философ: «Иаков во все время был ненавидим своим братом

во образ того, что и Сам Господь наш ненавидим всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья».

Бегство Иакова в Харран

Мессианское значение имело и бегство Иакова в Харран: Иаков носит образ Церкви или Христа. Блж. Иероним Стридонский: «подобно тому как Иаков, бежа от гнева братнего, удаляется в Месопотамию, так и Христос по причине ожесточения иудеев отправляется в Галилею, чтобы там между язычниками взять Себе невесту — Церковь».

Некоторые из отцов толковали этот эпизод еще шире: разлучение с отцом и схождение с гор Иудейских в долины Междуречья им видился прообразом боговоплощения. Свт. Кирилл Александрийский: «Иисус Христос, «по подобию Иакова, едва не оставив как бы Отцовского дома, неба, отправился к Лавану, которого можно уподобить миру».

Слайд 11

Первое богоявление Иакову, в Вефиле По отношению к Иакову, оставившему отеческий

Первое богоявление Иакову, в Вефиле

По отношению к Иакову, оставившему отеческий дом,

окруженному чуждыми народами, идущему в отдаленную землю, таинственное видение показывало, что он не оставлен без покровительства, что Бог охраняет его через Своих Ангелов. Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в Землю Обетованную.

Прп. Ефрем Сирин: «Чтобы показать Иакову, что Ангелы нисходили и восходили для его собственного охранения, Бог говорит ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28,15)».

Данное видение символизировало единство двух Заветов — Ветхого (земного) и Нового (небесного)

Это видение предуказывало, что, несмотря на отпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим человечеством и, промышляя о человеке, невидимо посылает на землю Ангелов для служения людям, ищущим спасения (Евр. 1,14). В последние же времена Сам Бог Слово, явившийся в Вефиле, соединит в Себе небо и землю, Божество и человечество, а в созданной Им Церкви чада Нового Израиля будут видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51).

Лестницу, «юже виде Иаков, по нейже сниде Бог, вознося нас», понимали как прообраз Богоматери, потому что чрез Нее «воистину нам Бог споживе схождением Божественным и живот подаде человеком».

Прп. Андрей Критский: «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся».

Слайд 12

Жизнь Иакова в Харране Жизнь Иакова в Харране была, по мысли

Жизнь Иакова в Харране

Жизнь Иакова в Харране была, по мысли некоторых

святых отцов, искуплением совершенного им обмана отца и брата. Так, он обманул их, отнимая первородство, пользуясь слепотой отца, а Лаван обманывает Иакова, пользуясь покровом ночи, подтверждая при этом первородство Лии.

Лия (евр. лёа — «дикая корова») и Рахиль (евр. ра- хёлъ— «овца») прообразуют, соответственно, «два народа: старейший, у которого было покрывало на сердце, и юнейший, украшенный лепотою веры. И Иаков имел две жены: Лию, имевшую очи болезненны, и Рахиль, красивую станом и красивую лицом; и старшая была многочадна, а младшая бесплодна. Ибо и Церковь из язычников древле была бесплодна, а после того стала многочадна».

Прп. Андрей Критский: «Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, - деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются».

Слайд 13

Согласно обычаям в древней Месопотамии, отраженных в письменности г. Нузи, если

Согласно обычаям в древней Месопотамии, отраженных в письменности г. Нузи, если

брак оставался бездетным, жена должна была предоставить мужу наложницу. Так поступила Сара, предложив Агарь Авраму (Быт. 16, 2), а позже таким же образом Рахиль и Лия дали своему мужу Иакову своих служанок Валлу и Зелфу (Быт. 30, 3).
Слайд 14

Описанное умножения пятнистого скота, принадлежавшего по договору с Лаваном Иакову, происходило,

Описанное умножения пятнистого скота, принадлежавшего по договору с Лаваном Иакову, происходило,

не в силу полумагических действий последнего, но в силу особого Промысла Божия о Его избраннике. Святой Иустин Философ видит в этом эпизоде также и прообразовательное значение: «Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до Креста за разнообразных людей из всякого народа, приобретши их Своею Кровию и таинством Крестным».
Слайд 15

Второе богоявление Иакову

Второе богоявление Иакову

Слайд 16

Бегство Иакова от Лавана Долго оставалось загадкой, почему Рахиль украла идолов,

Бегство Иакова от Лавана

Долго оставалось загадкой, почему Рахиль украла идолов, и

почему Лаван так хотел их вернуть, ведь, он других мог сделать, для чего было гнаться через пустыню за Иаковом. Тексты из Нузи помогают нам понять, что действия Рахили отнюдь не были какими-то благочестивыми, они, просто, отражают хитрость (или мудрость) верной жены. Дело в том, что в определенных обстоятельствах в хурритском обществе семейная собственность могла переходить не к старшему сыну в семье, а к мужу дочери, и юридическим подтверждением такой сделки была передача домашних идолов зятю. Т.е., этим поступком Рахиль старалась доказать, что её муж Иаков имеет законное право получить свою долю собственности у Лавана, почему последний и хотел отнять этих богов.
Слайд 17

Явление Иакову Ангела в Маханаиме Прп. Ефрем Сирин: «полк Ангелов показан

Явление Иакову Ангела в Маханаиме

Прп. Ефрем Сирин: «полк Ангелов показан был...

Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом».
Слайд 18

Имя Израиль, которое при разных огласовках можно перевести либо как «богоборец»,

Имя Израиль, которое при разных огласовках можно перевести либо как «богоборец»,

либо как «боговидец».

Третье богоявление Иакову, переименование его в Израиля

Свт. Кирилл Александрийский: «боровшийся святый Ангел был образом Христа, соделавшегося подобным нам по человечеству».

Сама же борьба Иакова с Ангелом предуказывала, что потомки Иакова будут упорно противиться Христу. Свт. Кесарий Арелатский: «В этой борьбе Иаков был прообразом народа евреев; ангел же, с которым он боролся, был образом нашего Господа и Спасителя. Иаков боролся с ангелом, потому что народ евреев будет бороться с Христом до самой смерти Его».

Свт. Иоанн Златоуст: «поскольку Иаков намеревался идти навстречу брату, то для того, чтобы он самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека вступает в борьбу с праведником».

Лопухин: «Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата». Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова, но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры... ».

Блж. Феодорит: «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения». Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца.

Слайд 19

Примирение Исава с Иаковом

Примирение Исава с Иаковом

Слайд 20

Четвертое и пятое богоявление Иакову. Возобновление завета

Четвертое и пятое богоявление Иакову. Возобновление завета

Слайд 21

Смерть и погребение Рахили

Смерть и погребение Рахили

Слайд 22

Смерть и погребение Исаака

Смерть и погребение Исаака

Слайд 23

Родословие Исава

Родословие Исава

Слайд 24

Прп. Ефрем Сирин: «Как Господь из Отчего недра послан к нам

Прп. Ефрем Сирин: «Как Господь из Отчего недра послан к нам

спасти всех нас, так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим».

Продажа Иосифа в рабство братьями

Прп. Ефрем Сирин: «как Иаков вместо первенца своего Рувима имел опорою Иосифа; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, как Рувим Иакова, Сын старости, воплотившийся Сын Божий, стал опорою мира в конце его».

Свт. Иоанн Златоуст: в событиях с Иосифом, «как на тени, предызображались события (евангельской) истины. Он любимый сын отца — о Христе сказано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,17)».

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Разноцветная одежда, таким образом, служит гадательным указанием на многообразную славу, в которую Бог и Отец облек Сына, соделавшегося подобным нам по человечеству».

Свт. Кирилл Александрийский: «как родившиеся от служанки дети Иакова возненавидели Иосифа за сны и приняли решение убить его, так и иудеи, по слову притчи Самого Иисуса Христа, говорили: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».

Слайд 25

Братья не убивают Иосифа, но приносят отцу его растерзанную одежду, обагренную

Братья не убивают Иосифа, но приносят отцу его растерзанную одежду, обагренную

кровью, — так же нестрадательным остается Божество Христово, но растерзывается и обагряется Кровью Его человечество. Прообразовательное же значение имеет и пребывание Иосифа во рву: «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего» (канон прп. Андрея Критского). Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю.

Лопухин: «так как, если ко времени Моисея жители северной Аравии общеизвестны были под именем измаильтян, то во времена Иакова, когда жило еще лишь второе поколение Измаила, потомство его еще не могло сообщить стране своего имени. Двойственность названия объясняется или тем, что вожаками каравана были люди одного племени (Измаила), а купцами другого (Мадиана или Медана), или же все три названия означают людей одной и той же нации, то общее, то специальное».

Измаильтяне — народы, описанные в Библии, потомки Измаила, 12 сыновей которого сделались князьями народов или племён Измаильских. Современными представителями измаильтян считаются арабы.

Мадианитяне - полукочевой народ, ведущий свое происхождение от потомков патриарха Авраама (от его третьей жены Хеттуры через его сына Мадиана). Обитали на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава на севере до Красного моря на юге. В Книге Судей (Суд. 8:24) мадианитяне отождествляются с измаильтянами.

Слайд 26

Иосиф в доме Патифара Прп. Ефрем: «Как Иосиф в чертоге Потифара

Иосиф в доме Патифара

Прп. Ефрем: «Как Иосиф в чертоге Потифара попрал

всю силу греха, приобретая себе светлый венец за победу над госпожою своею египтянкою, так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя».

Свт. Иоанн Златоуст: Иосиф «молчит и так же осуждается, как и Иисус Христос, потому что все, случившееся с Иосифом, служит образом того, что произошло со Христом»

Слайд 27

Сон виночерпия и хлебодара Вместе с Иосифом осуждены и двое других

Сон виночерпия и хлебодара

Вместе с Иосифом осуждены и двое других —

виночерпий и хлебодар: первый прощен, второй погиб; так же и со Христом осуждены два разбойника — один из них входит со Христом в рай, другой погибает.

Само пребывание в темнице, по мысли преподобного Ефрема Сирина, имело прообразовательное значение: «Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу фараонову и, как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущее обилие; Господь же наш Иисус Христос возбужден из мертвых собственною Своею силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь».

Слайд 28

Истолкование Иосифом сна фараона

Истолкование Иосифом сна фараона

Слайд 29

Возвышение Иосифа Как Христос в тридцатилетием возрасте выходит на общественное служение,

Возвышение Иосифа

Как Христос в тридцатилетием возрасте выходит на общественное служение, так

в этом же возрасте начинается общественное, государственное служение Иосифа, представленного фараону (см.: Быт. 41,46).

Прп. Ефрем: «Иосиф восседал на фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом, — и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою восседает одесную Отца превыше Херувимов, как Единородный Сын», — как Иосиф из раба становится повелителем, так уничижение Христово становится прологом к Его прославлению.

Слайд 30

Примирение Иосифа с братьями Приход братьев Иосифа в Египет и последующие

Примирение Иосифа с братьями

Приход братьев Иосифа в Египет и последующие события

прообразуют, по мысли святых отцов, Второе Пришествие Христово и грядущее обращение иудеев. Прп. Ефрем: «Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: “Я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того”, — так и Господь в светозарном виде покажет Крест распявшим Его, и узнают они Крест и Сына Божия, распятого ими».
Слайд 31

Шестое богоявление Иакову

Шестое богоявление Иакову

Слайд 32

Переселение Иакова в Египет Переселенцам была отдана земля Гесем (Гошен) —

Переселение Иакова в Египет

Переселенцам была отдана земля Гесем (Гошен) — территория

в восточной части дельты Нила, где и находилась гиксосская столица — Аварис.
Слайд 33

Возможно, что история с покупкой Иосифом всей земли египетской для фараона

Возможно, что история с покупкой Иосифом всей земли египетской для фараона

является своеобразным отображением той социальной революции, которая произошла в правление гиксосов. До начала их правления земля принадлежала, главным образом, знатным вельможам. После изгнания гиксосов фараонами XVIII династии земля находилась в ведении государственных чиновников, крестьяне же являлись рабами фараона.
Слайд 34

Благословение Иаковом Ефрема и Манассии Святые отцы в очередном повторении истории

Благословение Иаковом Ефрема и Манассии

Святые отцы в очередном повторении истории о

возвышении младшего сына видят прообраз возвеличения младшего, Нового Израиля — Церкви Христовой. О прообразовательном значении рассматриваемого события говорится на службе празднику Воздвижения Креста Господня: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори».

Здесь мы видим совершение обряда усыновления, когда дети принимались «на колена». Это объясняет и последующее включение в исчисление колен Израилевых не Иосифа, а двух его сыновей — Ефрема и Манассию.

Прп. Исидор Пелусиот: «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется».

Слайд 35

Свт. Кирилл Александрийский: «посредством Рувима по справедливости обозначается Израиль, первородный по

Свт. Кирилл Александрийский: «посредством Рувима по справедливости обозначается Израиль, первородный по

времени, но жестокий, упорный и оскорбитель».

Рувим лишился прав первородства вследствие тяжкого греха: он оскорбил ложе отца, переспав с наложницей его Валлой (Быт. 35:22). При этом все преимущества первородного переходят к другим братьям: двойной удел получает Иосиф в лице двух своих сыновей, главенство над родом переходит к Иуде, а священство — к Левию.

В словах, обращенных к Симеону и Левию, патриарх Иаков вспоминает их жесткость при избиении сихемлян (Быт. 34,25). В наказание за это братья осуждаются на разделение и рассеяние в Израиле. Так, колено Симеоново были лишены своего удела, будучи вынуждены после того, как их потеснили филистимляне, занять отдельные участки на землях колена Иудина, подчинившись ему.

Для колено же Левиина этот изреченный суд Божий, не изменяясь в корне, из наказания впоследствии превратился в благословение. Так чада колена Левиина, проявив крайнюю ревность, но уже по Богу (Исх. 32, 26-29), были призваны к служению вместо первенцев.

Колену Иудину предвозвещается царская власть. Лицо Иуды может указывать нам на славу царского достоинства в сошедшем с небес Слове Божием, «потому что значение имени его (Иуды) есть “похвала” или “прославление”». Словами: рука твоя на хребте врагов твоих — Иаков провозвещает, что «Еммануил легко превозможет над всеми противовосстающими и победит врагов».

Свт. Иоанн Златоуст: Словами: молодой лев Иуда «патриарх Иаков предрекает о Царствии Его (Христа), потому что в Священном Писании под образом этого животного (льва) изображается обыкновенно царская власть. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Здесь разумеется Крест и погребение Его (Христа). Как спящего льва или скимна никто не осмелится разбудить».

Слова же: кто поднимет его? — святитель Кирилл Александрийский считает пророчеством о том, что Мессия, будучи воплотившимся Богом, Сам воскресит Себя: здесь ясное указание Писания на то, «что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя»3, могущей «оживотворить, и весьма легко, храм Свой (см.: Ин. 2,19)»4, ибо «это подобно тому, как если бы кто сказал: “Он лег добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания”».

Эти слова понималимь святыми отцами или как пророчество о входе Господнем в Иерусалим. Или как пророчество об обращении ко Христу — Виноградной Лозе (Ин. 15,1) — как иудеев, носивших ярмо закона, подобно подъяремной ослице, так и язычников, не знавших законного ига.

Блж. Иероним: «Когда оскудел князь от Иуды и вождь из чресл его и власть получил иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришел Тот, для Кого отложено Царство (скипетр), и что Он был чаянием народов».

Свт. Иоанн Златоуст: «Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что Он назвал вином, Иаков присовокупляет: и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49,11)... ибо наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение Таин».

Слова: блестящи очи его от вина и белы зубы его от молока — святитель Иоанн Златоуст понимает как пророчество о красоте Воскресшего Христа.

Благословение Иаковом своих сыновей

Колено Завулопово поселилось в Нижней Галилеи — вплоть до Средиземного моря. На его территории впоследствии был основан Назарет. Колено же Иссахарово получило участок к югу от Геннисаретского озера, где земля приятна

Слайд 36

Так как в Откровении Иоанна Богослова в видении запечатленных рабов Божиих

Так как в Откровении Иоанна Богослова в видении запечатленных рабов Божиих

(Откр. 7) опущено колено Даново, некоторые из отцов считали, что антихрист произойдет из этого колена.

История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел в восточно- заиорданской половине Обетованной Земли в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергалось нападениям со стороны последних. Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносной борьбой с аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например, судия Иеффай.

Удел, доставшийся колену Асирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность Земли Обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармил (Нав. 19, 24-31). Богатые хлебные произведения этих земель Асир, согласно с пророчеством Иакова, доставлял ко дворам Иудейских, Израильских и Финикийских царей.

Сравнение колена Неффалимова с древом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимся прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с исторической судьбой этого колена при наследовании Обетованной Земли. Область колена Неффалимова от берегов Геннисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана.

«Дан будет судить народ свой — это Самсон, который двадцать лет был судиею Израильским. Как одно из колен Израиля, то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова.

Колено Ефремово заняло выдающееся положение среди других колен. При разделении Земли Обетованной при Иисусе Навине оно получило один из лучших участков. Во времена судей потомки Ефрема неоднократно заявляли свои права на первенство (Суд. 8,1-2; 12,1). Впоследствии, при разделении еврейского царства на два — Иудейское и Израильское, во главе отделившихся десяти колен стоит колено Ефремово. С этого времени в царстве Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место, и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом.

Прп. Ефрем: «Вениамин, хищный волк — это Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. И вечером будет делить добычу (там же), то есть при конце мира приимет покой и преиз- быточествующее воздаяние за труды свои».

Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит ее, указывает на воинственный характер вениамитян.

Слайд 37

Смерть и погребение Иакова и Иосифа

Смерть и погребение Иакова и Иосифа

Слайд 38

Историчность повествования Кн. Бытие В истории об Иосифе появляются египетские имена

Историчность повествования Кн. Бытие

В истории об Иосифе появляются египетские имена (Потифар

(Пади-па-Риа - данный Ра), Асенефа - (Асу-Нейт - принадлежащая Нейт, т.е. богине-покровительнице Дельты, где и происходили все события)
Египтяне действительно придавали большое значение снам и их толкованиям.
Должность, на которую Потифар поставил Иосифа (Быт. 39:5), именуется точно так же, как и в Египте. Метен, живший в конце III-й, начале IV-й династии: "писец на складе, заведующий складами, начальник округа, начальник стражи, начальник царских льнопрядилен, правитель области, глава совета Верхнего Египта«
Должности “главного виночерпия” и “главного хлебодара” (Быт. 40:2) упоминаются и в египетских текстах.
В день рождения фараона устраивался пир и, возможно, отпускались на свободу заключенные (Быт. 40:20 и далее).
сто десять лет жизни Иосифа в египетских источниках традиционно считались нормальной продолжительностью счастливой, благополучной жизни
бальзамирование или мумификация были обычной для Египта подготовкой тела важного лица к погребению.
Дарение фараоном подарков Иосифу при назначении его на высокую должность (Быт. 41:42 и далее) соответствует египетским обычаям, облачение в новые одежды, возложение золотого ожерелья (Быт. XLI, 42) - все это мы можем видеть на египетских изображениях
в 1889 г. Нашли "Стелу голода". В надписи говорилось о семилетнем голоде, постигшем Египет при Фараоне III династии - Джосере (ок. 2700 г. до Р.Х.) и прекратившемся лишь после того, как фараон пожертвовал земельный участок местному богу Хнуму.
эпизод с супругой Потифара аналогичен египетской легенде о двух братьях, Анубисе и Бате, возненавидевших друг друга, после того как супруга Анубиса попыталась соблазнить Бату.
Два египетских документа показывают, что в трудные времена пограничные власти дозволяли бедуинам из Палестины и с Синая входить в Египет и селиться в земле Гесем . В египетских текстах речь идет о городе в восточной части Дельты Нила, известном под именами “земля Раамсес” и “поле Цоан”.
Многие ученые считают, что переход Иосифа и его семейства в Египет состоялся в правление гиксосов или “царей чужеземных стран”. Гиксосы были азиатским союзом племен, захватившим Египет около 1700 года до Р.Х. и на 150 лет подчинивших себе огромную империю, в которую помимо Египта входили, по меньшей мере, Палестина и южная Сирия.