Zolotoy_petushok_06_01_15

Содержание

Слайд 2

Опера «Золотой петушок» по мотивам произведения А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Опера «Золотой петушок» по мотивам произведения А. С. Пушкина «Сказка о

золотом петушке»
Слайд 3

Слайд 4

В октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились

В октябре 1906 года в записных книжках Н. А. Римского-Корсакова появились

первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок». Тогда же он сообщил о своем замысле другу — либреттисту В. И. Бельскому (1866—1946). Работа велась очень интенсивно (ненадолго прервалась из-за поездки в Париж). Партитура была закончена в августе 1907 года.
Слайд 5

Слайд 6

«Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год

«Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год

до смерти. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием, все последовательнее обличал монархическую власть.
Слайд 7

Слайд 8

Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. Позже «Кащей

Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. Позже «Кащей

Бессмертный» приобретает зловещую окраску, становится символом той мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе — недаром в 1905 году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию.
Слайд 9

Слайд 10

«Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор не

«Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор

не скрывал такого замысла. В письме к своему ученику, М. О. Штейнбергу, он писал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно».
Слайд 11

Слайд 12

В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина (1834). По указанию

В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина (1834). По указанию

композитора либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы.
Слайд 13

Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила

Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила

царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Эти политические намеки не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства, вероятно ускорившие его кончину. Но на все требования сделать купюры, искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом.
Слайд 14

Слайд 15

«Итак, — с горечью писал он, — «Петушок» в России пойти

«Итак, — с горечью писал он, — «Петушок» в России

пойти не может. Изменять что-либо я не намерен». Борьба с цензурой продолжалась, запрет на оперу наложил даже сам московский генерал-губернатор.
И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера «Петушка» состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой.
Слайд 16

Слайд 17

Действующие лица Царь Додон (бас) Царевич Гвидон (тенор) Царевич Афрон (баритон)

Действующие лица
Царь Додон (бас) Царевич Гвидон (тенор) Царевич Афрон (баритон) Воевода Полкан (бас) Ключница Амелфа

(контральто) Звездочет (тенор-альтино) Шемаханская царица (сопрано) Золотой петушок (Сопрано)
Время действия: мифическое. Место действия: «тридевятое царство, тридесятое государство».
Слайд 18

Слайд 19

Золотой петушок. Золотой петушок выступает в качестве сторожа. Он сидит на

Золотой петушок.
Золотой петушок выступает в качестве сторожа. Он сидит на спице

и предупреждает царя о дальнейшей опасности.
Петушок наделен двумя кличами — спокойным, возвещающим о благополучии в стране Додона, и тревожным, предупреждающим о грозящей опасности.
Первая исполнительница роли - Вера Клопотовская.
Слайд 20

Слайд 21

Звездочет Зловеще-таинственный образ, который как бы управляет судьбами главных героев сказки.

Звездочет
Зловеще-таинственный образ, который как бы управляет судьбами главных героев сказки. Партия

Звездочета, очень трудная, написана для редкого голоса – тенора-альтино.
Первый исполнитель роли – В. Пикок.
Слайд 22

Слайд 23

Додон Он ленив, глуп, труслив, но претендует на большой ум, величие

Додон
Он ленив, глуп, труслив, но претендует на большой ум, величие

и смелость – таким он показан в опере. Интонации его вокальной партии нарочито грубы, просты, отрывисты, будто лишен он живого человеческого чувства. Внешне торжественный, напыщенный, а внутренне пустой. В его образе показана вся глупость, ничтожество, мнимое величие и могущество царя.
Первый исполнитель роли – Н. Сперанский.
Слайд 24

Слайд 25

Шемаханская царица. В образе присутствует много загадочности, демонической силы, еле уловимого

Шемаханская царица.
В образе присутствует много загадочности, демонической силы, еле уловимого

движения чувств Её красота завораживает и покоряет всех. Она – как воплощение прекрасного, возвышенного, женственного. Она – само воплощение покоя.
Но в дальнейшем развитии оперы чувствуется её полная противоположность, она зла, хитра, относится к царю с издёвкой и сарказмом.
Первая исполинтельница роли - А.Ц. Добровольская.
Слайд 26

Музыка «Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической

Музыка
«Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы.

В соответствии со своим замыслом композитор показал здесь два мира. Остро шаржированно охарактеризованы царь и его свита. Пародией на героику звучат высказывания Додона, лающей речью охарактеризован воевода Полкан, причетом — ключница Амелфа.
Слайд 27

В противовес им образы и загадочного мудреца Звездочета и жестоко-обольстительной Шемаханской

В противовес им образы и загадочного мудреца Звездочета и жестоко-обольстительной Шемаханской

царицы окутаны фантастикой.
Восточный рисунок мелодии Звездочета сближает его с Шемаханской царицей — фантастические образы будто связаны невидимыми нитями.
Вместе с тем музыкальный язык оперы глубоко национален: в нем отражены самобытные особенности русской песенности и бытовых жанров.
Слайд 28

Слайд 29

Краткое оркестровое вступление открывается задорным кличем Петушка. Призывная музыка сменяется прихотливо

Краткое оркестровое вступление открывается задорным кличем Петушка. Призывная музыка сменяется прихотливо

изысканной восточной мелодией. А прозрачный звон колокольчиков уведомляет о выходе Звездочета.
Слайд 30

Слайд 31

В первом действии обрисовано Додоново царство: торжественный глуповато-примитивный марш становится его

В первом действии обрисовано Додоново царство: торжественный глуповато-примитивный марш становится его

характеристикой. Во втором действии облик марша изменится — ранее ухарский, победный, он звучит теперь неуверенно, робко. Музыка рисует зловещую картину ущелья, где лежат убитые сыновья Додона.
Слайд 32

Слайд 33

Напевы Шемаханской царицы предвосхищают ее появление во втором действии. Ария «Ответь

Напевы Шемаханской царицы предвосхищают ее появление во втором действии. Ария «Ответь

мне, зоркое светило» — характеристика томной восточной красавицы; ее прозрачная, светлая музыка относится к лучшим страницам оперы. Чарующий облик царицы раскрывается во второй арии: «Сброшу чопорные ткани».
Слайд 34

Слайд 35

В ответ Додон запевает свою любовную песнь «Буду век тебя любить,

В ответ Додон запевает свою любовную песнь «Буду век тебя любить,

постараюсь не забыть» (на мотив «Чижика»). Он голосит ее во всю мочь, что производит очень комичное впечатление. Новый обличительный эпизод, по сатирическому блеску не знающий себе равных в русской оперной классике, это пляс Додона.
Слайд 36

Слайд 37

Таинственно-настороженная музыка оркестрового вступления к третьему действию прерывается грозным кличем Петушка.

Таинственно-настороженная музыка оркестрового вступления к третьему действию прерывается грозным кличем Петушка.

Широко развито в оркестре шествие царя Додона и Шемаханской царицы; оно становится центром действия; гремит разудалый марш Додона, тогда как прихотливые восточные напевы характеризуют необычную свиту царицы; под конец объединяются лейтмотивы Додона и царицы в одновременном звучании.
Слайд 38

Слайд 39

И как в первом действии, — переломный момент наступает с появлением

И как в первом действии, — переломный момент наступает с появлением

Звездочета. В его арии «Подари ты мне девицу, Шемаханскую царицу» снова возникает фантастический колорит.
Когда же совершается убийство Звездочета, повторяется зловещая музыка оркестрового вступления. Предрекая кровавую развязку, злобно кричит Петушок: «Ки-ри-ку-ку! В темя клюну старику». После расправы над Додоном следует краткий оркестровый эпизод, живописующий разбушевавшуюся грозу. Заключение, характеризующее Звездочета, вместе с прологом обрамляет оперу. Последний раз слышится клич Петушка, которому противостоит лейтмотив царя Додона.
Слайд 40

Слайд 41

Вывод. ПОДУМАТЬ ЕЩЕ. Опера «Золотой петушок» - один из шедевров композитора.

Вывод. ПОДУМАТЬ ЕЩЕ.
Опера «Золотой петушок» - один из шедевров композитора. В

ней соединились политическая острота замысла, остроумное музыкальное решение, выразительность, характеристичность вокальных партий, ослепительная яркость оркестровки. Это произведение достойно завершает большой творческий путь Римского-Корсакова и открывает новые пути для дальнейшего развития.
Слайд 42

Слайд 43