История политических и правовых учений

Содержание

Слайд 2

Содержание 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ

Содержание

1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. ИСТОКИ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Слайд 3

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ предмет - история возникновения и

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

предмет - история возникновения и развития

теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
Слайд 4

Без знания истории государства и права невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих

Без знания истории государства и права

невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых

теорий, невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
Слайд 5

Слайд 6

политические и правовые учения древнего египта

политические и правовые учения древнего египта

Слайд 7

ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Политические и правовые учения появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

 Политические и правовые учения появились в ходе долгого существования

раннеклассовых обществ и государств.
Слайд 8

мифологические истоки В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на

мифологические истоки

В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке

и на Западе - у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Слайд 9

Божественное происхождение. Земные порядки согласно древним мифам - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение.

Божественное происхождение.

Земные порядки согласно древним мифам - неразрывная часть общемировых,

космических порядков, имеющих божественное происхождение.
Слайд 10

Слайд 11

Государственный строй Египта Во главе государства находился фараон, у которого была

Государственный строй Египта
Во главе государства находился фараон, у которого была вся

полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная.
Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.
Слайд 12

Самая главная отличительная особенность ППУ Древнего Египта заключается в том, что

Самая главная отличительная особенность ППУ Древнего Египта заключается в том, что

оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона.
Слайд 13

Законы Древних народов По священному учению евреев, получены Моисеем прямо от

Законы Древних народов

По священному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога.
Персона верховного правителя

 (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными силами,
Шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти - XVIII в. до н. э. - Законы Хаммурапи.
Слайд 14

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Все варны и их члены

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Все варны и их члены

должны согласно Ведам и Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхарме) - закону, долгу, обычаю, правилу поведения.
Ко II в. до н. э. относится письменное оформление  "Законы Ману".  Защищаются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Критика законов Ману буддизмом
Слайд 15

Арийская цивилизация внесла свой культурный вклад не только в развитие всей

Арийская цивилизация
внесла свой культурный вклад не только в развитие

всей Евразии, но и Древней Индии. Изначально арийская цивилизация состояла из разрозненных кочевых племен, обосновывающих свои города-государства по всей Евразии. Наибольшее количество поселений древних ариев обнаружены в России, на Южном Урале. Примерно с середины 2 тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана эти степные племена, носители арийской цивилизации, проникли в Индию.
Слайд 16

Слайд 17

Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней (556

Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней (556

- 476 г. до н.э.)

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой —, человек не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью.
Лучше всего держаться среднего уровня жизни.
Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам.

Четыре великие истины
Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.
Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.
Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний.
Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.

Слайд 18

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Лао-Цзы (VI в. до н. э.). Дао

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Лао-Цзы (VI в. до н. э.).  Дао
Фундаментальную роль во

всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н. э.). 
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390-338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян.
Слайд 19

КИТАЙ

КИТАЙ

Слайд 20

Даосская школа мир расколот -должен следовать естественному ходу вещей(ДАО), -связан с

Даосская школа

мир расколот

-должен следовать естественному ходу вещей(ДАО),
-связан с природой и

сообществом людей,
-бессмертен душой и телом - надо выполнять особые
упражнения.
Слайд 21

Конфуцианство. ИДЕЯ-личность не «для себя», а для общества. -гуманность, -милосердие, -уважение

Конфуцианство.

ИДЕЯ-личность не «для себя»,
а для общества.

-гуманность,
-милосердие,
-уважение
к старшим,
-помощь другим.

идеальное государственное устройство


-Общество=государству,
-государство-семья,
-император-сын неба,
отец народа,
-рядом с ним- «жу»-уче-
ные и философы,
-государство регулиру-
ется моралью.

Слайд 22

Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.) развивал идею естественного

Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и

выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.
Слайд 23

ЛЕГИЗМ Человек обладает изначально злой природой Движущая сила поступков личные эгоистические

ЛЕГИЗМ

Человек обладает изначально злой природой
Движущая сила поступков личные эгоистические интересы
Государство должно

поощрять законопослушных и карать провинившихся
Законы должны быть одинаковыми для всех
Государство – главный регулятор общества, имеет право вмешиваться в личную жизнь граждан и регулировать общественные отношения
Госаппарат формируется из профессионалов, а не по наследству
Слайд 24

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Демократия в Афинах,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Демократия в Афинах,
 Олигархия в Фивах

Аристократия в Спарте
Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода - фундаментальная ценность
Слайд 25

Солон (ок. 638-559 гг. до н. э.) - знаменитый афинский реформатор,

Солон (ок. 638-559 гг. до н. э.)

 - знаменитый афинский реформатор, государственный деятель и

законодатель. Он был избран первым архонтом и наделен широкими полномочиями.
Солон издал новые законы (в 594 г. до н. э.) и реформировал социально-политический строй афинского полиса.
Слайд 26

АФИНЫ «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и

АФИНЫ

«Ты чурбан, если не видел
Афин!
Если же видел и не

востор-
гался – осёл!
А если добровольно покинул
Афины, то ты верблюд !» -
так сказал один древнегречес-
кий писатель. И хотя он гово-
рил шутливо, но был прав:
Афины действительно были
самым прекрасным городом
Греции.

Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел
Акрополь.

Слайд 27

Реформы Солона - Первый архонт (594) - заметил опасность недовольства демоса

Реформы Солона

- Первый архонт (594)
- заметил опасность недовольства демоса
- спас не

окрепшее государство
- земельная и политическая реформа - деление на 4 раздела по имущественному цензу
- повышение роли народного собрания
- учрежден совет 400 - суд присяжных – Гилиэя , не только судеб. орган, но и контроль за должностными лицами
Политико-правовые теории Платона и Аристотеля
Слайд 28

Идеальное государство Платона (в диалоге "Государство") - против крайностей богатства и

Идеальное государство  Платона

 (в диалоге "Государство") - против крайностей богатства и бедности, за умеренность,

средний достаток.
Идеальное государство как правление лучших и благородных -
Слайд 29

Учение Платона о государстве Платон выделяет семь типов государства: «Идеальное государство

Учение Платона о государстве

Платон выделяет семь типов государства:
«Идеальное государство будущего»,

которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Демократия, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию.
Слайд 30

Аристотель Итогом этических исследований, является положение о том, что политическая справедливость

Аристотель

Итогом этических исследований, является положение о том, что политическая справедливость возможна

лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Слайд 31

Аристотель о государстве: регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего

Аристотель о государстве:

регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка,

содействие экономике и т.д.) является государство.
Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
«дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.
«хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.
Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Слайд 32

Государство и право Др. Спарты - Тенденция к уравниловке – спартанцы

Государство и право Др. Спарты
- Тенденция к уравниловке – спартанцы владели

землей и рабами сообща
- главное внимание поддержанию боеспособности войска
- органы управления: эфорат и герусия
- Эфорат- коллегия из 5 лиц, избираемых народным собранием ежегодно
-Эфоры созывали герусию и народное собрание
- любое лицо могло быть уволено эфорами и предано суду
- др. орган – Совет старейшин (герусия)
- состав 28геронтов и 2 царя
- герусия имела законодательную инициативу
- цари – жрецы и полководцы
Слайд 33

стоики В основе гражданского общежития лежит естественное тяготение людей друг к

стоики

В основе гражданского общежития лежит естественное тяготение людей друг к другу,

их природная связь между собой.
Государство выступает как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.