Основные понятия о государстве и политической системе

Содержание

Слайд 2

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Характеристика первобытного общества

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Характеристика первобытного общества (первобытнообщинного строя)

Появление на Земле

homo sapiens относят примерно к периоду ок. 200 000 лет назад, когда появилась «Митохондриальная Ева» - последний общий предок всех ныне живущих людей по материнской линии. «Y-хромосомный Адам» - предок всех ныне живущих людей по отцовской линии жил позже.
Слайд 3

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Характеристика первобытного общества

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Характеристика первобытного общества (первобытнообщинного строя). Период становления

первобытного общества (эпоха праобщины).

Праобщина состояла из малых родственных групп по 20-30 человек в каждой. Вся праобщина меняла место пребывания, тем самым ведя кочевой образ жизни, поскольку занималась собирательством и охотой (присваивающая «экономика»). Орудия труда в этот период были примитивными – в основном, каменные топоры, доверенные палки-копалки и тому подобное.

Слайд 4

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Характеристика первобытного общества

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Характеристика первобытного общества (первобытнообщинного строя). Период зрелости

первобытного общества (эпоха родовой общины).

На переход от одного этапа к другому повлияла техническая модернизация орудий труда и некоторые социальные нормы в первобытном обществе. Человек охотился не простым орудием, а специально изготовленным для такой цели (лук и стрелы, копье, гарпун и т.п.). Широкое распространение получает специализация труда между членами одного рода. Мужчины стали охотниками воинами, женщины – хранительницами очага, мастерицами одежды, посуды, домашней утвари.
Здесь же происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Брачные отношения от эндогамных (внутри рода) перешли к экзогамным (вне рода, запрет на инцест).

Слайд 5

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Структура первобытного общества

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Структура первобытного общества

Слайд 6

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Органы управления в

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Органы управления в первобытном обществе

В основе власти

лежат биологические законы. Но на их основе возникают и чисто социальные (Т.В. Кашанина). Под биологическими законами управления людьми следует понимать инстинкты человека, доставшиеся от животного мира и не только. В частности, агрессия, доминирование, борьба, гнев, злость и др.
Слайд 7

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Предпосылки возникновения государства

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Предпосылки возникновения государства

Слайд 8

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Основные признаки (составляющие элементы) государства

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Основные признаки (составляющие элементы) государства

Слайд 9

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Теории происхождения государства

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Теории происхождения государства

Слайд 10

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Договорная теория происхождения государства (Г. Гроций,

Высшая школа экономики, Москва, 2013

Договорная теория происхождения государства (Г. Гроций, Т.

Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев).

фото

фото

фото

Человек до образования государства находится в естественной среде обитания. Т. Гоббс уверял, что людям свойственны низменные качества, страсти, которые делают их врагами. В состоянии, близком к анархии (безвластия), человек человеку – враг. «Состояние войны всех против всех».
Дж. Локк, наоборот, считал естественное состояние человека состоянием мира и доброжелательности.
По мнению Ж.-Ж. Руссо, прошлое человечества было «золотым веком», поскольку по мере выхода человека из состояния дикости он становился общественным, продолжая оставаться свободным. Несмотря на различия в подходах к предпосылкам заключения «общественного договора» все мыслители сходятся в этой точке как единой возможной мере соблюдения естественных и неотъемлемых прав и свобод человека. Люди передали часть своих прав и свобод государству в обмен на гарантии защиты тех прав и свобод, которые у них остались.

Джон Локк

Жан-Жак Руссо

Томас Гоббс

Слайд 11

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский,

Высшая школа экономики, Москва, 2013

Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, XIII

в.).

фото

фото

фото

Государство образовалось как результат божественного промысла. Следовательно, оно вечно; государь является наместником Бога на земле; Церковь является посредником между Богом и людьми, влияет на государственно-властные решения; человек должен беспрекословно подчиняться воле государя.
Иоанн Златоуст так оценивает роль государя: Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей.

Фома Аквинский

Иоанн Златоуст

Слайд 12

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Патриархальная теория происхождения

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Патриархальная теория происхождения государства (Платон, Аристотель, Филмер).

III в. до н.э.

Патриархальное государство образовалось в результате разрастания кровнородственной семьи, таким образом царь становился «отцом» народа (патриарх). Власть отца постепенно переходит во власть монарха.
Теория объясняет происхождение малых государств, в основном, греческих полисов. Но для крупных государств она несостоятельна.

Платон

Аристотель

Роберт Филмер

Слайд 13

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Ирригационный фактор сыграл

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Ирригационный фактор сыграл решающую роль в возникновении

зачатков государства на берегах Нила в Африке, на берегах Тигра и Евфрата, а также в долине рек Янцзы и Хуанхэ (Древний Египет, Вавилонское царство и Древний Китай). В обществе выделились управленцы, которые руководили строительство ирригационных сооружений. Однако данная теория не объясняет возникновение государства в других частях Света, где не было необходимости строить подобные сооружения.

Ирригационная теория происхождения государства (Карл Август Виттфогель)

Слайд 14

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Теория внешнего насилия

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Теория внешнего насилия (К. Каутский, Л. Гумплович)

Государство

возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. В этом процессе важно применение насилия как во время завоевания, так и после него для систематического принуждения побежденных платить дань победителям или для присвоение их собственности, свободы (рабство). Вследствие этих процессов возникает деление на антагонистические классы угнетенных (побежденные, народ) и угнетателей (победителей, управленцев). Аппарат принуждения становится государственным аппаратом, следовательно, возникает публичная власть и появляется государство.

Карл Каутский

Людвиг Гумплович

Слайд 15

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Теория внутреннего насилия

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Теория внутреннего насилия (Евгений Дюринг)

Государство возникает тогда,

когда возникает спор между равными членами общества по определенным вопросам. В этом случае необходим независимый арбитр, который может разрешить этот спор, не претендуя на предмет спора. Здесь имеет значение большинство голосов. Таким образом, без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Следовательно, собственность, социальные классы и государство есть результат насилия одной части общества над другой.
Слайд 16

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Расовая теория (Ж.

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше)

Государство необходимо

для обеспечения господства одних рас над другими в силу того, что одни расы имеют физическое и интеллектуальное превосходство над другими. Поэтому «высшие» расы имеют полное право занять место управленцев, вершителей человеческих судеб, а другие – «низшие» расы – обязаны им подчиняться и обслуживать. Представители «белой» расы внесли огромный вклад в развитие цивилизации, в то время как остальные не способны к этому. Ф. Ницше делил всех на три типа: 1) гениальные люди (меньшинство); 2) исполнители идей гениев, лучшие ученики, стражи порядка и безопасности (цари, воины, судьи и другие); 3) прочие посредственные люди.

Жозеф Артюр де Гобино

Фридрих Ницше

Слайд 17

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Инцестная теория происхождения

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Инцестная теория происхождения государства (К. Леви-Стросс)

Государство есть

результат возникновения и развития сложной системы общественных отношений и группы людей, их организующих и контролирующих, которые связаны с установлением и соблюдением запрета на инцест (кровосмешение). Помимо соблюдение данного запрета особые лица должны были следить за исполнением традиционных обрядов бракосочетания представителей разных родов и племен. Именно развитие таких социальных норм и основанных на них общественных отношений породило возникновение аппарата управления обществом, а вместе с ним и государства.

Клод Леви-Стросс

Слайд 18

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Спортивная теория происхождения

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Спортивная теория происхождения государства (Х. Ортега-и-Гассет)

Государство возникает

на основе выделения особой группы людей, отвечавших за физическую подготовку членов общины к военному делу, охоте, спортивным состязаниям, а иногда и к инициации, т.е. переходу из категории юношей в категорию мужей, способных защитить не только себя, но и родичей, соплеменников. Такие учителя, как и их лучшие ученики, впоследствии образовали аристократию, т.е. класс управляющих, остальные же члены рода признавались управляемыми и должны были подчиняться. Наиболее ярко эта теория может быть выражена на примере Древней Спарты (Лакедемон), где слабых здоровьем младенцев и юношей, по преданию, убивали, а из сильных и способных тренировали воинов.

Хосе Ортега-и-Гассет

This is Sparta!!!

Слайд 19

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Патримониальная теория происхождения

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Патримониальная теория происхождения государства (К. Л. Галлер)

Государство

есть результат владения землей определенными людьми. Если в первобытном обществе земля принадлежала общине и находилась в коллективной (общей) собственности, то после концентрации властей в руках вождей право собственности на землю переходит к ним. Они имеют право пользоваться и распоряжаться землей на благо всей общины. Но поскольку публичная власть обусловлена владением землей, то она же распространяется в пределах границ этой земли на всех, кто на ней проживает. Следовательно, земля (территория) становится одним их ключевых факторов образования государства. Земля также может передаваться в виде наделов другим членам рода или впоследствии вассалам от сюзерена за военную службу и (или) для сельскохозяйственных целей (выращивание злаков, скотоводство и т.п.).

Карл Людвиг Галлер

Слайд 20

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото фото фото Классовая теория происхождения

Высшая школа экономики, Москва, 2013

фото

фото

фото

Классовая теория происхождения государства
(К. Маркс, Ф.

Энгельс)

Государство есть результат замещения родового (первобытного) строя посредством влияния нескольких факторов на общественное развитие: 1) разделение труда среди членов рода; 2) появления излишков продукции (прибавочный продукт) и частной собственности; 3) раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Все эти факторы образуют в целом экономические причины смены одной социально-экономической формации на другую. Государство и право являются лишь надстройками, но довольно важными, над экономическими отношениями. Следовательно, они впитывают в себя их сущность и им соответствуют. По мнению Ф. Энгельса, государство есть продукт общества, который возникает на определенном этапе его развития. Государство есть сила, которая не позволяет противоборствующим силам пожрать друг друга. Однако с исчезновением классов исчезнет и государство.

Карл Маркс

Фридрих Энгельс