Антропологический поворот. Человек как предмет исследования в гуманитарных науках (лекция 5)

Содержание

Слайд 2

Трехгранник современной эпистемы согласно М. Фуко («Слова и вещи: археология гуманитарных

Трехгранник современной эпистемы согласно М. Фуко («Слова и вещи: археология гуманитарных

наук»)

 
Науки о природе Философия
Математика, физика
(дедукция как метод) ( рефлексия)
Эмпирические (индуктивные) науки о жизни, труде, языке – биология, экономия, лингвистика

Гуманитарные науки
(науки о человеке)

Слайд 3

Фуко о гуманитарных науках: Гуманитарные науки появились в тот момент, когда

Фуко о гуманитарных науках:

Гуманитарные науки появились в тот момент, когда в

западной культуре появился человек — как то, что следует помыслить, и одновременно как то, что надлежит познать.
Причина тому (неоднозначности гуманитарного знания) вовсе не метафизический статус, не непреодолимая трансцендентность того человека, о котором они говорят, но вся сложность той эпистемологической конфигурации, в которой они оказались помещенными, все их постоянное отношение к тем трем измерениям, в которых они находят свое собственное пространство.
Слайд 4

Фуко о человеке как предмете гуманитарных наук Объект гуманитарных наук —

Фуко о человеке как предмете гуманитарных наук

Объект гуманитарных наук — это

не тот человек, который еще на заре человечества, начиная с первого лепета золотого века уже был обречен на труд, — это то существо, которое, находясь внутри форм производства, управляющих всем его существованием, создает представления о своих потребностях, об обществе, посредством которого, вместе с которым или вопреки которому он эти потребности удовлетворяет, а на этой основе может построить наконец и представление о самой экономике.
Таким образом, объект гуманитарных наук — это не язык (хотя лишь люди владеют языком), но то существо, которое, находясь внутри языка, окруженное языком, представляет себе, говоря на этом языке, смысл произносимых им слов и предложений и создает в конце концов представление о самом языке.
Слайд 5

Рене Магритт Перенос

Рене Магритт Перенос

Слайд 6

Ян Плампер «История эмоций» М.: НЛО, 2018. Антропологические исследования эмоций: у

Ян Плампер «История эмоций» М.: НЛО, 2018.

Антропологические исследования эмоций:
у яванцев Хилдред

Гирц; Манфред Цаумзайль
у инуитов – Джин Бриггс;
Мишель и Ренато Розалдо в племени илонготов на Филиппинах
Лила Абу-Луход – у бедуинов в Египте; Роберта Леви на Таити и Кэтрин Латц – на атолле Ифалика
Нэнси Шепер-Хьюз – в бразильских фавеллах
Слайд 7

Антропологические представления архаической эпохи через призму языка гомеровского эпоса (краткий словарь)

Антропологические представления архаической эпохи через призму языка гомеровского эпоса (краткий словарь)

Ψυχή

– душа, этимологически связана с «дыханием»
σῶμα – тело (не живое), труп
Φρένες (отсюда позже в античной философии φρονησις) – телесный орган, с которым связываются эмоции и мышление. Предположительно тождественен легким и диафрагме.
θυμός – (очень условно) центр сознания, воли, мышления.
Πάθος – страсть, страдание
χάρισμα - оказанная милость, данный богами дар, позитивная боговдохновенность
ὕβρις - надменность, дерзость, необузданность, невоздержанность (от ὕπέρ – «выше», «над»). Преступание пределов, положенных смертным
Слайд 8

Нэнси Шепер-Хьюз «Смерть без плача: насилие в повседневной жизни в Бразилии»

Нэнси Шепер-Хьюз «Смерть без плача: насилие в повседневной жизни в Бразилии»

Nancy Scheper-Hughes: Death Without Weeping: The Violence of Everyday Life in Brazil. Berkley: University of California Press, 1992

«Эмоции не предваряют и не выходят за рамки культуры, но являются ее частью: они стратегически важны для понимания способов, с помощью которых люди формируют собственный мир и, в свою очередь, формируются этим миром. <…> Они не могут быть поняты вне культуры, которая произвела их. Наиболее радикальным следствием такой точки зрения является то, что без наших культур мы попросту не знали бы, как чувствовать»

Слайд 9

Эмиль Дюркгейм «Элементарные формы религиозной жизни» «Траур не является спонтанным выражением

Эмиль Дюркгейм «Элементарные формы религиозной жизни»

«Траур не является спонтанным выражением индивидуальных

эмоций. Если родственники рыдают, стонут и наносят себе раны, то не потому, что лично потрясены смертью близкого человека. <…> Траур не является естественным движением личной чувственности, которая задета ужасной потерей, — это обязанность, налагаемая группой. Человек горюет не просто потому, что испытывает грусть, но потому, что он обязан это делать. <…> Более того, пренебрежение этой обязанностью влечет за собой мифические и общественные санкции. Например, считается, что если родственник не будет соблюдать траур должным образом, то душа покойного выследит его и убьет»