Европейский иррационализм

Содержание

Слайд 2

Понятие рационализма и иррационализма в истории. Согласно рационалистическому мировосприятию: весь мир

Понятие рационализма и иррационализма в истории.

Согласно рационалистическому мировосприятию:
весь мир разумно

устроен;
люди могут создать лучшие условия своего существования, опираясь на рациональные принципы.
Однако, во второй половине XIX в. процессы автономизации личности приобрели необратимый характер.
Слайд 3

Во второй половине XIX века процессы автономизации личности приобрели необратимый характер:

Во второй половине XIX века процессы автономизации личности приобрели необратимый характер:

Весь

массив культуры оказался противопоставленным человеку и полностью отчужденным от него.
В мышлении целого ряда теоретиков этой эпохи утверждаются иррациональные принципы.
Мир предстал как воплощение непонятных хаотических закономерностей - чуждая противостоящая человеку среда.
Слайд 4

Артур Шопенгауэр (1788-1860) Основной философский труд — «Мир как воля и

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Основной философский труд — «Мир как воля и

представление» (1819).
Иррациональный стиль мышления носит мистический характер, основан на вере в существование не подчиняющихся разуму сил , управляющих жизнью.
Слайд 5

Объединяющей является идея о том, что наш мир не является единственной

Объединяющей является идея о том, что наш мир не является единственной

реальностью, и существует другая реальность, не постигаемая разумом .

«Мировая Воля» - стихийная, слепая и бессмысленная сила, придающая энергетический импульс всему существующему

Слайд 6

Сёрен Обю Кьеркегор (1813 - 1855) Обосновывал вторичность рациональности и первичность

Сёрен Обю Кьеркегор (1813 - 1855)

Обосновывал вторичность рациональности и первичность

чистого существования
(экзистенциальности), находящего смысл в вере
Слайд 7

Кьеркегор противопоставляет философии Гегеля антропологическую философию: В качестве ведущих выдвигаются категории:

Кьеркегор противопоставляет философии Гегеля антропологическую философию:

В качестве ведущих выдвигаются категории:

индивид, судьба, отчаяние, страх, решимость.
Вся философия разворачивается вокруг existentia –индивидуальной человеческой жизни человека.
учение о трех стадиях человеческого существования .
Слайд 8

Смысл жизни обретается человеком в результате трех стадий жизненного пути эстетическая

Смысл жизни обретается человеком в результате трех стадий жизненного пути

эстетическая

стадия ( человек живет непосредственно, не задумываясь о цели и смысле жизни).
этическая стадия ( начинается, когда человек задумывается о смысле своей жизни).
религиозная стадия ( ее достигает тот, кто путем высших душевных усилий способен обрести Бога).
Слайд 9

По Кьеркегору отчаяние - единственная возможность прорыва к Богу

По Кьеркегору отчаяние - единственная возможность прорыва к Богу

Слайд 10

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека.


«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я.
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.
Слайд 11

Фридрих Вильгельм Ницше (1844- 1900) Подверг резкой критике религию, культуру и

Фридрих Вильгельм Ницше (1844- 1900)

Подверг резкой критике религию, культуру и

мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию
Слайд 12

Основные идеи Ницше: Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно

Основные идеи Ницше:

Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше

– закон жизни.
Переоценка ценностей. Отказаться от всех прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» .
Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии.
Слайд 13

Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше – закон

Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше – закон

жизни.
Переоценка ценностей. Отказаться от всех прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» .
Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии.
Миф о сверхчеловеке. Личность принципиально нового типа не скованная предрассудками, способная уничтожать и подавлять других.
Идея вечного возвращения. Согласно Ницше между людьми невозможно сотрудничество, следовательно, движение вперед останавливается и превращается в вечное повторение одного и того же.
Слайд 14

Вильгельм Дильтей (1833- 1911) Немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии

Вильгельм Дильтей (1833- 1911)

Немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни.
Ввел

понятие наук о духе,
оказавших огромное влияние на современные исторические науки в Германии.
Слайд 15

Основные идеи Дильтея резко противопоставляет науки о духе наукам естественным; наука

Основные идеи Дильтея

резко противопоставляет науки о духе наукам естественным;
наука о

духе имеет дело с психической деятельностью — переживанием — и должна соответствующий ей метод;
психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология
Слайд 16

резко противопоставляет науки о духе наукам естественным; наука о духе имеет

резко противопоставляет науки о духе наукам естественным;
наука о духе имеет

дело с психической деятельностью — переживанием — и должна соответствующий ей метод;
психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология
История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы»
Дильтей пытается соединить две системы: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма.
Стержень исторического развития видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав основным понятием развития метафизику .
Слайд 17

Анри Бергсон (1859 —1941) Один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни .

Анри Бергсон (1859 —1941)

Один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма

и философии жизни .
Слайд 18

Основные идеи А. Бергсона Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности

Основные идеи А. Бергсона

Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь.


Определяет сущность жизни при помощи понятий «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв».
Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным».
Слайд 19

Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Определяет сущность жизни

Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь.
Определяет сущность жизни

при помощи понятий «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв».
Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным».
Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь
Учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом»
Человек находится на самом острие творческой эволюции
В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа» социальности и морали - «закрытую» и «открытую»
Слайд 20

«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву

«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву

коллективу .
«Открытая» мораль отдает приоритет проявлению индивидуальности, созданию нравственных, религиозных и эстетических ценностей