Содержание
- 2. «В этот новый период всеобщим началом, которым регулируется все на свете, является исходящее из себя мышление…»
- 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
- 4. Основные направления философии Возрождения: гуманизм (XIV – середина XV вв.) Данте, Петрарка, Дж.Манетти, Л. Валла, неоплатонизм
- 5. Ренессанс. Гуманизм Возрождение античности Античность Средние века Возрождение Антропологическая (этическая, социально-политическая) проблематика studia humanitatis Франческа Петрарка
- 6. ГУМАНИЗМ: признание ценности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Человек ищет и
- 7. Идеал человека Цельность личности Античность – герой, Средние века – святой, Возрождение – творец- художник и
- 8. Aнтичность космоцентризм (космос - гармонически устроенный и потому "родной дом" человеческого существования); Средневековье теоцентризм (Бог как
- 9. Ренессансный неоплатонизм Обращение к онтологической проблематике Радикальное переосмысление средневековой картины мира. Ренессансный неоплатонизм – метафизическое обоснование
- 10. Docta ignorantia Н.Кузанского “Разум также близок к истине как многоугольник к кругу, ибо чем больше число
- 11. Конечным результатом познания оказывается “обожествление” человека, когда мы “поистине обожествляемся, поднимаясь к тому, чтобы стать в
- 12. Строй мироздания по М.Фичино “Итак, это единый круг, идущий от Бога к миру, и от мира
- 13. Ренессансный неоплатонизм о человеке Человек по своей природе – бог; "explicatio Dei", “humanus Deus" центральное звено
- 14. И кто не будет восхищаться человеком, который в священных еврейских и христианских писаниях справедливо называется именем
- 15. Но к чему все это? А для того, чтобы мы понимали с тех пор, как родились
- 16. В душу вторгается святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего и, по возможности,
- 17. (В эпоху Ренессанса) «Идея подобия человека – Богу, быть может, воспринималась более серьезно и действенно, чем
- 18. С.Боттичелли. Весна
- 19. К автономизации человека В период Ренессанса – антропоцентризм, человеческая личность становится высшей ценностью и центром сама
- 20. Человек – мера всех вещей Человек - господин самого себя. Наделен свободной волей. Призван сам определять
- 21. Человек, ставший для себя самодостаточным, уже лишь в своих собственных потребностях и интересах и замыслах обнаруживает
- 22. Ренессансный неоплатонизм о природе 1. Природа – проекция божественной сущности Мир, природа, материя предстали тоже как
- 23. 2. Природа – проекция сущности человека Осваивались возможность нового ракурса – взгляда на физический мир: не
- 24. Человек – не пассивный созерцатель сущностей, созданных Богом. Он сам конструирует образ мира в своем разуме
- 25. Натурфилософия: к механицизму и детерминизму П.Помпонацци (гуманистическое осмысление аристотелизма): Бог и есть Природа, а Природа и
- 26. Мир не сотворен Богом во времени, он совечен Богу, свободен от его непосредственного вмешательства. Все в
- 27. Возникновение механической картины мира Н.Коперник – И. Кеплер – Г.Галилей – И.Ньютон
- 28. Механическая картина мира была первой в истории человечества научной картиной, свободной от мифических наслоений и поддающейся
- 29. служила духовной эмансипации личности и подготавливала приход атеистического сознания. В области философии, этики, педагогики и в
- 31. "The stars,’ she whispers, ‘blindly run " ….; A. Tennyson "Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств"
- 32. "Человек - это мыслящий тростник" Открытие Коперника имело огромное философское значение. Человеку необходимо было пересмотреть свои
- 33. Скептицизм. Мишель Монтень "Если вы сосредоточите все усилия своей мысли на том, чтобы уловить бытие, это
- 34. "Весь мир - это вечные качели. Все, что он в себе заключает, непрерывно качается: земля, скалистые
- 35. Возвысившийся человеческий разум избирает себя исходной точкой картины мира. Но, обратившись на самое себя, не находит
- 36. Философия Нового Времени
- 37. Задача философии - увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господства над природой. Гносеологический оптимизм.
- 38. Рационализм. Рене Декарт Первый необходимый шаг – для начала действительно все следует подвергнуть сомнению; нужно выделить
- 39. "Cogito ergo sum" – "Мыслю, следовательно, существую". Существует по крайней мере то "я", которое осознает свои
- 40. Этот аргумент предполагает восходящее к платонизму убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным и рожденное христианством
- 41. В отличие от античного рационализма рационализм Нового времени в лице Декарта полагает самосознание как необходимый конститутивный
- 42. От "cogito" к идее Бога "cogito" стало первым принципом всякого знания, и основанием для дальнейших выводов
- 43. Самосознание как принцип философии у Декарта еще не обрело полной автономии : оно не замкнуто на
- 44. Философский рационализм Наше сознание автономно, в нем изначально содержится в неявной форме все то, что нам
- 45. Рембрандт Харменс ван Рейн. Философ, размышляющий в своей комнате, 1632.
- 46. Мир-машина Мир понимается как машина, точнее, как гигантская система машин. у Декарта нет принципиального различия между
- 47. Дуализм Декарта res cogitans - мыслящая субстанция, субъективный опыт, дух, сознание, то есть все, что человек
- 48. Атрибут res cogitans Атрибут духовной субстанции - мышление Духовная субстанция имеет идеи о некоторых вещах, которые
- 49. а также некоторые общие понятия или аксиомы. Например: «Если к равным величинам прибавить равную то получаемые
- 50. Атрибут res extensa (материальной субстанции) Атрибут материи – протяженность. Телесная субстанция имеет протяжение в длину, ширину
- 51. Материя = пространство в понятии физической (материальной) природы Декарт оставил только те определения, которые составляют предмет
- 52. Декарт отождествляет материю с пространством, которое «разнится от телесной субстанции, заключенной в этом пространстве, лишь в
- 53. Местоположение: против Аристотеля Аристотелево понятие места было связано с необходимостью ввести систему абсолютных «мест» — верха
- 54. Декартова система координат
- 55. Движение Движение у Декарта, как и место, относительно: поскольку в мире нет абсолютных точек отсчета, то
- 56. организм как механизм Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе
- 57. Человек – точка схождения субстанций И познавательная способность человеческого разума, и физическая реальность, по Декарту, параллельны;
- 58. Проблемы соединения субстанций в человеке Все объекты внешнего мира, лишены сознания, цели и одухотворенности. Но человек,
- 59. Механизм действия шишковидной железы Иллюстрация из «Трактата о человеке» Декарта (1664), в котором изложена его механистическая
- 60. Метод Декарта отождествление природы с пространственной протяженностью позволило представить изучение природы как ее конструирование —конструирование в
- 61. Метод Декарта Мир — механизм, а наука о нем — механика. Познание - конструирование машины мира
- 62. Декарт конструирует некий гипотетический мир. важно только, чтобы эффекты, достигаемые с помощью построенного теоретически механизма (его
- 63. Объект в мышлении не отражается, а конструируется Соединение идеи мышления и идеи бытия в сознании есть
- 64. Основные правила метода: 1) начинать с простого и очевидного; 2) путем дедукции получать более сложные высказывания;
- 65. Основой и образцом метода Декарта является математика в качестве всеобщей науки (mathesis universalis) Декарт рассматривал алгебру;
- 66. “Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих
- 67. Философия Декарта - рождение нового понимания человеческого «я»: совершенно автономного, отдельного, самоопределяющегося единства, для которого собственное
- 68. Плодом разделения рационального субъекта и материального мира стала наука – ее способность добывать знания об этом
- 69. Эмпиризм. Фрэнсис Бэкон. Эмпирическое философствование –выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта и последовательное
- 70. Знание в целом Бэкон включает в состав философии и разделяет на уровни: разумное мышление (знание, философия),
- 71. теория четырех идолов 1. Идол рынка, площади. связанный с употреблением языка. В языке, который мы употребляем,
- 72. 2. Идол пещеры. Используется образ платоновской пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. Каждый человек
- 73. 3. Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитет. Сюда же относятся
- 74. 4. Идол рода. Мы все обладаем общими, родовыми характеристиками. Может быть, в силу этого мы одинаково
- 75. 3 пути получения нового знания: "путь паука" - получить знания изнутри самого себя, как паутину. Однако
- 76. "путь пчелы" - собирает нектар и перерабатывает в более ценный продукт - мед. Источником познания является
- 77. метод индукции индукцию надо рассматривать как многоступенчатый процесс: частные случаи подвергаются обобщению низшей степени общности (эмпирическиае
- 78. Пример индуктивного умозаключения: Железо при нагревании расширяется. Медь при нагревании расширяется. Ртуть при нагревании расширяется. Железо,
- 79. Бэкон предлагает собирать по возможности полно все случаи: когда изучаемый фактор присутствует, затем, когда отсутствует. и
- 80. Новая Атлантида Новая Атлантида – совершенный социальный и культурный строй, существующий на острове Бенсалем, затерянном где-то
- 82. Ф.Бэкон. Новая Атлантида Есть у нас дома звука для опытов со всевозможными звуками и получения их.
- 83. Есть у нас особые дома, где исследуются обманы органов чувств. Здесь показываем мы всякого рода фокусы,
- 84. Учения Бэкона и Декарта были первыми философскими системами Нового времени, сходными в трактовке целей духовной деятельности
- 85. Скептицизм П.Бейля как способ обоснования нового мировоззрения. "...Верховный суд, выносящий обо всем, что нам предлагается, приговор
- 86. Бейль не допускает сомнения в абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. «Есть аксиомы, против которых
- 87. Пусть покажут в Писании сотню высказываний, противоречащих этим положениям, пусть, чтобы установить учение, противоречащее этим всеобщим
- 88. Опытная проверка, по Бейлю, гарантирует истинность знаний. Логический вывод о существовании пор в коже позднее был
- 90. Скачать презентацию