Философский иррационализм XIXв

Содержание

Слайд 2

Иррационализм Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено

Иррационализм

Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в

логике.
XIX-XXвв. иррациональные концепции выступают на первый план.
Философы стремятся преодолеть «панлогизм» Гегеля.
Слайд 3

Иррационализм Онтологический аспект: мир – хаос, бытие абсурдно и бессмысленно. Гносеологический

Иррационализм

Онтологический аспект: мир – хаос, бытие абсурдно и бессмысленно.
Гносеологический аспект:

природа, общество непознаваемы. Теоретико-познавательному отношению к миру противостоит нравственно-практическое.
Слайд 4

Иррационализм Аксиологический аспект: Человек устанавливает определенную иерархию ценностей. Понятия, отражающие образы

Иррационализм

Аксиологический аспект: Человек устанавливает определенную иерархию ценностей. Понятия, отражающие образы внешнего

мира, уступают место субъективным переживанием личности:
страх, отчаяние, забота, любовь, скука, игра, творчество.
Слайд 5

«Философия жизни» Направление, сложившееся в конце XIXв. Предметом рассмотрения становится жизнь

«Философия жизни»

Направление, сложившееся в конце XIXв. Предметом рассмотрения становится жизнь и

смерть.
Жизнь рассматривается как первичная реальность, как целостный организм.
Мысль о смерти заставляет человека задуматься о жизни (философствовать).
Слайд 6

А. Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1788-1860). Мир как

А. Шопенгауэр (1788-1860)

«Мир как воля и представление» (1788-1860).
Мир как представление –

это единство SиO, часть бытия, представленная в пространстве и времени – предмет познания.
Мир – это воля к жизни, воля - основа бытия, существующая вне пространства и времени. Воля могущественна и зла – она источник страданий человека (волюнтаризм).
Слайд 7

Пессимизм Шопенгауэра Страдание – это бесконечное преследование безуспешных целей; Счастья нет,

Пессимизм Шопенгауэра

Страдание – это бесконечное преследование безуспешных целей;
Счастья нет, ибо неосуществленные

желания причиняют боль, а исполнение желаемого ведет к пресыщению;
Самоубийство невозможно, возникнет новая объективация воли.
Слайд 8

Этика Шопенгауэра Три типа характеров: Эгоизм – преследование своих интересов; Злоба

Этика Шопенгауэра

Три типа характеров:
Эгоизм – преследование своих интересов;
Злоба – «…не взирая

на опасности принести вред другому»
Сострадание – принимать страдания других как свои собственные. Принимая страдания всего мира, человек преодолевает враждебность бытия.
Слайд 9

Этика Шопенгауэра. Цель жизни – подавить собственную волю, отказаться от индивидуальности

Этика Шопенгауэра.

Цель жизни – подавить собственную волю, отказаться от индивидуальности (добровольная

бедность, аскетизм).
Свобода – это не свобода действий, а изменение своего характера.
Слайд 10

Основные представители «философии жизни»: Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833—1911),

Основные представители «философии жизни»:

Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833—1911), Анри

Бергсон (1859– 1941), Георг Зиммель (1858—1918), Освальд Шпенглер (1880– 1936).
Слайд 11

Радикальный нигилизм Ницше В мире нет ценностей, мир несостоятелен. Нигилизм –

Радикальный нигилизм Ницше

В мире нет ценностей, мир несостоятелен.
Нигилизм – это

правдивое состояние, которое наступает после поиска во всем целостности и смысла.
Человек понимает, что он находится один на один с реальностью, которая всегда опасна.
Слайд 12

«Воля к власти» Подлинной реальностью обладают не ценности, а сила, мощь

«Воля к власти»

Подлинной реальностью обладают не ценности, а сила, мощь человеческая

– «воля к власти».
«Воля к власти» проявляется в стремлении установить какой-либо порядок.
Религиозный, моральный и т.д. Источник морали – воля к власти.
Слайд 13

Учение о Сверх-человеке Три стадии духа: Стадия верблюда (выносливость и терпение)

Учение о Сверх-человеке

Три стадии духа:
Стадия верблюда (выносливость и терпение) – «я

должен».
Быть верблюдом значит: причинять своему высокомерию боль,
заставить сверкать свое безумие, смеясь над мудростью,
уйти от дела, которое празднует победу,
быть больным и удалить утешителя,
вступить в дружбу с глухим, который никогда не услышит чего ты хочешь.
Слайд 14

Учение о Сверх-человеке Стадия льва – «я хочу», создает свободу для

Учение о Сверх-человеке

Стадия льва – «я хочу», создает свободу для нового

созидания.
Стадия младенца – невинность и забвение, новое начинание, игра, начальное движение, самопознание сущности, святое слово утверждения.
Слайд 15

Переоценка ценностей Благодарность и месть: благодарность – это мягкая форма мести.

Переоценка ценностей

Благодарность и месть: благодарность – это мягкая форма мести. Могущественный

человек должен получить удовлетворение в благодарности.
Правда и ложь: говорить правду удобнее, ибо ложь требует изобретения, памяти, умения обманывать.
Слайд 16

Переоценка ценностей Страдание и сострадание: Жажда вызвать сострадание , есть жажда

Переоценка ценностей

Страдание и сострадание: Жажда вызвать сострадание , есть жажда наслаждения

самим собой, и притом за счет ближних, она обнаруживает человека во всей бесцеремонности его собственного Я
Сострадая, человек проявляет неэгоистическое я, он горд эти и готов сострадать бесконечно.
Страдание делает человека сильным, сострадание ослабляет.
Слайд 17

«Вечное возвращение» Антипод нигилизма: существует одна ценность – это самоустановление, игра.

«Вечное возвращение»

Антипод нигилизма: существует одна ценность – это самоустановление, игра.
Развитие предполагает

«вечное возвращение» - то, что сейчас происходит уже было и будет вечно.
Слайд 18

Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) (1883-1955) – крупнейший испанский

Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у Gasset)  (1883-1955) – крупнейший испанский философ 20

в.
«Восстание масс» - 1930г.
Слайд 19

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) Основные работы: «Или—или» (1843); «Страх и трепет»(1843;) «Философские крохи»(1844) и др.

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855)

Основные работы:
«Или—или» (1843);
«Страх и трепет»(1843;)
«Философские крохи»(1844) и др.

Слайд 20

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР Три стадии становления человека: Эстетическая (гедонистская) – стремление к

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР

Три стадии становления человека:
Эстетическая (гедонистская) – стремление к наслаждениям.
Этическая –

следование долгу;
Религиозная – «выбранная возможность имеет ценность, поскольку она выбрана».
Слайд 21

Экзистенциализм: философия с у щ е с т в о в

Экзистенциализм:

философия с у щ е с т в о в а н и я (от позднелат. exsistentia – существование),
 направление современной философии, возникшее после первой миро-вой войны в Германии 
(М. Хайдеггер, К. Ясперс)  
в период второй мировой войны во Франци
(Ж.П. Сартр, М.Мерло-Понти, А. Камю, Г. Марсель). 

Слайд 22

Экзистенция Экзистенция – выражение единственности и уникальности каждого человека и его

Экзистенция

Экзистенция – выражение единственности и уникальности каждого человека и его судьбы.

Она указывает на скрытые возможности человека.
Слайд 23

Экзистенция Бытие общества – «арена обезличенного, неподлинного, повседневного». Экзистенция. Трансцендентное бытие.

Экзистенция

Бытие общества – «арена обезличенного, неподлинного, повседневного».
Экзистенция.
Трансцендентное бытие.

Слайд 24

Пограничные ситуации: смертельная опасность, война, болезнь; переживание беспочвенности своих ожиданий (тошнота),

Пограничные ситуации:

смертельная опасность, война, болезнь;
переживание беспочвенности своих ожиданий (тошнота), скука, возникающая

из предчувствия бесполезности своих действий.
страх не найти такого предназначения, ради которого можно было бы пожертвовать жизнью.
Слайд 25

Пограничные ситуации: «Пограничная ситуация» - это переживание абсурдности жизни, единственный способ

Пограничные ситуации:

«Пограничная ситуация» - это переживание абсурдности жизни, единственный способ вырваться

из повседневности, возможность «обрести себя», посмотрев в глаза смерти.
Слайд 26

Психоанализ З. Фрейд (1856-1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Психоанализ

З. Фрейд (1856-1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.


Основные работы: «Толкование сновидений». «Тотем и табу». «По ту сторону принципа удовольствия». «"Я" и "Оно"». «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой».
Слайд 27

З. Фрейд Структура личности: ОНО (Бессознательное) – это «котел инстинктов, который

З. Фрейд

Структура личности:
ОНО (Бессознательное) – это «котел инстинктов, который кипит в

каждом человеке».
Я (Сознание) - Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью.
Сверх-Я (Совесть) – переводит энергию инстинктов на социально-значимые цели.
Слайд 28

З. Фрейд

З. Фрейд

Слайд 29

З. Фрейд Типология личностей: Сублиматики -(лат. sublimo—возвышаю) — переключение энергии с

З. Фрейд

Типология личностей:
Сублиматики -(лат. sublimo—возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых

(низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные)
Невротики
Слайд 30

Ка́рл Гу́став Юнг Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961)-швейцарский психиатр, основоположник аналитической философии.

Ка́рл Гу́став Юнг

Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961)-швейцарский психиатр, основоположник аналитической философии.
Основные работы Юнга: «Метаморфозы

и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Психология и религия» (1940), «Формы бессознательного» (1950), «Современный миф» (1958).