Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

В этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия,

В этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия,

поэтому практически все философские трактаты были связаны с осмыслением основных религиозных догм, которыми декларировалось божественное сотворение мира и основные характеристики божества.
Слайд 3

Представления о мире Христиане средневековья считали, что мир вокруг них, после

Представления о мире

Христиане средневековья считали, что мир вокруг них, после

Христа неизменчив, отсюда и их представление о времени, как о неизменном повторяющемся круге (лето-осень-зима-весна), который будет длиться до конца Света (до второго пришествия Христа).
Слайд 4

Философия в Средние века В ней наработки античной философии о мире

Философия в Средние века

В ней наработки античной философии о мире и

человеке попадали в иной духовный контекст: единый Бог становился абсолютным и высшим бытием, высшей формой, высшим благом, духовной реальностью, определяющей всё существующее.
Философия не рассматривала как устроена действительность, вселенная – космос, а пыталась ответить на вопрос – как устроено божественное естество. Теперь Бог становился абсолютом – истинным бытием из которого всё и проистекает.
Слайд 5

Патристика и Схоластика Патристика - (от латинского pater, «отец») – это

Патристика и Схоластика

Патристика - (от латинского pater, «отец») – это философское

учение «отцов и основателей» христианской церкви.
Сторонники этого течения ставили перед собой задачу создать систематическую догматику философии по материалам святого писания.
Слайд 6

Периоды Патристики 1. «Апологетика» – время оформления и прояснения христианского мировоззрения

Периоды Патристики

1. «Апологетика» – время оформления и прояснения христианского мировоззрения (II-III

вв.);
2. Классическая патристика - время становления догматического стандарта (IV-V вв.) и систематизации знания.
3. Заключительный период – время стабилизации догматики (VI-VIII вв.) или систематизация догматики.
Слайд 7

Патристика Философские проблемы периода патристики нашли своё выражение в отношении к языческой философии и культуре.

Патристика

Философские проблемы периода патристики нашли своё выражение в отношении к языческой

философии и культуре.
Слайд 8

Отношение к античной философии Одни из ранних христианских деятелей - Теофил

Отношение к античной философии

Одни из ранних христианских деятелей - Теофил и

Тертуллиан, относились к ней отрицательно, считая «творением дьявола»
Слайд 9

Отношение к античной философии Юстин и Ориген, а также Климент Кентерберийский

Отношение к античной философии

Юстин и Ориген, а также Климент Кентерберийский доказывали

совместимость идей язычества и единобожия. Независимо от результатов дискуссий, на практике произошло совмещение целого ряда языческих смыслов с идеологией единобожия.
Слайд 10

Схоластика Схоластика начинается с IX в. Согласно схоластам «всё существует лишь

Схоластика

Схоластика начинается с IX в. Согласно схоластам «всё существует лишь в

отношении к Богу.
Отцом схоластики является Северин Боэций.
Слайд 11

Схоластика Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») характеризуется стремлением мыслителей

Схоластика

Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») характеризуется стремлением мыслителей рационально

обосновать и систематизировать христианское вероучение, в том числе бытие Бога. Их философии был характерен теоцентризм.
Слайд 12

Схоласты доказывали истину, изложенную в Писании по средствам философии. Для этого

Схоласты доказывали истину, изложенную в Писании по средствам философии. Для этого

они решали три задачи:

С помощью разума проникнуть в истины веры;
Придать этой истине систематическую форму;
С помощью философии исключить критику святых истин.

Слайд 13

Схоластика Для схоластов были характерны: Креационизм (учение о сотворении Богом мира

Схоластика

Для схоластов были характерны:
Креационизм (учение о сотворении Богом мира и человека

из ничего/посредством слова);
Экзегетика (искусство толкования положений Библии); трансцендентность Бога и человека;
Теодицея (идея божественного перевоплощения);
Эсхатология (учение о конце света, конце мира и человека);
Символизм (каждый религиозный образ есть многозначный символ человеческой и священной истории);
Слайд 14

Реализм и Номинализм в схоластике Схоластика, в вопросе о природе общих

Реализм и Номинализм в схоластике

Схоластика, в вопросе о природе общих понятий

разделилась на два течения: номинализм и реализм.
Слайд 15

Реалисты Реалисты считали, что подлинно существуют не сами вещи, а их

Реалисты

Реалисты считали, что подлинно существуют не сами вещи, а их понятия

(универсалии), они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно, что являлось производной от «мира вещей» Платона.
Главные представители реализма – Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Фома Аквинский (1225 – 1274).
Слайд 16

Номенализм Номиналисты говорили, что существуют лишь конкретные вещи, а универсалии лишь

Номенализм

Номиналисты говорили, что существуют лишь конкретные вещи, а универсалии лишь имена

вещей, за которыми ничего не стоит. Т.е общие понятия являются вторичными - продуктом деятельности мышления. В своей философии они опирались на идеи Аристотеля
Наиболее видными представителями номинализма являются Иоанн Росцелин (1050-1112), Иоанн Дунс Скот (1266-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1347) и Пьер Абеляр.
Слайд 17

Августин Блаженный (354 – 430 гг.) Аврелий – теолог и философ,

Августин Блаженный (354 – 430 гг.)

Аврелий – теолог и философ,

виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, был причислен к лику святых, а в католицизме святым учителем Церкви.
Полагал что все в мире предопределено, Бог «от века» предназначил одних людей к спасению, других к адским мукам, вне зависимости от поступков. Человеческая воля – слепое орудие воли Бога.
Слайд 18

Счастье по Августину Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни,

Счастье по Августину

Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, он

усматривал это счастье в познании человеком Бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него.
Бог – вне материальный абсолют, который творит мир и человека, он сверхприродная личность, создававшая все сущее. Мир хорош, поскольку существует благодаря Богу; зло же не субстанция, а порча субстанции
Слайд 19

Земное и Божественное царство Ход историй, жизнь общества – борьба двух

Земное и Божественное царство

Ход историй, жизнь общества – борьба двух противоположных

царств – Земного (грешного) и Божественного (небесного).
Земное воплощено в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах и императоре; оно погрязло в пороках и язычестве и поэтому рано или поздно будет побеждено Небесным.
Царство Божье представлено священнослужителями – людьми, наделенными благодатью, и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.
В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть еще будет существовать, но ее следует подчинить духовной власти.
Слайд 20

Фома Аквинский (1225/1226-1274) Итальянский теолог-схоласт, причисленный в 1323 году к лику

Фома Аквинский (1225/1226-1274)

Итальянский теолог-схоласт, причисленный в 1323 году к лику

святых, идеолог римско-католической церкви, основоположник философского учения католицизма
Учение Фомы Аквинского - томизм (от имени Thomas – Фома) представляет собой сочетание идеалистически фальсифицированной (измененной) философии Аристотеля с христианско-католической теологией.
Слайд 21

Учение Считал, что истины разума и истины веры, не противостоят друг

Учение

Считал, что истины разума и истины веры, не противостоят друг другу,

а даны человеку в качестве двух разных форм постижения божественной сущности мира.
Учение о том, что разум подчинён, или обусловлен верой, является краеугольным камнем томизма, основы католической философии.
Эта теория привела к размежеванию философии и теологии и считается верхней границей достижений средневековой философии.
Слайд 22

Философия и Теология по Аквинскому Разграничивал философию и теологию по предмету

Философия и Теология по Аквинскому

Разграничивал философию и теологию по предмету (философия

направлена на изучение сущего, а религия на «обеспечение» спасения);
По источнику (для философии – это разум, для теологии – вера);
По цели (соответственно, знание ради знания и – знание ради спасения)
Слайд 23

Работы В «Сумме теологии», используя аристотелевскую метафизику, Фома Аквинский создал теолого-рационалистическое

Работы

В «Сумме теологии», используя аристотелевскую метафизику, Фома Аквинский создал теолого-рационалистическое учение

о гармонии разума и веры. В данной работе философ обосновывает свой тезис о том, что вера не должна противоречить разуму.
В работе «Сумма философии» Фома Аквинский отвёл философии вспомогательную роль при доказательстве существования Бога; другой тезис, обоснованный философом в данной работе, состоит в том, что разум и вера объявляются разными путями к истине.
Слайд 24

Пять доказательств бытия Бога 1) Бог – перводвигатель, который все движет,

Пять доказательств бытия Бога

1) Бог – перводвигатель, который все движет, оставаясь

сам недвижимым;
2) Бог – производящая причина, так как цепь причин и следствий не может быть бесконечной и должна быть первая причина, производящая все остальные;
3) среди вещей, которые только возможны (т.е. могут быть, а могут и не быть), есть необходимая сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости; такая необходимость без внешней причины и есть Бог;
4) Бог – высшая ступень совершенства;
5) Бог – высшая целесообразность, предусматривающая цели для всего, что происходит.
Слайд 25

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) Абеляр родился в местечке Пале недалеко от

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)

Абеляр родился в местечке Пале недалеко от

г. Нанта в семье западно-французского рыцаря. Он получил хорошее для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского образования сочетались с глубокими теоретическими знаниями.
Основы науки и философии Абеляр осваивал под руководством известного философа и богослова Росцелина.
Слайд 26

Работы В книге «О божественном единстве и троичности», он доказывал, что

Работы

В книге «О божественном единстве и троичности», он доказывал, что существует

лишь один Бог-отец, а Бог-Сын и Бог-дух – лишь проявления его могущества.
За этот труд на Церковном Соборе Абеляр был осуждён и приговорён к собственноручному сожжению своей книги и ссылке на исправление в аббатство Святого Медарда.