Трансцендентализм как метод

Содержание

Слайд 2

Трансцендентальный подход: ключевые понятия Это такой подход, который интересуется не столько

Трансцендентальный подход: ключевые понятия

Это такой подход, который интересуется не столько самими

вещами, сколько тем, как возможны эти вещи
Трансцендентный – выходящий за пределы познавательной практики, то, что никогда не может быть охвачено исследовательской практикой, описано или объяснено (например, Бог в христианской философии или Истина в скептицизме).
Имманентный в отличие от трансцендентного обозначает пребывание чего-либо в самом себе. 
Априори - знания, предшествующие опыту и независимые от него
Апостериори - знания, получаемые из опыта
«Вещи в себе» - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания
«Вещь для нас» - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания
Слайд 3

Немецкая классика – это плеяда гениев, революционно не похожих не только

Немецкая классика – это плеяда гениев, революционно не похожих не только

друг на друга, но и ни кого бы то ни было в истории философии…

И. Кант (1724-1804)

И.Г. Фихте (1762-1814)

Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854)

Г.В. Ф. Гегель (1170 – 1831)

Л.А. Фейербах (1804-1872)

Слайд 4

И. Кант (1724-1804) – основатель трансцендентального метода Трансцендентальная философия –коперниканский поворот

И. Кант (1724-1804) – основатель трансцендентального метода

Трансцендентальная философия –коперниканский поворот
«…Раньше люди

были склонны думать, что представления сообразуются с предметами, тогда как есть основания предполагать обратное… предметы сообразуются с нашими представлениями… И центр познавательной Вселенной находится не в объекте, а находится внутри субъекта»
«… Я определяю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным а priopi»
Слайд 5

Коперниканский поворот По-Канту, люди сами конструируют познаваемый предмет «Рассудок не черпает

Коперниканский поворот

По-Канту, люди сами конструируют познаваемый предмет
«Рассудок не черпает свои законы

от природы, а предписывает их ей»
«Всё, что может быть дано нашим чувствам (внешним – в пространстве, внутренним – во времени) , мы созерцаем только так, как оно нам является, а не как оно есть само по себе»

Декарт верил, что врождённые идеи адекватны миру (Бог не может обманывать)
Предназначение человека – познание мира

Слайд 6

Трансцендентализм Канта vs Скептицизм Юма «… Юм пробудил меня от догматического

Трансцендентализм Канта vs Скептицизм Юма

«… Юм пробудил меня от догматического сна»

ЗАДАЧА КРИТИКИ разумной способности (определение границ)
Решение этой задачи может обеспечить прочный фундамент нашим исследованиям (либо расширит границы, либо определит)
Избавит нас от постановки задач, принципиально не решаемых.
Начало исследования не предмет, а сама способность познания (соотнесения знания с опытом)
Поиск оснований, не зависящих от опыта (у Юма всё = опыту)
= априорное и апостериорное знание
Что я могу знать априорно?

Программа трансцендентализма
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что есть человек?
(Логика. Пособие к лекциям, 1800)

Слайд 7

Задачи трансцендентальной философии Установление источника человеческого знания Определение объёма и полезного

Задачи трансцендентальной философии

Установление источника человеческого знания
Определение объёма и полезного применения всякого

знания
Выявление границ разума
Слайд 8

Априорное знание Априорное знание есть Как оно возможно? Где границы? Но

Априорное знание

Априорное знание есть
Как оно возможно?
Где границы?
Но проследить, как оно происходит,

мы опоздали (мы всегда внутри опыта)
Мы не можем отношения субъекта и объекта описать с «третьей» позиции (у нас всегда есть позиция)
От чего зависит сам опыт (сама возможность опытного доступа к некоторому содержанию)?
Если я определю условия возможности опыта вообще, то определю, что имеет отношение ко всякому вообще опыту
Слайд 9

Познавательные способности Чувственность и рассудок […] Существует два основных ствола человеческого

Познавательные способности

Чувственность и рассудок
[…] Существует два основных ствола человеческого познания,

вырастающие, быть может, из одного общего, но не известного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.
[… ] Восприимчивость нашей души, [т.е.] способность ее получать представления, поскольку она каким-то образом подвергается воздействию, мы будем называть чувственностью; рассудок же есть способность самостоятельно производить представления, т.е. спонтанность познания. Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, т.е. содержат в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
(Критика чистого разума)
Противостоит ли эмпиризм рационализму в таком контексте?

VS (?)

Слайд 10

Познавательные способности Разум […] мы определяли рассудок как способность давать правила;

Познавательные способности

Разум
[…] мы определяли рассудок как способность давать правила;

здесь мы отличаем разум от рассудка тем, что называем разум способностью давать принципы.
[…] Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по принципам. Следовательно, разум никогда не направлен прямо на опыт или на какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий а priori придать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем то единство, которое может быть осуществлено рассудком.
(Критика чистого разума)
Слайд 11

Априорные условия познания Вещь в себе и вещь для нас Я мыслю (трансцендентальное единство апперцепции)

Априорные условия познания

Вещь в себе и вещь для нас

Я мыслю (трансцендентальное

единство апперцепции)
Слайд 12

Содержание категорий

Содержание категорий

Слайд 13

Идеи чистого разума (категории, расширенные до безусловного)

Идеи чистого разума (категории, расширенные до безусловного)

Слайд 14

Притязания метафизики быть наукой не устойчивы При попытках получить положительное знание

Притязания метафизики быть наукой не устойчивы

При попытках получить положительное знание о

душе, мире как целом, Боге мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями)
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве VS Мир не имеет начала во времени и не ограничен в
Всё сложное состоит из простых частей VS Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей
Существует свободная причинность (не всё по законам природы) VS Нет никакой свободной причинности
К миру принадлежит абсолютно необходимая сущность VS Нет никакой абсолютно необходимой сущности
Слайд 15

Некоторые итоги кантовской критики Наше познание мира ограничено инструментарием, свойственным людям

Некоторые итоги кантовской критики

Наше познание мира ограничено инструментарием, свойственным людям
Этот инструментарий

применим только для предметов возможного опыта (граница опыта – граница познания)
Нам доступны лишь явления (не «сущности»)
«Вещи в себе» не познаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка
Наше познание может принять научную форму
Рассудок устроен так, что всегда устремлён к познанию
Слайд 16

Иллюстрации

Иллюстрации

Слайд 17

Человек подобен компьютерной программе, преобразующей данные (Пивоваров о человеке в философии

Человек подобен компьютерной программе, преобразующей данные (Пивоваров о человеке в философии

Канта)

Слепой художник Нил Хабриссон имплантировал антенны в череп, чтобы слышать цвета.
“Но начиная с 21-го года, вместо того, чтобы видеть цвета, я слышу их. …Я смог иметь любимый цвета, и я стал мечтать в цвете”.

Слайд 18

«А bird in the hand is worth two in the bush.»

«А bird in the hand is worth two in the bush.» 
(Птица

в руке стоит двух в кустах)
«Синица в руках лучше журавля в небе.»
Слайд 19

Трансцендентальный метод – предметное мышление (модельное познание VS агностицизм) Автомобиль для

Трансцендентальный метод – предметное мышление (модельное познание VS агностицизм)

Автомобиль для

электрика не то же самое, что автомобиль для эколога.
Автомобиль для пешехода не то же самое, что автомобиль для водителя
Слайд 20

Трансцендентальный метод в феноменологии Следует отсечь мир сущностей и сосредоточиться на

Трансцендентальный метод в феноменологии

Следует отсечь мир сущностей и сосредоточиться на мире

явлений
Это подлинная и единственно возможная реальность | внешний мир проблематичен и гипотетичен
Феномены – это «сознание о…», то, как дан объект (причём независимо от реальности объекта)
Феноменология позволяет нам сосредоточится на акте психического схватывания (в этом сомневаться нельзя – это подлинная реальность)
Феноменология – описательное знание, не структурированное никакими формами рассудка
Слайд 21

Трансцендентальный метод в феноменологии Феноменология и принцип интенциональности Интенциональность как направленность

Трансцендентальный метод в феноменологии

Феноменология и принцип интенциональности
Интенциональность как направленность (Мысль не

может быть пуста, она всегда о чём-то)
Интенциональность --- принцип десубъективации субъекта (отказ от трансцендентального субъекта «Я мыслю», где мысль не нуждается в реальности)
Интенциональный субъект не существует до объекта
Интенциональность - свойство или характеристика субъекта
Мысль экстатична (направлена вовне себя), а не когитальна (не рефлексивна). Мышление – встреча Субъкта и Объекта
Мышление – это ещё и способность к достраиванию объекта (до некой целостности) и воспринимающего субъкта (до мыслительной полноты)

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Слайд 22

Феноменологическая редукция (Эпохе) Назад к вещам! Психическая редукция – нейтрализация генерального

Феноменологическая редукция (Эпохе) Назад к вещам!

Психическая редукция – нейтрализация генерального тезиса естественной

установки (презумпцию объективного существования мира) Вместо вещей -субъективный опыт, в котором они «являются» (единицы смысла). Мир – кореллят сознания
Эйдетическая редукция - В произвольных вариациях фактических данностей сознания мы усматриваем всеобщие виды ("эйдосы") переживаний и предметностей, соотносимые с регионом сущего. Каждому региону соответствует эйдетическая наука (в идеале «выключение» всех наук и ценностей).
Трансцендентальная редукция - «заключение в скобки» не только того, что подверглось психологической и эйдетической редукции, но и всего душевного и эйдетического. Содержания феноменов моей фактической душевной жизни перестают быть предметом интереса. 
Не следует сравнивать реальные вещи с их отражением в сознании, но следует сравнивать разные способы осознания реальности, реконструировать разнообразные смыслы реального. Феноменологическая редукция означает «сведение» объектов, вещей, «реальностей» к их, так сказать, «мысленным эквивалентам», или феноменам.
Слайд 23

Трансцендентальная феноменология и искусство Для Гуссерля всё «нормальное» искусство миметично, Но

Трансцендентальная феноменология и искусство

Для Гуссерля всё «нормальное» искусство миметично, Но значительное

влияние - на абстрактную живопись.
Творческий потенциал феноменологии был истолкован как понятный для людей искусства лозунг учиться смотреть.
Цель феноменологии — научить(ся) видеть идеи и понять сущность подобного зрения.
Феноменология ставит себе задачей увидеть видение или же предоставить слово чисто созерцательному оку.
Согласно Франсуазе Дастюр, […] упражнять взгляд и научить его строго придерживаться того, что является, не заходя по ту сторону, без трансцендирующего стремления за кулисы вещи-в-себе”.
«На самом деле искусство все стоит под знаком как, и само зачатие художественного творения заключается в том, как художник видит вещи: если он показал их, как увидел, его задача выполнена. Через это художественное как мы узнаем, и что он увидел в мире […] не дело поэта изображать вещи, как они представляются всем; его назначение – показать узренный им одним образ тех же вещей, чтобы дивились им люди, как будто впервые их увидели, и радовались, узнавая родное и ведомое, и сам родной язык в чудесной метаморфозе – в той новой форме, в какой явил их поэт»
Слайд 24

- Коллега, я все понял! В этом и есть смысл точного

- Коллега, я все понял! В этом и есть смысл точного

и правдивого отображения жизни… - Эээ… А это что?
Слайд 25

Феноменология творчества «Нет ничего труднее, чем брать вещи такими, каковы они

Феноменология творчества «Нет ничего труднее, чем брать вещи такими, каковы они суть на

самом деле» (Гёте)

Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, В шляпе И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел, Подпрыгнул И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные Дощечки
И непонятные Крючки!
Д. Хармс

Слайд 26

Неокантианцы и трансцендентальный метод Г. Коген в своём возвращении «Назад к

Неокантианцы и трансцендентальный метод

Г. Коген в своём возвращении «Назад к Канту»

(2 пол. XIX) совершенствует трансцендентальный метод (у Канта – трансцендентальное учение о методе)
Задача – обоснование фактов науки (не только естествознание)
Априорные элементы познающего сознания достаточны для этого обоснования
«априорное» обоснование исключает «вещь в себе»
Не сводится к субъективизму
Устраняет психологизм из науки: логическая структура науки определяет структуру сознания познающего субъекта
Наука – призма для рассмотрения окружающего мира (всякий факт как научный факт)
Звёзды находятся не в небе, а в учебниках по астрономии» (Г. Коген)
Утверждает зависимость субъективных условий познания от фактически достигнутого эмпирическими науками уровня познания

Герман Коген (1842-1918)