Культура России XVII века

Содержание

Слайд 2

Искусство XVII века «Годуновский стиль» «Строгановский стиль» Пророки Аарон и Исайя Симон Ушаков «Спас Нерукотворный»

Искусство XVII века

«Годуновский стиль»

«Строгановский стиль»

Пророки Аарон и Исайя

Симон Ушаков
«Спас Нерукотворный»

Слайд 3

Характерные черты Строгановской школы проработка мелких деталей; гармоничность колорита, построенного на

Характерные черты Строгановской школы

проработка мелких деталей;
гармоничность колорита, построенного на сближенных

тонах;
изящность рисунка;
богатство орнамента;
сияющие и чистые краски;
многофигурные композиции;
пейзажные панорамы.

парсуна Л.К. Нарышкина

Слайд 4

Прокопий Чирин. «Никита Воин» , начало XVII века Истома Савин. «Богоматерь

Прокопий Чирин.
«Никита Воин» , начало XVII века

Истома Савин. «Богоматерь Владимирская», начало

XVII века

Арефьев Степан.
«Не рыдай мене мати», начало XVII в.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Симон Ушаков «Тайная Вечеря», 1685 г. Федор Зубов «Апостольская проповедь», конец XVII века

Симон Ушаков «Тайная Вечеря», 1685 г.

Федор Зубов
«Апостольская проповедь»,
конец XVII

века
Слайд 8

Произведения второй половины XVII века При Симоне Ушакове сформировалась художественная школа,

Произведения второй половины XVII века

При Симоне Ушакове сформировалась художественная школа, ориентировавшаяся

на европейскую живопись с присущими ей в ту эпоху чертами стиля барокко.
Характерные черты:
декоративность в сочетании с попытками реалистического изображения человека – его фигуры и особенно лица. На их иконах, выполненных с соблюдением средневековых канонов, у изображенных святых живые лица со светотеневой трактовкой объема и даже падающими тенями, что было исключено в иконописи предшествующего времени.
Иконописцы: Симоном Ушаковым, Тихоном Филатьевым, Иосифом Владимировым, Федором Зубовым и др.
Слайд 9

«На новых иконах не святые угодники, истощившие свою плоть молитвами и

«На новых иконах не святые угодники, истощившие свою плоть молитвами и

постом, а толстые жизнерадостные немцы, которым для полного сходства не хватает только сабли на поясе»
Слайд 10

Слайд 11

НО! Русская иконопись ни при каких условиях не смогла бы развиться

НО!
Русская иконопись ни при каких условиях не смогла бы развиться в

реалистическую живопись.

Причина - особенности профессиональной подготовки иконописцев, которые являлись скорее ремесленниками, чем художниками.

Не знание законов перспективы, пластической анатомии, техникой классической европейской живописи, не умение рисовать с натуры.

Слайд 12

Слайд 13

«Большая государева книга или Корень российских государей». 1672 год.

«Большая государева книга или Корень российских государей». 1672 год.

Слайд 14

Потребность в реалистической живописи привела к тому, что в Россию начали

Потребность в реалистической живописи привела к тому, что в Россию начали

приезжать европейские художники. В середине 1680-х гг. в Оружейной палате помимо иконописной мастерской, возглавляемой Симоном Ушаковым, существовала еще одна мастерская – живописная. Ее главой был иконописец Иван Безмин. В 1686 г. он был уволен из Оружейной палаты и выслан из Москвы. Его место занял Богдан Салтанов. Он писал масляными красками на холсте и известен как автор нескольких царских портретов.

Богдан Салтанов Парсуна «Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного», вторая половинаXVII века

Слайд 15

В истории русской живописи «парсуной» называется портрет, выполненный в технике иконы.

В истории русской живописи «парсуной» называется портрет, выполненный в технике иконы.

Царь

Федор Иванович.
Парсуна. Конец XVI в.
Слайд 16

Выдающиеся произведениями парсунного письма Портрет архиепископа Афанасия Холмогорского, конец XVII века

Выдающиеся произведениями парсунного письма

Портрет архиепископа Афанасия Холмогорского, конец XVII века

«Князь А.

Б. Репнин». Парсуна. Неизвестный художник второй половины XVII века

Г. Н. Одольский . «Портрет воеводы И.Е. Власова», 1696 год.

Слайд 17

Портрет И. Щепотева Портрет А. Василькова Портрет Ф. И. Веригина

Портрет И. Щепотева

Портрет А. Василькова

Портрет Ф. И. Веригина

Слайд 18

Техника гравюры в России появилась в связи с началом книгопечатания в

Техника гравюры в России появилась в связи с началом книгопечатания в

середине XVI в. Долгое время это были гравюры на дереве, и употреблялись они почти исключительно в печатной книге. В XVII в. помимо гравюры на дереве стала употребляться гравюра на меди
Слайд 19

Вторая половина XVII века – появление гравюры на меди

Вторая половина XVII века – появление гравюры на меди

Слайд 20

Золотая палата Церковная утварь Предметы искусства из эмали

Золотая палата

Церковная утварь

Предметы искусства из эмали

Слайд 21

Полихромные (цветные) изразцы

Полихромные (цветные) изразцы

Слайд 22

Лицевое шитье Плащаница. Нижний Новгород, XVII век

Лицевое шитье

Плащаница. Нижний Новгород, XVII век

Слайд 23

Русское изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII в. выдержано в средневековых традициях.

Русское изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII в. выдержано в средневековых традициях.

Произведения отличаются высоким уровнем исполнения. Только в конце столетия художники начинают открыто ориентироваться на традиции современного им западноевропейского искусства. Средневековые традиции постепенно уходят в прошлое. Так была во многом утрачена традиция русского средневекового искусства, к возрождению которой приступили только в XIX в.
Слайд 24

Проверь себя

Проверь себя

Слайд 25

Определите стиль написания икон «Годуновский стиль «Строгановский стиль

Определите стиль написания икон

«Годуновский стиль

«Строгановский стиль

Слайд 26

Определите стиль написания икон «Годуновский стиль «Строгановский стиль

Определите стиль написания икон

«Годуновский стиль

«Строгановский стиль

Слайд 27

Какой техникой написаны данные иконы?

Какой техникой написаны данные иконы?

Слайд 28

Данные иконы написаны техникой темперной живописи

Данные иконы написаны техникой темперной живописи

Слайд 29

Кто из известнейших религиозных деятелей XVII века высказался о новых иконах,

Кто из известнейших религиозных деятелей XVII века высказался о новых иконах,

что на них изображены не святые угодники, истощившие свою плоть молитвами и постом, а толстые жизнерадостные немцы, которым для полного сходства не хватает только сабли на поясе?
Слайд 30

«На новых иконах не святые угодники, истощившие свою плоть молитвами и

«На новых иконах не святые угодники, истощившие свою плоть молитвами и

постом, а толстые жизнерадостные немцы, которым для полного сходства не хватает только сабли на поясе»

Протопоп Аввакум

Слайд 31

Назовите икону и ее автора

Назовите икону и ее автора

Слайд 32

Симон Ушаков «Тайная Вечеря», 1685 г.

Симон Ушаков «Тайная Вечеря», 1685 г.

Слайд 33

Искусство строгановской школы характеризуется вниманием на _____________________________ деталей, гармоничность _________________, построенного

Искусство строгановской школы характеризуется вниманием на _____________________________ деталей, гармоничность _________________, построенного

на сближенных тонах, изящность рисунка, _______________ орнамента, ____________ и чистые краски, многофигурные ____________, пейзажные панорамы

Дополните текст