Содержание
- 2. СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ Первый этап — раннефеодальный, относится к концу V в. — середине XI
- 3. ЕВРОПА В XII-XIII ВЕКЕ
- 4. ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- 5. ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за
- 6. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА
- 7. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов роскоши, для ведения безбедного
- 8. ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Салическая правда (VI век н.э.) Капитулярий о поместьях (VIII век н.э.) Сумма теологии
- 9. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА (LEX SALICA) Признание верховного права общины на пахотную землю, защита суверенитета общины от покушения
- 10. КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные
- 11. СУММА ТЕОЛОГИИ Автор, Фома Аквинский ратовал за централизацию власти, указывая, что над Вселенной стоит Бог, в
- 12. СУММА ТЕОЛОГИИ частная собственность необходима ради общей пользы, самого дела, личного интереса. Повторяя аргументацию Аристотеля в
- 13. САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО Автор – Эйке фон Репков Содержится критика феодально- крепостнических порядков «бог создал человека по
- 14. МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО принцип, согласно которому «городской воздух делает свободным человека», прожившего один год и один день
- 15. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ выдвигались требования восстановления раннехристианского строя. При этом из «равенства сынов божиих» выводилось «гражданское равенство
- 17. Скачать презентацию
СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ
Первый этап — раннефеодальный, относится к концу V
СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ
Первый этап — раннефеодальный, относится к концу V
Второй этап — пора полного развития феодального строя, его расцвет — относится к середине XI в. — началу XV в. Для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии, усиление роли городов как центров мировой торговли, и соответствующее формирование «городского» права.
Третий этап — позднее средневековье — относится к XV— XVII вв., когда наметились кризис и разложение феодализма, генезис капиталистических общественных отношений. Государственное управление строится преимущественно как абсолютная монархия.
ЕВРОПА В XII-XIII ВЕКЕ
ЕВРОПА В XII-XIII ВЕКЕ
ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу:
ХОЗЯЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу:
Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов
Содержание армии и организация военных походов
Борьба со свободными городами и еретиками
Регламентация ремесленного производства
ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Салическая правда (VI век н.э.)
Капитулярий о поместьях (VIII век
ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Салическая правда (VI век н.э.)
Капитулярий о поместьях (VIII век
Сумма теологии (XIII век н.э.)
Саксонское зерцало (XIII век н.э.)
Магдебургское право (XIII век н.э.)
Средневековые ереси (XIV-XVI вв н.э.)
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
(LEX SALICA)
Признание верховного права общины на пахотную землю, защита суверенитета
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
(LEX SALICA)
Признание верховного права общины на пахотную землю, защита суверенитета
«Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям»
рубка леса разрешалась всем общинникам, если только на деревьях не было пометок, сделанных менее года назад
«Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться»
содержатся законы, охраняющие индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже изгороди», «О различных покражах», «О поджогах», «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту»)
титул «О горсти земли», в соответствии с которым зажиточные родственники могли отказаться от уплаты штрафов за своих бедных сородичей. Титул «О желающем отказаться от родства» допускал возможность выхода из большой семьи.
КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ
владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство
КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ
владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство
предписывалось взимать оброки натурой, создавать запасы, «чтобы не было надобности где-нибудь просить... или занимать», развивать различные виды производства
предписывалось, чтобы каждый управляющий поместьем имел «в своем ведении добрых мастеров: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров, хлебопеков», чтобы мастера готовили себе помощников, приглашая специально для этого в хозяйство учеников. Предусматривалось создание специальных мастерских для изготовления полотна и сукна
«После того как все будет распределено, употреблено на семена и иным путем израсходовано, все, что останется от этого из всего продукта... хранить до нашего (королевского) распоряжения, чтобы оно, согласно приказу нашему, или продавалось, или оставалось в запасе»
СУММА ТЕОЛОГИИ
Автор, Фома Аквинский ратовал за централизацию власти, указывая, что над
СУММА ТЕОЛОГИИ
Автор, Фома Аквинский ратовал за централизацию власти, указывая, что над
Схоластические вопросы: «свойственно ли природе человека владение вещами», «позволяется ли кому-нибудь владеть вещью как собственностью»
осуждал стремление к социальному равенству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное. Он уверял, что «подняться выше своего сословия грешно», так как деление на сословия «установлено Богом». Высшим благом для человека объявлялось «созерцание Бога», а не накопление богатства
Однако физический труд третировался им как «рабское занятие». Аквинат оправдывал социальный паразитизм, защищал феодальную ренту, которая, по его словам, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных»
СУММА ТЕОЛОГИИ
частная собственность необходима ради общей пользы, самого дела, личного интереса.
СУММА ТЕОЛОГИИ
частная собственность необходима ради общей пользы, самого дела, личного интереса.
государство должно быть самообеспеченным и все необходимое получать со своей территории, чтобы не зависеть от купцов
Фома Аквинский высказывался о справедливой цене (justum pretium), так как шла идейная борьба вокруг толкования справедливой цены: горожане понимали под ней эквивалентность обмена, а богословы с помощью нее оправдывали претензии знати на привилегии, утверждая, что цена должна гарантировать людям приличествующее их сословию благосостояние
«Монета — вернейшая мера материальной жизни в торговле и обороте, подобно тому как милостыня — лучшая мера жизни духовной»
торговать с целью получения прибыли «само по себе постыдно», но зато это «дозволяется всем ради приобретения средств к существованию»
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
Автор – Эйке фон Репков
Содержится критика феодально-
крепостнических порядков
«бог создал
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
Автор – Эйке фон Репков
Содержится критика феодально-
крепостнических порядков
«бог создал
подобию и своими страданиями освободил
одного так же, как и другого».
Эйке фон Репков пишет, что он «не
может понять того, что кто-нибудь
должен быть в собственности другого»
«воистину крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право»
МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО
принцип, согласно которому «городской воздух делает свободным человека», прожившего один
МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО
принцип, согласно которому «городской воздух делает свободным человека», прожившего один
центральным пунктом цеховой системы стало «равное участие каждого ее члена в пользовании всеми обеспеченными за цехом привилегиями и доходами»
Магдебургское право предоставляло городу самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей
Регламентация ремесленного производства, управления подмастерьями (система chef d’oeuvre)
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ
выдвигались требования восстановления раннехристианского строя. При этом из «равенства сынов
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ
выдвигались требования восстановления раннехристианского строя. При этом из «равенства сынов
Уравнение дворянства с крестьянами, патрициев и привилегированных горожан с плебеями, отмена барщины, оброков, налогов, привилегий и уничтожение по крайней мере наиболее кричащих имущественных различий
В начале XIII в. популярной в Италии стала ересь катаров (чистых), требовавших возврата к принципам «евангельской бедности». Эта ересь проникла и в города южной Франции, где катары (или альбигойцы) вслед за манихеями, павликанами, богомилами отрицали видимый мир со всеми его богатствами, роскошью, нищетой, страданиями. Он клеймился как порождение дьявола. Движение приобрело столь опасный для церкви характер, что в 1208—1216 гг. папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев, сопровождавшийся жестокими погромами