Содержание

Слайд 2

Как зарождалась культура Руси Культура народа является частью его истории. Ее

Как зарождалась культура Руси

Культура народа является частью его истории. Ее

становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Слайд 3

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской

государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д.
Слайд 4

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как

равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
Слайд 5

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с

влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Слайд 6

Религия Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура,

Религия

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись,

художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Слайд 7

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в

городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Слайд 8

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные

истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историейЭта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.
Слайд 9

Вывод: . Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все

Вывод:

. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно

была единая русская культура X — начала XIII в.
Слайд 10

Письменность, грамотность, школы Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси?

Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она

зародилась на Руси?
Слайд 11

Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В

Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В

1949 г . советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит.
Слайд 12

Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя

Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя

Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
Слайд 13

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь

со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Слайд 14

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси:

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси:

так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».
Слайд 15

Летописи Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания

Летописи

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания

ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.
Слайд 16

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось

не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.
Слайд 17

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения

христианства. Первая летопись, возможно составлена в конце X в.
Слайд 18

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения,

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения,

охватывающие несколько веков русской истории, — существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.
Слайд 19

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он

объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.
Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60—70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.
Слайд 20

Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в.,

Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в.,

охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо.
Слайд 21

Литература Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности,

Литература

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности,

грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
Слайд 22

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах

Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
Слайд 23

Вывод: Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются

Вывод:

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые

церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, Широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
Произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой политической раздробленности страны.
Слайд 24

Архитектура Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в

Архитектура

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная

в камне.
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе. и до настоящей поры
Слайд 25

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.

С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Слайд 26

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание

архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Слайд 27

Искусство Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства

Искусство

Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства

также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.
Слайд 28

Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и

Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и

русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и Животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.
Слайд 29

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи,

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи,

реальность изображения, доступность
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу.
Слайд 30

До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI—XII вв.):

До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI—XII вв.):

кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см . На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см
Слайд 31

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о

полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах — лютне и гуслях.
Слайд 32

Быт народа Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью,

Быт народа

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью,

как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Слайд 33

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь Отсюда шло управление

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь
Отсюда шло управление

княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.
Слайд 34

Слайд 35

Вывод Культура 10-15 века выделялась развитием : Письменности, литературы и книгопечатанья

Вывод

Культура 10-15 века выделялась развитием :
Письменности, литературы и книгопечатанья
Архитектуры
Живописи и

иконописи
Влияние на данные сферы искусства имели различные исторические события ,т.к. Куликовская битва, развитие Византии и т.д.