Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «пророк» (1874г.)

Слайд 2

Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и

Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и

любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю.
Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др.

Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк».
Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой.
Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

Слайд 3

В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить

В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить

их.

В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе».
Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу.
Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания : «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней»; «не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров.
В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.

Слайд 4

Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - "Поэтом можешь

Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - "Поэтом можешь

ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты.
Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка :"Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других".

Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

Слайд 5

Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом

Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом

стихотворении находятся переклички с цитатами «Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», «божьей пищей».
У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать.

Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

Слайд 6

Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина

и Лермонтова.
Слайд 7

Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз,

Художественные средства, используемые Некрасовым.

Повтор:
Оксюморон:
Метафора:
Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4

раза.
Используются краткие страдательные причастия:

«Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Его послал бог Гнева и Печали…»

«Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна..»

«смерть ему любезна»

«видит невозможность»

«служить добру»

«ясна», «любезна» , «бесполезна»