- Главная
- Литература
- Фильм Анджея Вайды Корчак
Содержание
- 2. Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942,
- 3. Родился в Царстве Польском, в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор
- 4. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в
- 5. В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей , которым
- 7. Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти Джин Лифтон (США) сообщает, что Корчак
- 8. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.
- 10. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся,
- 14. Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для
- 16. Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть2. Право ребёнка
- 17. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом «Ох уж
- 18. Право ребёнка на уважение «Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое
- 20. В 1967—1970 годах русский поэт и бард Александр Галич написал одну из своих лучших песенных поэм
- 21. Анджей Витольд Вайда (6 марта 1926, Сувалки — 9 октября 2016, Варшава) — польский режиссёр театра
- 22. «У него были две главные страсти: история и Польша»
- 27. Агнешка Холланд Робби Мюллер
- 28. Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто заявляет, что жертвует собой ради
- 29. Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит еще более устрашающе от того, что
- 32. «Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедриться в еврейскую жизнь, «пробраться» в гетто и показать его
- 33. «Этот человеческий опыт намного глубже актерского» Войцех Пшоняк
- 34. Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам картины про Корчака? Тут
- 35. А что вам говорил Вайда? Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены (такая
- 37. Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польского еврейства — польская трагедия, с которой
- 41. Александр Форд
- 42. Фильмы L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»), телефильм, реж. Клод Кудерк, Франция, 1980, по роману Alain
- 43. Документальный фильм о педагоге-гуманисте Януше Корчаке из цикла "Гении и злодеи". Проект Льва Николаева. Януш Корчак.
- 45. Скачать презентацию
Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля 1878,
Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля 1878,
Родился в Царстве Польском, в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф
Родился в Царстве Польском, в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.
С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом
В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом
В 1903—11 гг. работал в еврейской детской больнице и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне.
В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот»
В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот»
Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти Джин
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая
Он отклонил все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.
Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце
Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце
Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял
Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл три основных. 1. Право
Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл три основных. 1. Право
Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. «Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника — объявление борьбы двух жизней: одна — зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая — новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю».
Признание того, что дети — разные. «Вместо того, чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» .
Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в
Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в
Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой. «…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»
Право ребёнка на уважение «Во мне ещё не сформировалось и не
Право ребёнка на уважение «Во мне ещё не сформировалось и не
Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…»
Педагогика — наука о человеке
В 1967—1970 годах русский поэт и бард Александр Галич написал одну
В 1967—1970 годах русский поэт и бард Александр Галич написал одну
Авторское исполнение предварялось следующим вступлением : «Цикл песен и стихов „Кадиш“ посвящается памяти великого польского писателя, педагога и врача Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками из школы-интерната „Дом Сирот“ в лагере уничтожения „Треблинка“». В поэме дважды (в начале и конце) используется немного изменённая цитата из «Дневника» Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».
Анджей Витольд Вайда (6 марта 1926, Сувалки — 9 октября 2016, Варшава) —
Анджей Витольд Вайда (6 марта 1926, Сувалки — 9 октября 2016, Варшава) —
«У него были две главные страсти: история и Польша»
«У него были две главные страсти: история и Польша»
Агнешка Холланд
Робби Мюллер
Агнешка Холланд
Робби Мюллер
Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто
Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто
И заканчивается сценой, наилучшим образом иллюстрирующий высказанную в начале позицию – Корчак возглавляет отряд еврейский детей, под флагом со звездой Давида, он за руку сопровождает своих воспитанников до «вагона смерти» и снова игнорирует предложение немецких солдат о помиловании.
В своей простоте и непритязательности, любви к детям, глубины и размаха которой не знавала земля, он сменил гневную неприязнь к врагу на тихое покорство. Но до этого страшного момента, герой всяческий сопротивлялся и делал все, чтобы как можно дальше оттянуть неминуемый конец.
Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит еще
Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит еще
В одной из французских газет режиссера обвинили в антисемитизме. По мнению критиков, автор, рассказывая про историю Холокоста в Варшаве, оставил польский народ в стороне, как бы снимая с него всю ответственность за происходящее. «Однако, что мы видим в этом фильме? Жестоких немцев и евреев-коллаборационистов. А где же поляки? Поляк Вайда считает, что события в варшавском гетто – дело немцев и евреев, его соотечественники же здесь ни при чём. (Отрывок из рецензии газеты Le Monde).
«Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедриться в еврейскую жизнь, «пробраться» в гетто
«Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедриться в еврейскую жизнь, «пробраться» в гетто
Актер Войцех Пшоняк, давно к моменту съемок живший во Франции, снимался у Вайды и в «Земле обетованной», и в «Страстной неделе», и оказался идеальным Корчаком.
Фильм снят на черно‑белую пленку, и благодаря вкраплениям хроникальных кадров и поразительному сходству Пшоняка не просто с портретом Корчака, но и с тем образом, который давно сложился у каждого в голове, трудно отделаться от мысли, что перед нами кинематографический документ.
«Этот человеческий опыт намного глубже актерского»
Войцех Пшоняк
«Этот человеческий опыт намного глубже актерского»
Войцех Пшоняк
Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам картины
Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам картины
Тут поднята проблема уничтожения людей, геноцида – мы можем наблюдать это в Камбодже, в преступлениях гитлеровцев, а сейчас почти повсюду. Эта проблема впервые возникла, когда захотели уничтожить целый народ – еврейский. И фильм про Корчака – увеличение, небольшой фрагмент одной из самых больших трагедий в истории человечества. На примере Корчака, известного своими революционными взглядами на воспитание детей, показывается реальная история, поэтому у нас с Вайдой не было никаких дискуссий.
А что было главным для вас в этой работе? Каким вы хотели показать Корчака?
Я думал, принять ли это предложение.
Вы сомневались и не сразу согласились?
Я размышлял, что там можно сыграть. В этом персонаже практически нет ничего, что можно сыграть. Мне неинтересно что-то изображать, поэтому у меня была дилемма. Я получил все, что написано о Корчаке, и, читая, понял, что это не поможет мне понять ситуацию такого человека. Историю невозможно сыграть, сыграть можно только человека. А чтобы максимально к нему приблизиться, нужно его понять. И я начал читать его дневники из гетто. Я закрылся на Корсике и два-три месяца читал только его дневники. И понял, что манера, в которой он пишет, может мне помочь. Я попробовал пойти вместе с ним в газовую камеру. Здесь нет места актерской игре, актерским идеям, это попытка стать им. И это единственный способ показать то, что ты сам не пережил. Несколько лет после выхода фильма я не мог разговаривать с журналистами.
Почему?
Не был в состоянии об этом говорить.
Это самая важная для вас роль, или были роли в кино или театре, которые сильнее на вас действовали?
Все роли разные, и каждая оставляет след. То, что я привнес в роль Корчака, не связано с актерским опытом. Ни у кого, кроме меня, не было случая попытаться стать Корчаком, пережить то, что надо сыграть. Этот человеческий опыт намного глубже актерского.
Довольны ли вы результатом? Тем, как вы пережили эту ситуацию, и фильмом в целом?
Я не считаю, что могу оценивать себя в этой роли. Я дал этой роли столько, сколько мог, но меня, Войцеха Пшоняка, там очень мало, и это меня радует. Меня радует, что передо мной человек, о котором надо было рассказать. Про другие свои работы я иногда говорю: «Да, эту сцену можно было лучше сыграть», а здесь все иначе. Когда я отрастил бороду и надел очки, и меня увидели воспитанники Корчака, они испытали шок, потому что я стал похож на Корчака.
А что вам говорил Вайда?
Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены (такая
А что вам говорил Вайда?
Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены (такая
Заметили ли вы какие-то изменения в себе после этой работы?
Я не играл характер, индивидуальность, то, к чему у меня нет доступа, переживаемое я реконструировал в себе. Самая большая польская трагедия – то, что гитлеровцы истребили евреев. Польша без евреев – уже не Польша. Без польских евреев нет культуры, нет искусства. Польские националисты и фашисты линчуют меня за эти слова, но это правда – позади ведь сотни лет совместной жизни.
Я родился во Львове, поэтому тема эта мне близка. Дед мой был директором и главным химиком ликероводочной фабрики Бачевских во Львове. Эта знаменитая фабрика поставляла продукцию для австро-венгерского императорского двора. Фабрика находилась в еврейском квартале. Друзья и подруги моей мамы были евреями. Мама знала идиш, еврейские молитвы, даже меня немного научила. И когда началась война, она пережила своего рода Холокост, потому что потеряла всех друзей. Помню имя самой близкой ее подруги – Цеся Грудер, она постоянно о ней говорила. Через мать я был связан с еврейским миром, поэтому воспринимаю эту трагедию очень близко. В Польше буквально на каждом шагу есть пустые места, там нет людей, и для меня это личная трагедия. У меня есть друзья, которые были в лагерях. Например, Ричард Горовиц – знаменитый фотограф. Он попал в лагерь мальчиком, у него сохранился номер на руке, выжил он благодаря Шиндлеру.
Я не думал о Корчаке как о роли. У меня было чувство, что я участвую в чем-то, не до конца мне понятном, в том, что было. А тем более, дело касалось детей…
Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польского еврейства — польская трагедия,
Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польского еврейства — польская трагедия,
Никого фильм не выгораживает, мы то и дело спотыкаемся о мелочный бытовой антисемитизм христианских соседей, это постоянный фон. — Я не нанималась стирать жидовское говно, — бросает пану доктору прачка. — Вы правы, — отвечает Корчак, — это дело родителей. Но поскольку родителей нет, а я директор дома сирот, стирать буду я.
Вайде стыдно за них, он снимает кино, чтобы стыдно стало всем. Пытается рассказать правду, спеть оду герою — первый в своей стране. Именно первый — в кино, несмотря на то, что еще в 1975‑м появилась картина «Вы свободны, доктор Корчак» польского режиссера Александра Форда, но снята она была в Германии — будучи евреем, Форд уехал из страны в период антисемитских гонений в 1960‑х. А «Корчак» вышел именно в Польше, где в 1989‑м настали новые времена, прошли первые свободные выборы, в которых Вайда участвовал и победил, войдя в сейм.
Но не было для Анджея Вайды дела важнее кино. И не существовало на тот момент героя важнее Корчака. Он говорил: «…Я полностью вложился в этот фильм, отдал доктору Корчаку все свои таланты и умения».
Александр Форд
Александр Форд
Фильмы
L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»), телефильм, реж. Клод Кудерк, Франция,
Фильмы
L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»), телефильм, реж. Клод Кудерк, Франция,
«Януш Корчак» , режиссёр С. Винокур, сценарий—Авраам Коэн. Израиль. 2004.
Документальный фильм о педагоге-гуманисте Януше Корчаке из цикла "Гении и злодеи".
Документальный фильм о педагоге-гуманисте Януше Корчаке из цикла "Гении и злодеи".
Януш Корчак. Долгий путь к себе