Презентация по теме «Грани жизни и творчества Николая Заболоцкого» ученицы 11 «Л» класса Арефьевой Марии.

Содержание

Слайд 2

При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений

При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений

общим тиражом немногим более 40 тысяч экземпляров: "Столбцы" (1929), "Вторая книга" (1937), "Стихотворения" (1948), "Стихотворения" (1957). Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой ("Кажется, ни над одним советским поэтом критика не издевалась так, как надо мной", - с горечью заметит впоследствии поэт), выбитый из литературы в ГУЛАГ во второй половине 30-х годов, он вошел в литературу 50-х годов как большой мастер поэзии и с тех пор остается одним из самых читаемых поэтов.
Слайд 3

После книги "Столбцы" с ее язвительным, гротескным жизнеописанием мещанской среды, с

После книги "Столбцы" с ее язвительным, гротескным жизнеописанием мещанской среды, с

ее рискованными экспериментами и преувеличением опасностей НЭПа, после поэмы "Торжество земледелия" (1929-30), в которой Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти "против течения", показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм "Безумный волк" (1931) и "Деревья" (1933) начинается этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.
Слайд 4

Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он к

Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он к

медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это "разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.
Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы (а не его стихи 30-х годов о Кирове, челюскинцах, Седове, Мичурине) навсегда остались в поэтическом активе поэта.
Слайд 5

Неслучайно также и то, что "Заметкам о поэзии Николая Заболоцкого" (в

Неслучайно также и то, что "Заметкам о поэзии Николая Заболоцкого" (в

кн. "Становление таланта", 1972) В.Огнев предпослал строки великого грузинского поэта:
Теперь он понял мир природы, Ее живые голоса. И с ним беседовали воды, И говорили с ним леса.
Слайд 6

Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул

Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул

необычное предположение: человек - часть природы, а природа - бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы ("Он продолжал отрицать смерть - в обычном понимании этого слова - до конца своих дней", - вспоминает Николай Чуковский1):
Слайд 7

И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели

И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели у

воды. И встретил камень я. Был камень неподвижен, И проступал в нем лик Сковороды. ("Вчера о смерти размышляя" - 1936) Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит. ("Метаморфозы" - 1937).
Слайд 8

В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское, "тютчевское" начало ощутимо

В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское, "тютчевское" начало ощутимо

вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом. Поэта все больше тянет к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"
"Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани в 1957 году, имея в виду такие стихотворения, как "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" с ее потрясающим афористическим финалом:
Слайд 9

А если это так, то что есть красота И почему ее

А если это так, то что есть красота И почему ее

обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд 10

В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного

В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного

стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.
Вы, должно быть, слышали песню с такими словами:
Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
Слайд 11

В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных

В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных

зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно значителен вклад Заболоцкого в приобщение русского читателя к богатствам грузинской поэзии, оказавшей на оригинальные стихи переводчика несомненное влияние.
Слайд 12

Заболоцкий был великим тружеником: "Николай Алексеевич работал с утра до вечера,

Заболоцкий был великим тружеником: "Николай Алексеевич работал с утра до вечера,

от зари и до зари" (Б.Слуцкий).
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Эти строки писал смертельно больной человек.