Сказка Коняга М. Е. СалтыковА - Щедрина

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН 1826 - 1889

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН 1826 - 1889

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПЕРВЫЕ ПОВЕСТИ САЛТЫКОВА "ПРОТИВОРЕЧИЯ" (1847), "ЗАПУТАННОЕ ДЕЛО" (1848) СВОЕЙ

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

ПЕРВЫЕ ПОВЕСТИ САЛТЫКОВА "ПРОТИВОРЕЧИЯ" (1847), "ЗАПУТАННОЕ ДЕЛО" (1848) СВОЕЙ

ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ ОБРАТИЛИ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ВЛАСТЕЙ, НАПУГАННЫХ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ 1848. ПИСАТЕЛЬ БЫЛ ВЫСЛАН В ВЯТКУ ЗА "...ВРЕДНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ И ПАГУБНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕЙ, ПРОТРЯСШИХ УЖЕ ВСЮ ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ...".
Слайд 8

В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ ЖИВЕТ В ВЯТКЕ, ГДЕ В 1850 БЫЛ

В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ ЖИВЕТ В ВЯТКЕ, ГДЕ В 1850

БЫЛ НАЗНАЧЕН НА ДОЛЖНОСТЬ СОВЕТНИКА В ГУБЕРНСКОМ ПРАВЛЕНИИ.
В ЭТО ВРЕМЯ ЖЕНИТСЯ НА 17-ЛЕТНЕЙ ДОЧЕРИ ВЯТСКОГО ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА, Е. БОЛТИНОЙ.
В 1858 - 62 СЛУЖИЛ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОМ В РЯЗАНИ, ЗАТЕМ В ТВЕРИ. ВСЕГДА СТРЕМИЛСЯ ОКРУЖАТЬ СЕБЯ НА МЕСТЕ СВОЕЙ СЛУЖБЫ ЛЮДЬМИ ЧЕСТНЫМИ, МОЛОДЫМИ И ОБРАЗОВАННЫМИ, УВОЛЬНЯЯ ВЗЯТОЧНИКОВ И ВОРОВ.
В 1862 ВЫХОДИТ В ОТСТАВКУ, ПЕРЕЕЗЖАЕТ В ПЕТЕРБУРГ И ПО ПРИГЛАШЕНИЮ НЕКРАСОВА ВХОДИТ В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА "СОВРЕМЕННИК"
Слайд 9

В 1869 - 70 ПИШЕТ "ИСТОРИЮ ОДНОГО ГОРОДА", ВЕРШИНУ СВОЕГО САТИРИЧЕСКОГО

В 1869 - 70 ПИШЕТ "ИСТОРИЮ ОДНОГО ГОРОДА", ВЕРШИНУ СВОЕГО

САТИРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
В 1875 - 76 ЛЕЧИЛСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОСЕЩАЛ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. В ПАРИЖЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ТУРГЕНЕВЫМ, ФЛОБЕРОМ, ЗОЛЯ.
В 1880-Е САТИРА САЛТЫКОВА ДОСТИГАЕТ КУЛЬМИНАЦИИ В СВОЕМ ГНЕВЕ И ГРОТЕСКЕ: "СОВРЕМЕННЫЕ ИДИЛЛИИ" (1877 - 83); "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" (1880); "ПОШЕХОНСКИЕ РАССКАЗЫ" (1883 - 84).
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ СОЗДАЛ СВОИ ШЕДЕВРЫ: "СКАЗКИ" (1882 - 86); "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" (1886 - 87); "ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА" (1887 - 89). ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО СМЕРТИ ОН НАПИСАЛ ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ "ЗАБЫТЫЕ СЛОВА", ГДЕ ХОТЕЛ НАПОМНИТЬ "ПЕСТРЫМ ЛЮДЯМ" 1880-Х ОБ УТРАЧЕННЫХ ИМИ СЛОВАХ: "СОВЕСТЬ, ОТЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ...ДРУГИЕ ТАМ ЕЩЕ...".
УМЕР М. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 28 АПРЕЛЯ (10 МАЯ Н.С.) 1889 В ПЕТЕРБУРГЕ.
Слайд 10

ПИСАТЕЛЬ ПО СУЩЕСТВУ СОЗДАЛ НОВЫЙ ЖАНР — ПОЛИТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ЖИЗНЬ РУССКОГО

ПИСАТЕЛЬ ПО СУЩЕСТВУ СОЗДАЛ НОВЫЙ ЖАНР — ПОЛИТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ

ЖИЗНЬ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ЗАПЕЧАТЛЕЛАСЬ В БОГАТЕЙШЕЙ ГАЛЕРЕЕ ПЕРСОНАЖЕЙ.
ЩЕДРИН ПОКАЗАЛ ВСЮ СОЦИАЛЬНУЮ АНАТОМИЮ, КОСНУЛСЯ ВСЕХ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ И СЛОЕВ ОБЩЕСТВА: ДВОРЯНСТВА, БУРЖУАЗИИ, БЮРОКРАТИИ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
Слайд 11

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «КОНЯГА» (ИЗ ПРИМЕЧАНИЙ К СКАЗКЕ)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «КОНЯГА» (ИЗ ПРИМЕЧАНИЙ К СКАЗКЕ)

СКАЗКА

«КОНЯГА» НАПИСАНА М. Е. САЛТЫКОВЫМ-ЩЕДРИНЫМ В 1885 ГОДУ И В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНА В «РУССКИХ ВЕДОМОСТЯХ» (13 МАРТА, № 70) ВМЕСТЕ СО СКАЗКОЙ "КИСЕЛЬ" ПОД РУБРИКОЙ "ДВЕ СКАЗКИ". ПОДПИСЬ: Н. ЩЕДРИН. АВТОГРАФЫ И КОРРЕКТУРЫ НЕ СОХРАНИЛИСЬ
СКАЗКА "КОНЯГА" – ПРОИЗВЕДЕНИЕ О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ. ПЕРВАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ, ЧАСТЬ СКАЗКИ – ЛИРИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ АВТОРА, ИСПОЛНЕННЫЙ БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ К НАРОДУ, МУЧИТЕЛЬНОЙ СКОРБИ ПО ПОВОДУ ЕГО РАБСКОГО СОСТОЯНИЯ И ТРЕВОЖНЫХ РАЗДУМИЙ О ЕГО БУДУЩЕМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ СКАЗКИ – ГНЕВНАЯ САТИРА НА ИДЕОЛОГОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА. В ОБРАЗАХ ЧЕТЫРЕХ ПУСТОПЛЯСОВ, ВОСХИЩАЮЩИХСЯ ВЫНОСЛИВОСТЬЮ КОНЯГИ, САТИРИК ВЫСМЕЯЛ ЛИБЕРАЛОВ, СЛАВЯНОФИЛОВ, ЛИБЕРАЛЬНЫХ НАРОДНИКОВ И БУРЖУАЗИЮ, КОТОРЫЕ КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ ПЫТАЛИСЬ РАЗНЫМИ ФАЛЬШИВЫМИ ТЕОРИЯМИ ОПРАВДАТЬ, УВЕКОВЕЧИТЬ, И ДАЖЕ ОПОЭТИЗИРОВАТЬ ПОДНЕВОЛЬНУЮ СУДЬБУ КРЕСТЬЯНСТВА.
Слайд 12

ТЕМА О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ В СКАЗКАХ

ТЕМА О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

В СКАЗКАХ ЩЕДРИНА, КАК

И ВО ВСЕМ ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ, ПРОТИВОСТОЯТ ДВЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ:
ТРУДОВОЙ НАРОД И ЕГО ЭКСПЛУАТАТОРЫ. НАРОД ВЫСТУПАЕТ ПОД МАСКАМИ ДОБРЫХ И БЕЗЗАЩИТНЫХ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ (А ЧАСТО И БЕЗ МАСКИ, ПОД ИМЕНЕМ "МУЖИК"),
ЭКСПЛУАТАТОРЫ – В ОБРАЗАХ ХИЩНИКОВ.
Слайд 13

ИДЕЯ СКАЗКИ "КОНЯГА" ОБРАЗЫ ЧЕТЫРЕХ ПУСТОПЛЯСОВ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФАЛЬШИВОГО БУРЖУАЗНОГО НАРОДОЛЮБИЯ,

ИДЕЯ СКАЗКИ "КОНЯГА"

ОБРАЗЫ ЧЕТЫРЕХ ПУСТОПЛЯСОВ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФАЛЬШИВОГО БУРЖУАЗНОГО НАРОДОЛЮБИЯ,

КОТОРЫЕ ЗАИГРЫВАЛИ С НАРОДОМ, НО БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УВЕКОВЕЧЕНИИ РАБСТВА. И СМЫСЛ БАРСКОГО НАРОДОЛЮБИЯ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ СКАЗКИ: «УПИРАЙСЯ, КОНЯГА!... Н-НО, КАТОРЖНЫЙ, Н-НО!

- ГНЕВНАЯ САТИРА НА ИДЕОЛОГОВ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА, КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОПРАВДАТЬ ПОДНЕВОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЯГИ

Слайд 14

АНАЛИЗ СКАЗКИ СКАЗКА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «КОНЯГА» ОПИСЫВАЕТ БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В

АНАЛИЗ СКАЗКИ

СКАЗКА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «КОНЯГА» ОПИСЫВАЕТ БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В ЦАРСКОЙ

РОССИИ. ОБРАЗ ЗАМУЧЕННОЙ ЛОШАДИ ЯВЛЯЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ СИМВОЛОМ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. К НЕМУ ОБРАЩАЛСЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». В СКАЗКЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ОБРАЗ КОНЯГИ СИМВОЛИЗИРУЕТ СТОИЦИЗМ УГНЕТЕННОГО САМОДЕРЖАВИЕМ НАРОДА. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН НЕ ЖАЛЕЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭТОГО ЖАЛКОГО, УРОДЛИВОГО ОБРАЗА. ПРИ ПОМОЩИ РЯДА ЭПИТЕТОВ («ЗАМУЧЕННЫЙ», «ПОБИТЫЙ», «УЗКОГРУДЫЙ»), КРАСНОРЕЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ («ВЕРХНЯЯ ГУБА ОТВИСЛА, КАК БЛИН») ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЕМ ВОЗНИКАЕТ НЕОБЫКНОВЕННО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЗАМУЧЕННОЙ КЛЯЧИ С ХУДЫМИ РЕБРАМИ, РАЗБИТЫМИ НОГАМИ.
Слайд 15

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КОНЯГА ДАЖЕ НЕ МОЖЕТ ОТДОХНУТЬ. У НЕГО ОСОБОЕ

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КОНЯГА ДАЖЕ НЕ МОЖЕТ ОТДОХНУТЬ. У НЕГО ОСОБОЕ

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: «ДЛЯ ВСЕХ ПРИРОДА — МАТЬ, ДЛЯ НЕГО ОДНОГО ОНА — БИЧ И ИСТЯЗАНИЕ. ВСЯКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЕ ЖИЗНИ ОТРАЖАЕТСЯ НА НЕМ МУЧИТЕЛЬСТВОМ. ВСЯКОЕ ЦВЕТЕНИЕ — ОТРАВОЮ».

Голову Коняга держит понуро;
грива на шее у него свалялась;
из глаз и ноздрей сочится слизь;
верхняя губа отвисла, как блин.

Немного на такой животине наработаешь, а работать надо.

Слайд 16

Слайд 17

ВОЗНИКАЕТ НЕРАЗРЕШИМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: ЖИЗНЬ ОБОРАЧИВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ. ЦВЕТУЩЕЕ ПОЛЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БЕЗЖИЗНЕННОЕ,

ВОЗНИКАЕТ НЕРАЗРЕШИМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: ЖИЗНЬ ОБОРАЧИВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ. ЦВЕТУЩЕЕ ПОЛЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БЕЗЖИЗНЕННОЕ,

ПОКРЫТОЕ БЕЛЫМ САВАНОМ. КОНЯГЕ ЖЕ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНО — ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ ТРУД:

«РАБОТОЙ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ ВЕСЬ СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ; ДЛЯ НЕГО ОН ЗАЧАТ И РОЖДЕН, И ВНЕ ЕЕ ОН НЕ ТОЛЬКО НИКОМУ НЕ НУЖЕН, НО, КАК ГОВОРЯТ РАСЧЕТЛИВЫЕ ХОЗЯЕВА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ УЩЕРБ. ВСЯ ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ, НАПРАВЛЕНА ЕДИНСТВЕННО К ТОМУ, ЧТОБЫ НЕ ДАТЬ ЗАМЕРЕТЬ В НЕМ ТОЙ МУСКУЛИСТОЙ СИЛЕ, КОТОРАЯ ИСТОЧАЕТ ИЗ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА».

Слайд 18

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ПОКАЗАНО В СКАЗКЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРИТЧИ О КОНЯГЕ И

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ПОКАЗАНО В СКАЗКЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРИТЧИ О КОНЯГЕ И

ПУСТОПЛЯСЕ, В КОТОРОЙ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О СЧАСТЛИВОМ БРАТЕ КОНЯГИ.

Пустопяса определили в теплое стойло и мяконькой соломки постелили.

А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Слайд 19

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами.

Один из них видит в его работе здравый смысл, другой — дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен. Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Но но, каторжный, шевелись!». Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка «Дело мастера боится» еще сильнее подчеркивает его сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков-Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение русского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писатель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального неравенства.
Слайд 20