Презентация РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ

Содержание

Слайд 2

Алимпий (? - 1114) Киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI

Алимпий (? - 1114)

Киевский мозаичист, иконописец и ювелир

конца XI века, ученик греческих мастеров. По свидетельству современников, «добро извык хытрости (мастерства) церковной, иконы писать хитр бе зело».

*

Слайд 3

Согласно легендам из «Слова о первом русском иконописце Алимпие» («Киево-Печерский патерик»)

Согласно легендам из «Слова о первом русском иконописце Алимпие» («Киево-Печерский

патерик») , многие произведения Алимпия были созданы при участии божественного промысла.
Слайд 4

Уже перед смертью, из-за физической немощи, Алимпий не мог исполнить заказ.

Уже перед смертью, из-за физической немощи, Алимпий не мог исполнить

заказ. Тогда к нему явился ангел и «в 3 часы икону написа». Алимпий же воспринял помощь свыше, как должное: «Добре сътворил еси. Богъ поможетъ тобе зело хытро написати сию икону, и ее съделалъ ю есть».
Слайд 5

Достоверные произведения Алимпия не сохранились. Известно, что будучи иноком Киево-Печерского монастыря,

Достоверные произведения Алимпия не сохранились. Известно, что будучи иноком Киево-Печерского

монастыря, Алимпий принимал участие в росписи его Успенской церкви, разрушенной фашистами в 1941 г.
Слайд 6

Собор Успения Божьей матери до восстановления Успенская церковь. Ноябрь 1941 года.

Собор Успения Божьей матери до восстановления

Успенская церковь. Ноябрь 1941 года.

Слайд 7

Феофан Грек (ок. 1337- п. 1405) Феофан, "родом грек, книги изограф

Феофан Грек (ок. 1337- п. 1405)

Феофан, "родом грек, книги изограф

нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле, где он прожил более тридцати лет.
Слайд 8

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378

г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Слайд 9

Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными, полными всезнания глазами смотрит

Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными, полными всезнания глазами

смотрит он сверху на верующих справедливым судией. Он грозен, но милостлив. Об этом свидетельствует надпись, которую Феофан начертал вокруг Христа: «С небе призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников».

Спас Пантократор.
Роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Слайд 10

Андрей Рублев (ок. 1370 – ок. 1430) Сведения о Рублеве весьма

Андрей Рублев (ок. 1370 – ок. 1430)

Сведения о Рублеве

весьма скудны. В «Житии Сергия Радонежского» о нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне...». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным».
Слайд 11

Впервые имя Рублева упоминается в летописи под 1405 г., когда он

Впервые имя Рублева упоминается в летописи под 1405 г., когда

он вместе с «Феофаном иконником гречином» и «Прохором старцем с Городца», «начаша подписывати» Благовещенский собор Московского Кремля.
Слайд 12

Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с росписи

Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с

росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич.
Слайд 13

Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю его

Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю

его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля.
Слайд 14

Слайд 15

В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире

  В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор

во Владимире
Слайд 16

АндрейРублев Успенский собор во Владимире

АндрейРублев
Успенский собор во Владимире

Слайд 17

Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Центральную икону

Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Центральную

икону успенского иконостаса — «Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев.
Слайд 18

Андрей и его друг Даниил умерли в 1427 г. от «морового

Андрей и его друг Даниил умерли в 1427 г. от

«морового поветрия» и погребены в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева.
Слайд 19

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати

образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». И в 1411 г., в расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу» (ГТГ).
Слайд 20

Образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком ее

Образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком

ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира сего».
Слайд 21

Дионисий (ок. 1440 - до 1508) Первый из серьезных заказов Дионисий

Дионисий (ок. 1440 - до 1508)

Первый из серьезных заказов Дионисий

получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
Слайд 22

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя

  В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с

тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса).
Слайд 23

Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия.

Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя

Дионисия. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
Слайд 24

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора

Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Слайд 25

Ушаков Симон Федорович (1626-1686) Усердие и талант привели Ушакова в Оружейную

Ушаков Симон Федорович (1626-1686)

Усердие и талант привели Ушакова в Оружейную

палату Кремля, где к тому времени собрались изографы со всех концов России. В Оружейной палате он трудился более двадцати лет. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей.
Слайд 26

Ветхозаветная Троица 1671 г.

Ветхозаветная Троица
1671 г.

Слайд 27

Спас Нерукотворный 1673 г

Спас Нерукотворный
1673 г

Слайд 28

Владимирская икона Богоматери 1668г

Владимирская икона Богоматери
1668г

Слайд 29

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна. Ок. 1630г

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
Ок. 1630г