- Главная
- Обществознание
- Родовые понятия и методологические основания социологии Эмиля Дюркгейма в цитатах
Содержание
- 2. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru 1. Необходимо самостоятельно познакомится с текстом Э.Дюркгейма
- 3. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru Структурно-функциональный подход “Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа
- 4. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru «Тип самоубийства, социальные причины самоубийств» Прослеживая связь
- 5. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru Понятие «социальная группа» «Но для того, чтобы
- 6. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru Понятие «коллективное сознание» Таким путем образуется новое
- 7. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru Понятие «социальный факт» “…социальные факты должны рассматриваться
- 8. фото фото фото Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru Понятие «аномия» «Если промышленный и финансовый кризисы
- 10. Скачать презентацию
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
1. Необходимо самостоятельно познакомится с текстом
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
1. Необходимо самостоятельно познакомится с текстом
2. Ориентируясь на предложенные в шаблоне презентации базовые понятия и методологические подходы Дюркгейма подобрать подходящие к ним цитаты из данного текста. Допускается, когда в цитате дается описание понятия, читателю понятно, о каком понятии или явлении идет речь, но само понятие в цитате не встречается.
3. Каждая цитата должна имеет подпись с информацией об источник с полным библиографическим описанием вплоть до страницы.
4. Объем.
1 цитата для описания 1 понятия
Цитата не должна превышать 1200 слов (с пробелами).
5. Для создания презентации использовать данный шаблон. Название файла презентации должно начинаться с вашей фамилии. Готовую презентацию прикрепляем в комментарии к теме «Дюркгейм_презентации 2016» в группе курса. Дедлайн – 21 февраля (включительно).
Задачи и требования к работе
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Структурно-функциональный подход
“Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Структурно-функциональный подход
“Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа
Гофман. А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. -М.: Книжный дом «Университет», 2001. – стр. 17
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
«Тип самоубийства, социальные причины самоубийств»
Прослеживая
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
«Тип самоубийства, социальные причины самоубийств»
Прослеживая
Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне ее самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия. (1)
Поэтому аномия является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств; это одно из тех веяний, которыми определяется ежегодная сумма самоубийств. Следовательно, можно сказать, что мы имеем сейчас дело с новым, отличным от всех других типом самоубийства. Разница заключается в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое — вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. Принимая во внимание его происхождение, мы дадим этому последнему виду самоубийства название аномичного. (2)
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. – Стр. 14
(2) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. – Стр. 130
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «социальная группа»
«Но для того, чтобы
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «социальная группа»
«Но для того, чтобы
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. – Стр. 200
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «коллективное сознание»
Таким путем образуется новое
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «коллективное сознание»
Таким путем образуется новое
своего сходства, затем сливаются вместе и образуют равнодействующую, которая всех их поглощает в себе и в то же время отличается от каждого из них в отдельности. Конечно, допустимо всякое словоупотребление. Но нельзя не признать, что в данном случае оно было бы в особенности произвольным и могло бы стать только источником путаницы, ибо здесь слово совершенно лишается своего обычного значения. Вместо «подражания» тут было бы уместнее говорить о «созидании» ввиду того, что при данном сочетании сил получается нечто новое. Для нашего интеллекта это единственный способ что-либо создать.
Могут на это возразить, что подобное творчество ограничивается только тем, что увеличивает интенсивность начального состояния нашего сознания. Но во-первых, всякое количественное изменение есть все же внесение чего-то нового; а во-вторых, количество вещей не может изменяться без того, чтобы от этого не переменилось и их качество; какое-либо чувство, становясь вдвое или втрое сильнее, совершенно изменяет свою природу. Ведь та сила, с которой собравшиеся вместе люди взаимно влияют друг на друга, может зачастую превратить безобидных граждан в отвратительное чудовище. Поистине странное «подражание», раз оно производит подобного рода превращение! Если в науке пользуются такой неточной терминологией для обозначения этого явления, то это происходит, без сомнения, потому, что исходят из смутного представления, будто каждое индивидуальное чувство есть как бы копия чувств другого человека. Но на самом деле не существует ни образцов, ни копий. Мы имеем здесь слияние, проникновение некоторого числа состояний данного сознания в глубь другого, отличающегося от них; это будет новое коллективное
состояние сознания.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. – Стр. 51
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «социальный факт»
“…социальные факты должны рассматриваться
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «социальный факт»
“…социальные факты должны рассматриваться
Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее, как то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, Последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким…
Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. А присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним. Его можно определить также и по распространению его внутри группы, если только, в соответствии с предыдущими замечаниями будет прибавлено в качестве второго основного признака, что он существует независимо от индивидуальных форм, принимаемых им при распространении. В иных случаях этот последний критерий даже легче применить, чем первый. Действительно, принуждение легко констатировать, когда оно выражается какой-нибудь прямой реакцией общества, как это бывает в праве, в этике, в верованиях, в обычаях, даже в людях. Но когда оно лишь косвенное, — что имеет место, например, в экономической организации, — оно не так легко заметно. Тогда бывает легче установить всеобщность вместе с объективностью.
К тому же это второе определение есть лишь другая форма первого: так как если способ поведения, существующий вне индивидуальных сознаний, является общим, то он может стать таким лишь с помощью принуждения.”
Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— стр. 8, 36-37.
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «аномия»
«Если промышленный и финансовый кризисы
фото
фото
фото
Лицей НИУ ВШЭ, Москва, 2015 www.school.hse.ru
Понятие «аномия»
«Если промышленный и финансовый кризисы
В момент общественной дезорганизации – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований общество оказывается временно не способным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили выше. И действительно, в момент экономических бедствий мы можем наблюдать, как разразившийся кризис влечет за собой известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается отброшенным в разряд низших социальных категорий. Многие принуждены урезать свои требования, сократить свои привычки и вообще приучиться себя сдерживать. По отношению к этим людям вся работа, все плоды социального воздействия пропадают, таким образом, даром, и их моральное воспитание должно начаться сызнова. Само собой разумеется, что общество не в состоянии единым махом приучить этих людей к новой жизни, к добавочному самоограничению.
Но то же самое происходит в том случае, если социальный кризис имеет своим следствием внезапное увеличение общего благосостояния и богатства. Здесь опять-таки меняются условия жизни, и та шкала, которою определялись потребности людей, оказывается устаревшей; она передвигается вместе с возрастанием общественного богатства, поскольку она определяет в общем и целом долю каждой категории производителей. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться.
Общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактом, что страсти менее всего согласны подчиниться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».(1)
«Важное значение для развития социологического знания имело понятие аномии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились».(2)
(1) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994. – Стр. 121-128
(2) Гофман.А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-еизд.- М.: Книжный дом «Университет», 2001. – Стр. 14