Русская религиозная философия (Н.А.Бердяев)

Содержание

Слайд 2

Содержание Общая характеристика Славянофилы и западники Н.А.Бердяев

Содержание

Общая характеристика
Славянофилы и западники
Н.А.Бердяев

Слайд 3

Общая характеристика Религиозный антропологизм Морально-нравственная проблематика Преобладание «софийного» начала над «логическим»

Общая характеристика

Религиозный антропологизм
Морально-нравственная проблематика
Преобладание «софийного» начала над «логическим»
Критическое осмысление западных культурных

ценностей (рационализма, либерализма, индивидуализма и пр.)
Поиск «русской идеи»
Синтетичность
Слайд 4

Славянофилы А.Хомяков, И. Киреевский К.Аксаков, Ю. Самарин и др. Россия не

Славянофилы

А.Хомяков, И. Киреевский К.Аксаков, Ю. Самарин и др.
Россия не «отсталая», она

«иная»
Самобытность, мессианство, панславизм
Отличительные черты русской культуры:
Православие
Соборность
Духовная цельность
Близость к земле
Слайд 5

Западники П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев К.Кавелин и др. «Догадал же меня

Западники

П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев К.Кавелин и др.
«Догадал же меня чорт родиться

в России с умом и талантом» (А.С.Пушкин)
У России (до Петра) не было истории, она может дать миру только отрицательный урок:
– Лень – Невежество
– Произвол – Безответственность
Россия должна многому научиться у Европы: разумности, терпимости, целеустремленности
Любить Россию – значит желать ей прогресса, ориентировать ее на общечелвеч. ценности
Слайд 6

Н.А.Бердяев (1874-1948) Родился в Киевской губ., учился в университете В 1898

Н.А.Бердяев (1874-1948)

Родился в Киевской губ., учился в университете
В 1898 арестован как

социалист
Увлекался марксизмом, потом метафизикой Соловьева и романами Достоевского
Перешел на позиции религиозного экзистенциализма
В 1922 г. выслан из России
Жил в Берлине, Париже
Основал журнал «Путь»
Слайд 7

«Смысл истории» История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между

«Смысл истории»

История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом

и Ео другим Я, которое он любит и для которого он жаждет взаимной любви
«В истории действуют три силы – Бог, рок и свобода человека»
Три вида свободы:
Иррациональная (воля к ничто)
Рациональная (воля к бытию)
Творческая (воля к созиданию)
Слайд 8

Свобода Свобода не создается Богом, она уже коренится в божественном Ничто

Свобода

Свобода не создается Богом, она уже коренится в божественном Ничто (Ungrund)
Действия

человека абсолютно свободны, неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть
Бог лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром
Даже присутствие Бога не разрешает духовную проблему человека: тайну смерти, вечности, любви, познания и творчества
Слайд 9

Человек и Бог Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное –

Человек и Бог

Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное – но

именно потому способное творить
«Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу»
Христианство открыло, что «Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог»
Слайд 10

«Философия творчества» «Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу» «В творческом

«Философия творчества»

«Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу»
«В творческом акте

человек выходит из себя, перестает быть поглощенным собой и терзать себя»
Но если человек творит без любви и без боли, то каким бы активным он ни казался, его действия уже скованы
В процессе такого творчества живой акт свободы объективируется, т.е. превращается в мертвый продукт
Слайд 11

«Ложные центры» человеческого бытия Социализм Гуманизм Рационализм Теория прогресса Культ техники

«Ложные центры» человеческого бытия

Социализм
Гуманизм
Рационализм
Теория прогресса
Культ техники
Коллективизм
Либерализм
Атеизм
Дегуманизация
Обезличивание
Отчуждение
Одиночество