Классический период античной философии

Содержание

Слайд 2

Софисты и Сократ Софисты сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и

Софисты и Сократ

Софисты сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса

на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой.
Слайд 3

Софисты и Сократ К наиболее известным старшим софистам (2-я половина 5

Софисты и Сократ

К наиболее известным старшим софистам (2-я половина 5 в.

до н. э.) относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.
К наиболее известным младшим софистам (1-я половиня 4 в. до н. э.) относятся Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах.
Слайд 4

Софисты и Сократ Наиболее известным среди софистов был Протагор, родившийся в

Софисты и Сократ

Наиболее известным среди софистов был Протагор, родившийся в Абдерах

между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э.
Слайд 5

Софисты и Сократ Базовое положение Протагора гласит: «Человек есть мера всех

Софисты и Сократ

Базовое положение Протагора гласит: «Человек есть мера всех вещей

в том, что они существуют, и в том, что они не существуют».
По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага.
Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.
Слайд 6

Софисты и Сократ Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир

Софисты и Сократ

Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков,

каким он представлен в чувствах человека. Дошли такие выражения Протагора: «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам» (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами).
Слайд 7

Софисты и Сократ Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже

Софисты и Сократ

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то,

что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:
Слайд 8

Аргументы Горгия: Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно,

Аргументы Горгия:
Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то

оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет.
Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.
Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.
Слайд 9

Софисты и Сократ Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н.

Софисты и Сократ

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э.,

Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии.
Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
Слайд 10

Софисты и Сократ Основная заслуга Сократа в том, что он первый

Софисты и Сократ

Основная заслуга Сократа в том, что он первый поставил

вопрос о том, что есть Истина, Добро, Красота сами по себе.
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4)
Слайд 11

Софисты и Сократ В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая,

Софисты и Сократ

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что

добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Слайд 12

Сократ 469-399 Элидо-эри- трейская школа Аристипп ок. 435 – ок. 365

Сократ
469-399

Элидо-эри- трейская
школа

Аристипп ок. 435 – ок. 365

Евклид ок. 430 – ок. 360

Платон 428/27 – 348/47

Федон 417

– ок. 350

Антисфен ок. 435-376

Киренская
школа

Мегарская
школа

Академия (платоники)

Киническая
школа

Эпикур
341-271

Зенон 336-264

Эпикурей- цы

Стоики

Аристотель 384 – 322/21

Древняя Академия
Средняя
Академия

Ликей (перипате- тики)

Слайд 13

Философия Платона Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э.,

Философия Платона

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины

— 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Слайд 14

Слайд 15

Философия Платона Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой

Философия Платона

Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии.

Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.
Слайд 16

Философия Платона. Онтология и антропология Платона «Уподобим душу соединенной силе крылатой

Философия Платона. Онтология и антропология Платона

«Уподобим душу соединенной силе крылатой парной

упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное». Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. 
Слайд 17

Философия Платона. Теория познания Всё, доступное познанию, Платон в VI книге

Философия Платона. Теория познания

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства»

делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Слайд 18

Философия Платона. Теория познания Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода —

Философия Платона. Теория познания

Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами

предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Слайд 19

Философия Платона. Теория познания Сфера умопостигаемого также делится на два рода

Философия Платона. Теория познания

Сфера умопостигаемого также делится на два рода —

это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Слайд 20

Философия Платона. Теория познания Подлинное познание есть припоминание. Припоминание того, что душа видела в Мире идей.

Философия Платона. Теория познания

Подлинное познание есть припоминание. Припоминание того, что душа

видела в Мире идей.
Слайд 21

Философия Платона. Политико-правовое учение Платона Основными политическими произведениями Платона являются трактаты

Философия Платона. Политико-правовое учение Платона

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство»,

«Законы» и диалог «Политик».
Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Слайд 22

Философия Платона. Политико-правовое учение Платона В идеальном государстве три класса: 1.

Философия Платона. Политико-правовое учение Платона

В идеальном государстве три класса:
1. Правители (философы)

– люди у которых превалирует духовное начало.
2. Стражи (воины) – люди у которых доминантным оказывается яростное начало души.
3. Труженики – люди стремящиеся к телесным наслаждениям.
Слайд 23

Философия Аристотеля Аристо́тель (Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 2

Философия Аристотеля

Аристо́тель (Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 2 октября

322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей или перипатетическую школу. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Слайд 24

Философия Аристотеля В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах

Философия Аристотеля

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего

сущего. Причины эти таковы:
1. Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Слайд 25

Философия Аристотеля 2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι)

Философия Аристотеля

2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) —

«то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Существует диалектика формы и материи. То что выступает формой на одном уровне бытия, может быть материей на другом.
Слайд 26

Философия Аристотеля 3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως)

Философия Аристотеля

3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) —

«то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
4. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.