Как пишутся стихи

Содержание

Слайд 2

ПОЭЗИЯ – ЭТО ?

ПОЭЗИЯ – ЭТО

?

Слайд 3

Можно ли научиться писать стихи? В чем особенность поэтического текста? Как

Можно ли научиться писать стихи?

В чем особенность поэтического текста?

Как определить, что

перед нами стихи?

Чем отличается поэзия от прозы?

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ РИФМА ? Рифма (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность)

ЧТО ТАКОЕ

РИФМА

?

Рифма (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность) – повтор

звуков, связывающих окончания двух или более строк

Например: труде - везде

Слайд 5

Синтаксический перенос Как царство белого снега, Моя душа холодна В.Я. Брюсов Красною кистью Рябина зажглась М.И.Цветаева

Синтаксический перенос

Как царство белого снега,

Моя душа холодна

В.Я. Брюсов

Красною кистью
Рябина зажглась

М.И.Цветаева

Слайд 6

ЧТО ТАКОЕ РИТМ ? Ритм (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность)

ЧТО ТАКОЕ

РИТМ

?

Ритм (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность) – повторяемость

в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через промежутки; упорядоченность ее звукового строя
Слайд 7

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР ЯМБ ХОРЕЙ ДАКТИЛЬ АНАПЕСТ АМФИБРАХИЙ

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

ЯМБ

ХОРЕЙ

ДАКТИЛЬ

АНАПЕСТ

АМФИБРАХИЙ

Слайд 8

Ямб (греч. iambosназв. музыкального инструмента) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа

Ямб (греч. iambosназв. музыкального инструмента) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа

которого содержит безударный и следующий за ним ударный слоги.

Ямб

- /- /- /- /-

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
А.С.Пушкин

Слайд 9

Хорей (от греч.choreios, от choros - хор) — двухсложный стихотворный размер

Хорей (от греч.choreios, от choros - хор) — двухсложный стихотворный размер

(метр), стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный слоги.

Хорей

/- /- /- /-

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
А.С.Пушкин

Слайд 10

Дактиль (от греч. daktylos букв. - палец) — трёхдольный размер античной

Дактиль (от греч. daktylos букв. - палец) — трёхдольный размер античной

метрики из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Дактиль

/- - /- - /- -/- -

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М. Ю. Лермонтов

Слайд 11

Ана́пест (греч. anapaistos— отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный стихотворный размер(метр),

Ана́пест (греч. anapaistos— отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный стихотворный размер(метр),

стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

Анапест

- -/ - -/ - - /-
- - / - -/ - - /

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
А. Блок

Слайд 12

Амфибрахий -/- -/- -/- -/- -/- -/- -/ На севере диком

Амфибрахий

-/- -/- -/- -/-
-/- -/- -/

На севере диком стоит одиноко
На голой

вершине сосна…
М.Ю. Лермонтов
Слайд 13

Пиррихий – Спондей – Стопа из двух кратких (в античном стихосложении)

Пиррихий –

Спондей –

Стопа из двух кратких (в античном стихосложении)

или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

/- /- /- /-
- - /- /-

/ / -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/

Слайд 14

Главное в поэзии – ритм. Сложно придерживаться определенного стихотворного размера, так

Главное в поэзии – ритм. Сложно придерживаться определенного стихотворного размера, так

как у каждого человека есть свой индивидуальный ритм. Нарушения стихотворного размера делают стихотворение «живым».