Любовная лирика Афанасия Афанасьевича Фета

Содержание

Слайд 2

Афанасий Фет (1820 – 1892) - замечательный русский поэт, тончайший лирик,

Афанасий Фет (1820 – 1892) - замечательный русский поэт, тончайший

лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Его появление на свет, как и уход из жизни, окутаны покровом неизвестности, домыслами, легендами.
Слайд 3

Уже в самом начале ХХ века Фета называли "певцом молчания", "певцом

Уже в самом начале ХХ века Фета называли "певцом молчания",

"певцом неслышимого", новый читатель с упоением внимал фетовским строкам, что "движутся "воздушной стопою", "едва произнесенные". "Вся мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от его стихотворений замирает сердце, кружится голова", - писал известный литературный критик К.Айхенвальд.
Слайд 4

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце

поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
Слайд 5

Весной 1845 года Афанасий Фет служил унтер - офицером кирасирского полка,

Весной 1845 года Афанасий Фет служил унтер - офицером кирасирского

полка, который располагался на юге России, в Херсонской губернии. Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Старшая была замужем, и ухаживания полкового адъютанта за женщиной, искренне любящей своего мужа, ни к чему не привели.
Слайд 6

Не имея надежд на сближение, вскоре его симпатии перешли к ее

Не имея надежд на сближение, вскоре его симпатии перешли к

ее сестре: «Я стал оглядываться, и глаза мои невольно остановились на её сдержанной, чтобы не сказать строгой, сестре…».
Слайд 7

Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и образованная.

Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и

образованная. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. С Марией вскоре произошла трагедия: она сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате от неосторожно оставленной папиросы. Белое кисейное платье девушки загорелось, она выбежала на балкон, потом бросилась в сад. Но свежий ветер только раздул пламя… Умирая, Мария будто бы просила сохранить его, Фета, письма. И еще просила, чтобы его ни в чем не винили…
Но чувство своей вины постоянно преследовало Фета на протяжении его жизни.
Слайд 8

Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт

Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление,

поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Слайд 9

В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка» с

В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая «стройная брюнетка»

с «необычайной роскошью черных, с сизым отливом волос». В память о былых чувствах Фет написал стих.
Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.
Слайд 10

До конца своих дней Фет не мог забыть Марию Лазич, жизненная


До конца своих дней Фет не мог забыть Марию

Лазич, жизненная драма, как ключ, питала его лирику, придавала стихам особое звучание. Предполагают, что у его любовных строк был один адресат, это – монологи поэта к умершей Марии, исполненные раскаянья, страстные. Её образ не раз возрождался в фетовской лирике.
Слайд 11

Несколькими годами позже, после смерти Марии, Афанасий Фет связал свою жизнь

Несколькими годами позже, после смерти Марии, Афанасий Фет связал свою

жизнь законным браком с дочерью торговца чаем Боткина. Он показал себя хорошим хозяином, приумножил состояние жены, а на шестом десятке добился-таки высочайшего повеления и вернул имя своего отца Шеншина со всеми правами, принадлежащими его роду и званию.
Слайд 12

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь -

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь -

вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах.
Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Пожилой в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном - о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости ("Нет, я не изменил","Моего тот безумства желал", "Люби меня! Как только твой покорный", "Еще люблю, еще томлюсь").
Какое счастие: и ночь, и мы одни! Река - как зеркало и вся блестит звездами; А там-то... голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами! О, называй меня безумным! Назови Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею И в сердце чувствую такой прилив любви, Что не могу молчать, не стану, не умею! Я болен, я влюблён; но, мучась и любя – О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю, И я хочу сказать, что я люблю тебя – Тебя, одну тебя люблю я и желаю! 1854
Слайд 13

Исследователи творчества поэта предполагают, что смерть Фета – самоубийство. Заведомо зная

Исследователи творчества поэта предполагают, что смерть Фета – самоубийство. Заведомо зная

как губительно для него спиртное, он, тяжелобольной, посылает свою жену за шампанским, а после её ухода быстро диктует секретарше: «Не понимаю сознательного пре-умножения страданий, добровольно иду к неизбежному». Он хватает тяжёлый стилет для разрезания бумаги, его отнимают, но тучный и багроволиций старик, задыхаясь, бежит в столовую. На полпути вдруг обрушивается на стул и умирает…
Фет умер в 1892 г. и был похоронен возле церкви в селе Клейменове.