Тема урока Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

Цели урока:

Слайд 3

Технологии:

Технологии:

Слайд 4

кроссворд

кроссворд

Слайд 5

По горизонтали: 1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний. 2. Общий вид

По горизонтали:
1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний.
2. Общий вид какой-нибудь местности.
3. Стилистическая фигура, основанная

на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.
4. Образное, художественное определение.
5. Мелкая подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий.
По вертикали:
1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.
2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.
3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.
5. Художественное изображение, образ литературного героя.
Слайд 6

Ответы:

Ответы:

Слайд 7

По горизонтали: 1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6.

По горизонтали:
1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6. Сюжет.
По

вертикали:
1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5. Портрет
Слайд 8


Слайд 9

1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется “Телеграмма”?

1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется “Телеграмма”?

Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ-предостережение/
Слайд 10

Задание по группам

Задание по группам

Слайд 11

Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с описанием

Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с описанием

природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/
Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Слайд 12

Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает вместе

Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает вместе

с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Слайд 13

Задание по группам

Задание по группам

Слайд 14

Задание по группам

Задание по группам

Слайд 15

Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в переводе

Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в переводе

означает “Солнечный путь”/. Можно ли употребить слово “пустельга” к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Слайд 16

Задание по группам

Задание по группам

Слайд 17

Задание по группам Художественные детали в рассказе: А) Манюшка, шмыгая носом.

Задание по группам

Художественные детали в рассказе:
А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла это

письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.
В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
Слайд 18

“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который обладал

“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который обладал

уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Слайд 19

Прием контраста - ленинградские и сельские страницы; в сцене, когда Настя

Прием контраста - ленинградские и сельские страницы;
в сцене, когда Настя получает

телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. –
“…а с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Слайд 20

Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/, “Чти

Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/, “Чти

отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”
Слайд 21

Задание по группам Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор

Задание по группам

Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор самоустраняется

из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Слайд 22

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? /Имя

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? /Имя

Настя “Воскрешающая”/. Для чего в рассказ вводится образ молодой учительницы?