Москва-третий Рим. Выполнил студент группы Э-101 Лапов Артем

Содержание

Слайд 2

Идеологема "Москва - третий Рим" является смысловой основой мессианской концепции периода

Идеологема "Москва - третий Рим" является смысловой основой мессианской концепции

периода образования Русского централизованного государства, которую можно назвать своеобразным прологом русской философии истории, в значительной степени определившей мессианское направление и проблематику ее развития. Ее обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок.1465 - 1542).

Елеазаров монастырь,Псковский район

Слайд 3

Русское государство — наследница Византийского Православного царства; Московский князь — прямой

Русское государство — наследница Византийского Православного царства;
Московский князь — прямой потомок

и наследник греческого императора как главы православного государства, поборник и защитник вселенского Православия;
Взгляд на Русь как на хранительницу христианской Церкви.

Таким образом, идея «Третьего Рима» постепенно подготавливалась всем историко-культурным контекстом эпохи и вместила следующие смыслы:

Слайд 4

« ... мала нѣкая словеса изречем о нынѣшнем православном царствѣ пресвѣтлеишаго

« ... мала нѣкая словеса изречем о нынѣшнем православном царствѣ

пресвѣтлеишаго и высокостолнеишаго государя нашего, иже во всеи поднебеснѣи единого христианом царя и броздодрьжателя святых Божиихъ престолъ святыя вселенскиа апостольскиа Церкве, иже вмѣсто римьской и костянтинопольскои, иже есть в богоспасеном градѣ Москвѣ святого и славнаго Успения Пречистыя Богородица, иже едина в вселеннѣи паче солнца свѣтится. Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конець и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьскимь книгамь то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти. Многажды и апостолъ Павелъ поминает Рима в Посланиих, в толковании глаголет: Римъ весь миръ .»

Первоначальный текст о «Третьем Риме» — Послание 1523-1524 гг. дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину

Слайд 5

«В Уложенной грамоте, скрепленной подписью и печатью константинопольского патриарха Иеремии II,

«В Уложенной грамоте, скрепленной подписью и печатью константинопольского патриарха Иеремии

II, слова о "Третьем Риме” изложены от его лица и относятся не только к городу, но и к царству, и даже в первую очередь к царству: "... твое же, о благочестивыи царю, — обращается вселенский патриарх к царю Федору Иоанновичу, — великое Россииское царствие, Третеи Рим, благочестиемъ всѣхъ превзыде, и вся благочестивая царствие в твое въ едино собрася, и ты единъ под небесемъ христьянскии царь именуешись въ всей вселеннеи, во всѣхъ христианехъ”.

Уложенная грамота Московского поместного собора (1589), будучи памятником древнерусского канонического права, закрепила на историко-каноническом уровне определение «Третьего Рима»

Слайд 6

В третьей главе Части 2 тома V Истории России, опубликованном в1856

В третьей главе Части 2 тома V Истории России, опубликованном в1856

году,С.М.Соловьев пишет :
«Филофей в послании Мисюрю Мунехину касается значения Московского государства: два Рима пали, третий есть Москва, четвертому не быть.»
В. О. Ключевский в Курсе русской истории (1902) отмечает: «Филофей едва ли высказывал только свои личные мысли, когда писал отцу Грозного, что все христианские царства сошлись в одном его царстве, что во всей поднебесной один он православный государь, что Москва — третий и последний Рим».
Слайд 7

1. Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М. Г. Мисюрю

1. Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М. Г. Мисюрю

Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима» // Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV — XVI вв.). — М.: Издательство «Индрик», 1998.
2. Карташёв А. В. История Русской Церкви: В 2-х т. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — Т. 1 (Серия «Антология мысли»).
3. Стремоухов Дм. Москва — Третий Рим: источник доктрины // Из истории русской культуры. — Т. II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. 2002.— Эл. Ресурс: http://ec-dejavu.ru/m-2/Moskow_Third_Rome.html
4. Шаховской Д. М. Идея «Москва — Третий Рим». Основная тематика // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика.

Литературные источники: