Богословское обоснование трезвенного движения

Содержание

Слайд 2

Проблематика Библия благословляет вино Святые отцы призывают к умеренности Древние народы,

Проблематика

Библия благословляет вино
Святые отцы призывают к умеренности
Древние народы, употребляя вино, не

спивались
Сложные места
Вино веселит сердце человека
Первое чудо Спасителя
Апостол Павел советует употреблять вино
Тайная вечеря
Слайд 3

Употребление слова «вино» в Ветхом Завете

Употребление слова «вино» в Ветхом Завете

Слайд 4

Еврейские слова со значением «вино»

Еврейские слова со значением «вино»

Слайд 5

Основные термины и их значения Йайин (03196) свежевыжатый виноградный сок сок переработанный для хранения опьяняющий напиток

Основные термины и их значения Йайин (03196)

свежевыжатый виноградный сок
сок переработанный для

хранения
опьяняющий напиток
Слайд 6

Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок Ис 16:10:

Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок

Ис 16:10: «Исчезло

с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда3196 в точилах: Я прекратил ликование»
Слайд 7

Основные термины и их значения Псалом 74:9 Ћкw чaша въ руцЁ

Основные термины и их значения

Псалом 74:9
Ћкw чaша въ руцЁ гDни, вінA

нерастворeна и3сп0лнь растворeніz, и3 ўклони2 t сеS въ сію2: nбaче др0ждіе є3гw2 не и3стощи1сz, и3спію1тъ вси2 грёшніи земли2.
Юнгеров: Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются: выпьют все грешники земли.
oi#nou a'kra/tou plh_rev kera/smatov
Слайд 8

Основные термины и их значения Тийрош (08492) свежевыжатый виноградный сок: Втор.

Основные термины и их значения Тийрош (08492)

свежевыжатый виноградный сок:
Втор.

18:3-4 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему,.
молодое вино
Слайд 9

Основные термины и их значения Шекар (07941) опьяняющий напиток: Лев. 10:8-10

Основные термины и их значения Шекар (07941)

опьяняющий напиток:
Лев. 10:8-10

И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков7941 не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…
Притч. 20:1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Слайд 10

Общие замечания о ветхозаветной терминологии Контекст: Хлеб, вино и елей Вино

Общие замечания о ветхозаветной терминологии

Контекст: Хлеб, вино и елей
Вино – дар

Божий, благословение Божие, веселит сердце человека
Контекст: Вино и сикера
Вино – проклятие человека, делает его безумным, запрещено при приближении к святыне и посвящении себя Богу
Слайд 11

Культура трезвости у древних народов

Культура трезвости у древних народов

Слайд 12

Культура трезвости у древних народов Плутарх В давние времена спартанцы по

Культура трезвости у древних народов Плутарх

В давние времена спартанцы по праздникам напаивали

илотов несмешанным вином и потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение. Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства.
Слайд 13

Культура трезвости у древних народов Плиний То, что дает нам возможность

Культура трезвости у древних народов Плиний

То, что дает нам возможность сделать

более важное - мы лишаем вино его силы посредством льняного фильтра
Вина становятся наиболее полезными, когда вся их сила удаляется фильтром.
Слайд 14

Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526) Именитые, либо богатые

Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526)

Именитые, либо богатые мужи чтут

праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы.
Слайд 15

Культура трезвости в Православии

Культура трезвости в Православии

Слайд 16

Противоречие Неумеренность в винопитии сравнивается с чревоугодием, употребление вина уподобляется употреблению воды. Пьянство осуждается до ада

Противоречие

Неумеренность в винопитии сравнивается с чревоугодием, употребление вина уподобляется употреблению воды.
 Пьянство

осуждается до ада
Слайд 17

Ветхий Завет Прит.23:20 Не будь между упивающимися вино, между пресыщающимися мясом:

Ветхий Завет

Прит.23:20 Не будь между упивающимися вино, между пресыщающимися мясом:
Прит.23:21 потому

что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
Слайд 18

Новый Завет Мф. 11:18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет;

Новый Завет

Мф. 11:18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и

говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
Слайд 19

Новый Завет Рим.13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь]

Новый Завет

Рим.13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь]
ни

пированиям и пьянству,
ни сладострастию и распутству,
ни ссорам и зависти;
Слайд 20

Святые отцы АЕвагр.11:10 Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно.

Святые отцы

АЕвагр.11:10 Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То

и другое позволительно только больным.
 ЕфСир.14:8 Есть воздержание в питии, – не употреблять без меры не только вина, но и воды, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не искать разных напитков, не пить вина без нужды, не ходить на пиры.
Слайд 21

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая) Неумеренное питье вина

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Неумеренное питье вина не меньше,

чем и чрезвычайное употребление воды, даже гораздо больше причиняет тяжких болезней и душе и телу, производя борьбу страстей, внося в ум бурю нечистых помыслов, расслабляя и расшатывая силы тела.
Слайд 22

Осуждение пьянства 1Кор.6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не

Осуждение пьянства

1Кор.6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
Слайд 23

Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая) Что,

Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Что, в самом

деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство - демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Изрыгания, позевания и крики пьяных неприятны и противны, и тем, кто видит и присутствует вместе с ними, внушают крайнее отвращение. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо, и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание.
Слайд 24

Святые отцы о умеренности

Святые отцы о умеренности

Слайд 25

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая) Наилучшее лекарство –

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Наилучшее лекарство – когда ты

соблюдаешь полнейшую умеренность. Это – полезная нам твердыня и против еретиков, клевещущих на создание Божье;… и против более простых из братьев наших,
Слайд 26

Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея Я слышу, как

Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея

Я слышу, как многие, когда

встречаются такие случаи, говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, - о, человек, - причиною такого зла? Нет, - не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, - потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, - потому что есть воры; пропади свет, - потому что есть клеветники; да погибнут жены, - потому что есть блудницы. Таким образом ты все наконец захочешь истребить.
Слайд 27

Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29-я беседа) Кроме того,

Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29-я беседа)

Кроме того, (можно сказать)

и то, что он (Ной), чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею” (Притч. 31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы.
Слайд 28

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая) Вино дано Богом

Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)

Вино дано Богом не

для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели, ибо "вино", говорится, "веселит сердце человека" (Пс. 103:15), а ты делаешь его причиной печали. И действительно, чрезмерно упивающиеся бывают мрачны духом, так как над умом их разливается великий мрак.
Слайд 29

Типикон Преп. Симеон Чудотворец: «Яко похвала монаху, еже не пити вина.

Типикон

Преп. Симеон Чудотворец: «Яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще

и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает питии монахом».
Слайд 30

Святитель Иоанн Златоуст Выводы Вино: Дар Божий (но «дано для трезвости»)

Святитель Иоанн Златоуст Выводы

Вино:
Дар Божий (но «дано для трезвости»)
Лекарство для тела
Лекарство

для души (от печали)
Лучшее лекарство от пьянства – умеренность
Полное воздержание допустимо, но это дело подвижников
Пьянство:
1. есть неумеренность (критерий – опьянение)
2. проклято
Слайд 31

Трезвенное движение Основные тезисы Алкоголь не является пищевым продуктом, но легальным

Трезвенное движение Основные тезисы

Алкоголь не является пищевым продуктом, но легальным наркотиком
Лучшее средство

от пьянства – полное воздержание
Самые вредные напитки – слабоалкогольные
Самые вредные люди – умеренно- и культурнопитейщики
Пьянство навязано теми, кто наживается на чужих немощах
Доходы от пьянства приносят больше убытков, чем дохода (в т.ч. здоровью)
Слайд 32

Сравнение святоотеческой и современной терминологии в светском трезвенном движении – категорическая

Сравнение святоотеческой и современной терминологии

в светском трезвенном движении – категорическая недопустимость.


В церковном трезвенном движении воздержание от неопьяняющих доз рассматривается как эффективная педагогическая мера, а не как догматическое утверждение.
Слайд 33

Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения В основных вопросах позиции

Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения

В основных вопросах позиции совпадают.
Различие

касается вопроса употребления малых (неопьяняющих) доз. Это различие связано с изменением характера употребления хмельных напитков:
В древности состояние опьянения было не целью, но «побочным» эффектом невоздержанной жизни
В Новое время опьянение становится целью употребления
Современное православное трезвенное движение рассматривает воздержание от малых доз как следование словам апостола Павла «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Можно утверждать, что современное трезвенное движение действует в духе святых отцов
Слайд 34

Современные святые отцы о трезвости

Современные святые отцы о трезвости

Слайд 35

Древнерусские поучения 51 глава Стоглава «Подобает прежде всего заботу и попечение

Древнерусские поучения

51 глава Стоглава «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь

о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»
Слайд 36

Святитель Феофан Затворник «Не упивайтеся вином», – говорит апостол. Но как

Святитель Феофан Затворник

«Не упивайтеся вином», – говорит апостол. Но как положить

меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.