Человек, как образ и подобие бога

Слайд 2

"Символ есть такая реальность, которая будучи сродни другой изнутри, по производящей

"Символ есть такая реальность, которая будучи сродни другой изнутри, по производящей ее

силе, извне на эту другую только похожа, но с нею не тождественна." о.Павел Флоренский. Часто мир материальный называют символом мира духовного. Об этом говорит и преп. Максим Исповедник в комментариях на "Послание Титу-иерарху" св.Дионисия Ареопагита: "Само создание мира, происходя из невидимого Божия, имеет некоторым образом чин символа".

История же человечества началась с сотворения первого человека, Адама-Быт.5,1. "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его". На предвечном Божием Совете человек замыслен как образ и подобие Бога. Но далее в тексте говорится про уже сотворенного человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его".Тут уже не говорится о подобии. В райском состоянии человек был безгрешен, но еще несовершенен. Слово <образ> звучит по гречески как <икона>. По сути человек являлся как бы первой иконой Бога. Но остался ли он таковым? К  сожалению, нет. Грехопадение исказило образ Божий в человеке. И задачей всей жизни для человека становится восстановление в себе этого богоподобия. Неслучайно "преподобными" называют святых в монашеском чине. Человек может достигнуть богоподобия, но только в сотрудничестве с Богом.

Слайд 3

Кто я? Каждый день огромное количество людей на земле задаются вопросами:

Кто я?

Каждый день огромное количество людей на земле задаются вопросами: кто

я, зачем я существую? И не смотря на кажущееся многообразие, у современного человека ответов на эти вопросы всего три. Либо человек, это любимое творение Высшей Личности – Бога, для которого Творец приготовил определённую роль в мироздании. (Как вариант, возможно и многобожие, но сейчас это малораспространенное верование). Либо человек – это часть абсолютно безличного Брахмана (Брахман, то есть безликая, всеобъемлющая душа – вселенная, вселенная – Брахман), и человеку нужно раствориться в нём, слиться с ним, лишившись всякой индивидуальности. Либо человек – это побочный продукт бессмысленного движения неодушевлённой материи (движение – форма существования материи), и соответственно его жизнь вообще не имеет никакой реальной ценности. От того, какой ответ люди принимают за истину, осознают они это или нет, зависит их жизнь.
Слайд 4

Кто они - счастливые? И исходя из того, что большинство людей

Кто они - счастливые?

И исходя из того, что большинство людей несчастливы

(счастье – не удовлетворение потребностей, а полнота самовыражения в осуществлении предназначения), можно сделать вывод, что неверный ответ – самый распространённый. Для нас же, людей верящих Божьему откровению, ответ на этот вопрос очевиден: человек Божье творение, более того человек – образ и подобие своего Творца. Но за кажущейся простотой этого утверждения зачастую стоит непонимание того, что же это такое: «образ и подобие» Бога?
Слайд 5

Что такое человек? Средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные

Что такое человек?

Средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы,

чем философы античности или нового времени. Однако, две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первое – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» - откровение, не подлежавшее сомнению. Вторая –разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного». Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше – разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь(животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога»тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы – ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Слайд 6

Оценка человека Первое, что отличает антропологию уже самых ранних христианских философов

Оценка человека

Первое, что отличает антропологию уже самых ранних христианских философов от

античной, языческой, - это крайне двойственная оценка человека. Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь – в том смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миром). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой – платонизм и аристотелизм – не выносят человека из системы других существ – душ, ангелов, демонов богов, разнообразных умов разной степени «чистоты» и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой,- только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.

Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей основной Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек – пришелец из другого мира (который можно назвать «небесным царством», «духовным миром»,«раем», «небом») и должен опять туда вернуться. Хотя он согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек – царь природы, венец творения и т.п.

Слайд 7

Образ и подобие Бога Вот как отвечает на этот вопрос один

Образ и подобие Бога

Вот как отвечает на этот вопрос один из

отцов церкви – Григорий Нисский. Бог – прежде всего царь и владыка всего сущего. Решив создать человека, он должен был сделать его именно царем и владыкой над всеми тварями. А царю необходимы две вещи: во-первых, свободы и независимость от внешних влияний; во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И бог наделяет человека разумом и свободной волей, т.е.способностью суждения и различения добра и зла: это-то и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу –как связующее звено с природой, над которой он призван владычествовать. Однако же человек – это не только владыка всего сущего, занимающий первое место во всей природе.

У того же Григория сразу после панегирика царственному великолепию человека, облаченного в пурпур добродетелей, золото разума и наделенного высочайшим божественным даром – свободной волей, следует сокрушенный, горестный плач о человеке, опустившемся ниже любого скота, находящемся в самом позорном рабстве у своих страстей и влечений: ведь чем выше положение, тем страшнее падение. Налицо трагическая расколотость человека, заложенная в самой его природе.