«Государь» Н. Макиавелли

Содержание

Слайд 2

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527).

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527).
Сочинениями

Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних.

Слайд 3

«Вот почему все вооружённые пророки победили, а все безоружные погибли, ведь

«Вот почему все вооружённые пророки победили, а все безоружные погибли, ведь

помимо всего прочего, народ обладает изменчивой природой, его легко в чём-либо убедить, но трудно удержать в этом убеждении. Поэтому нужно быть готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру».
Глава VI. О новой власти,
приобретаемой с помощью
собственного оружия и доблести
Слайд 4

«Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться

«Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться

на собственные, предпочитая проиграть со своей армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая..»
Глава XIII. О союзных, смешанных и собственных войсках
Слайд 5

«..всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его считали милосердным, а

«..всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его считали милосердным, а

не жестоким, тем не менее он должен остерегаться, как бы не употребить это добронравие во зло..»
Глава XVII. О милосердии и жестокости и о том, что лучше: внушать скорее любовь, чем страх, или наоборот
Слайд 6

«По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили

«По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили

или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».
ГЛАВА XVII
О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ
Слайд 7

«Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и

«Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и

благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время».
ГЛАВА XVII
О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ
Слайд 8

«..из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев

«..из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев

боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана». 
ГЛАВА XVIII. О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО
Слайд 9

«Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут,

«Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут,

хороши или плохи, — зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников».
ГЛАВА XXII. О СОВЕТНИКАХ ГОСУДАРЕЙ
Слайд 10

«Итак, государю всегда следует спрашивать совета, но когда этого хочет он,

«Итак, государю всегда следует спрашивать совета, но когда этого хочет он,

а не другой. Более того, он должен отбить у всякого охоту давать ему советы, когда не спрашивают, но в вопросах не следует себя ограничивать, а правдивые ответы нужно выслушивать терпеливо и даже, если собеседник из уважения к государю станет о чём-то умалчивать, видеть в этом повод для беспокойства».
Глава XXIII. Каким образом избегать льстецов